Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Высылающие и сдерживающие средства управления



Верховая езда и особенно прочувствован­ное применение средств управления выг­лядят в теории всегда очень логично и про­сто. Вы уже вооружены обширными пред­варительными знаниями о посадке, а я вам теперь опишу связанные с ней команды. Это теоретическая модель, и звучит это слишком логично: сначала довести до со­вершенства посадку, а затем приступить к существу дела, т.е. к управлению лошадью. Обучающийся верховой езде, так же, как и опытный всадник, часто сталкивается с та­кой ситуацией, когда необходимо срочно применить средства управления, даже если посадка еще не на все сто процентов правильная. Посадка и команды всегда со­ставляют единое целое; чем прочнее по­садка, тем тоньше управление лошадью. В принципе, посадка сама по себе являет­ся важным средством управления лоша­дью. Ученик всегда осваивает и то, и дру­гое параллельно — посадку и управление, что и оценивается на спортивных соревно­ваниях.

В начале этой главы я объяснила, почему подачу команд я рассматриваю как слож­ную комплексную ситуацию, предъявля­ющую определенные требования к всад­нику, и не делю их, как принято, на три со­ставные части — управление уклонами корпуса (перераспределение веса), шен­келями и поводом. Я разделила бы их по функции на высылающие, собирающие и ограничивающие команды.

Лошадь должна быть как бы впряжена между средствами управления всадника. У англичан на случай, если лошадь под воздействием команд должна с рыси пе-


рейти в галоп, существует метафоричес­кое выражение: «between knees and hands» («между коленями и руками»).

Представьте себе резиновую ленту или веревку, которую вы хотите заставить виб­рировать. Для этого ее надо закрепить с двух концов, иначе не возникнет колеба­ний. Спина лошади представляет собой именно такую резиновую ленту, и если она действительно должна пружинить, то ей необходимы точки опоры по двум концам. Одним таким концом становится опорная задняя нога лошади, а другим — ее голо­ва. Не случайно в теории верховой езды существует понятие, что лошадь должна идти в поводу. Она двигается следующим образом: от задней ноги по направлению к трензелю, а затем, как бы отталкиваясь от него, развивает большую способность к продвижению вперед. В этом и заклю­чается взаимодействие посылающих и сдерживающих средств управления, ло­шадь как бы впряжена между ними. Посыл шенкеля всадника амортизируется и «до­зируется» впереди. Таким образом возни­кает планомерная игра между посылом, амортизацией и сдерживанием. Такая игра средств управления сохраняет свое значение на любом уровне мастерства всадника. Она одинаково важна как для молодой, так и для выезженной лошади, для работы на расслабление и концент­рацию. Работа по коррекции неправиль­но выезженной лошади должна начинать­ся именно с этого момента, чтобы снова заставить ее реагировать на совокупное применение средств управления, улуч­шив тем самым восприимчивость и дис­циплинированность.

Расслабление

Работа на расслабление, так же, как и проверка раскрепощенности, связана с




тем, что лошадь отжевывает железо, по­вод ослаблен. При этом всадник должен удерживать ее поводом таким образом, чтобы ее голова двигалась вперед и вниз. Связь с лошадью через повод сохраня­ется, это значит, что воображаемая ре­зиновая лента остается натянутой, и в области спины могут возникнуть колеба­ния. Научить лошадь правильно проги­баться вглубь, т.е. двигаться с расслаб­ленной поясницей вперед и вниз, не те­ряя при этом импульса (рис. 7.8) — это одна из самых сложных задач в верховой езде. Один знаменитый тренер сказал мне как-то, что тому, кто действительно научил лошадь двигаться таким образом, по плечу самые сложные элементы. Так ли это на самом деле — это еще вопрос, но по крайней мере ясно, насколько это сложная задача.

Лошадь, двигающаяся с выгнутой спиной, должна как следует отталкиваться своими


задними ногами. Спина ее сильнее выгну­та, шея, начиная от холки, вытянута вперед и вниз. Мышцы шеи и спины при этом ра­ботают на вытяжение (сравните эту рабо­ту со сходной работой мускулатуры всад­ника, она описана в главе о физиологии). Эта работа мышц на растяжение и удли­нение — особенно ценное достижение тренировок. В теории спортивных трени­ровок говорится, что мышца только тогда может работать наиболее результативно, когда она была предварительно разогре­та и растянута. И здесь решающее значе­ние имеет четкое реагирование лошади на применение посылающих и сдерживаю­щих средств управления. Без воображае­мой резиновой ленты нельзя добиться хо­рошего растяжения большой мышечной цепочки лошади от затылочной связки до задней ноги. Когда лошадь двигается в манеже рысью на свободом поводу, кон­такт руки всадника с ее ртом отсутствует,




и в лучшем случае она может хороша раз­мяться, но спина ее уже не сможет пруж-нить (рис. 7.9).

Насколько глубоким должно быть это выгибание? В теории существуют такие вспомогательные показатели: нос лоша­ди должен быть на уровне стремени (рис. 7.8).

На самом же деле это зависит и от ситу­ации, и от уровня подготовки. Существу­ет много разных путей выработки хоро­шей программы растяжки. Но всякий раз ее надо подгонять под конкретную ло­шадь, конкретного всадника и под фак­тический уровень его подготовки. Я не собираюсь предлагать каких-то запатен­тованных рецептов. Скорее, речь идет о том, что вы должны постараться еще глубже почувствовать свою лошадь и са­мостоятельно найти для себя оптималь­ную программу расслабления. Причем,


она должна меняться в зависимости от особенностей дня.

Многие лошади быстрее раскрепощают­ся, если их предварительно работают на корде, другим это проще сделать на га­лопе, а не на рыси; одни расслаюляются на полуодержках, в момент смены темпа или аллюра, другим нужна работа на изогнутых линиях, третьим нужно гало­пировать по скаковой дорожке ипподро­ма, а четвертые любят работу с кавалет-ти, гимнастические прыжки или прыжки на свободе. Палитру этих возможностей можно легко расширить. Важно только, что при всем этом многообразии основ­ное требование остается прежним: дви­жение идет сзади в сторону рта лошади, игра между воздействием посылающих и сдерживающих средств управления, благодаря которому и спина лошади мо­жет совершать пружинящие движения.



Сбор

При работе над сбором резиновая лен­та также играет решающую роль. При сборе лошади толкающая сила задней ноги преобразуется в тягловую, и лошадь заступает под центр тяжести, сильнее сгибая бедра (рис. 7.10).

За счет усиленного прогибания бедер передняя часть корпуса лошади разгру­жается, тем самым в большей степени раскрепощаясь для движения. Шея и за­тылок обращены вперед и вверх, так что рот лошади находится приблизительно на уровне ее тазобедренных суставов.

В сравнении с ездой с прогибанием ло­шади в глубину здесь можно обнаружить те же критерии. В первом случае спина выгибается, возникает натянутая дуга от зада лошади к голове, мышечная цепоч­ка в целом работает на растяжение. При упражнениях на сбор дело обстоит почти


 

так же, но растяжение идет не в глубину, а в высоту — вперед и вверх. Это распрям­ление, направленное в противоположную сторону от действия силы тяжести, не приводит к возникновению напряжения, оно требует увеличения основного тону­са мускулатуры (а также четкого реагиро­вания лошади на применение посылаю­щих и сдерживающих средств управле­ния). Резиновая лента должна растяги­ваться, не переставая; именно при сборе эти колебания увеличиваются; спина ло­шади получает больше информации о ха­рактере движения, ее движения становят­ся более грациозными и степенными. Это, конечно, требует очень хорошей ре­акции на применение посылающих и сдерживающих средств управления, по­скольку только так может быть достигнут без потери раскованности и гармонии от­носительно высокий основной тонус, не­обходимый для сбора. Часто при рас­прямлении у лошадей появляется тенден­ция отводить шею и затылок назад. Таким образм они избегают растяжения ценой реальной раскрепощенности. В каждой фазе верховой езды и особенно в фазе сбора обязательно должна быть заметна тенденция поступательного движения вперед! Однако и осаживание относится к упражнениям на выработку сбора. Это помогает проверить послушание и вос­приимчивость лошади к командам всад­ника, а также позволяет ей перенести большую часть веса на задние ноги.

Кроме того, для правильного сбора важ­но не только в нужный момент принять повод на себя; изменения должны про­изойти и непосредственно в посадке всадника. Естественное прямое положе­ние челюсти лошади на уровне высоты тазобедренного сустава — наиболее благоприятное условие для связи между ртом лошади и ее задней ногой.




Усилив сбор, можно проверить, действи­тельно ли сохранилась тенденция посту­пательного продвижения вперед с упо­ром в повод. Если сбор был правильным, то лошадь продолжает свое движение вперед, сохраненяя ритм и непринуж­денность. Длительная работа в сборе весьма утомительна для нее. Чтобы ло­шадь не стала напряженной и могла рас­слабиться, работу на сбор, которая начи­нается с сокращения темпа, нужно вы­полнять лишь на коротких репризах. Ра­бота с ускорением темпа обязательно является логичной противоположностью сбора на ходу. Если это отрицательно сказывается на раскрепощенности и об­щем рисунке лошади, то нужно между репризами в сборе прогнуть ее в глуби­ну, пока она снова не наладит спокойно­го контакта с трензелем. Именно чере-


дование упражнений на сбор и коротких реприз расслабляющей работы препят­ствует возникновению скованности и у всадника, и у лошади. «Добротный» сбор нужно вырабатывать очень осторожно.

Сам же всадник тоже должен как бы со­браться в своей посадке. Как было опи­сано выше, лошадь чувствует основной мышечный тонус корпуса всадника и ре­агирует на него. Собраться самому в про­цессе верховой езды без судорожного напряжения не так-то просто, это требу­ет определенных усилий. В идеальном случае эти усилия не должны быть замет­ны по виду всадника (рис. 7.12). Конеч­но, импульсивные лошади провоцируют всадника на нестабильные отклонения назад от вертикального баланса, а подат­ливые лошади только мешают всаднику действовать и провоцируют его к тормо-




Рис. 7.12. Применение средств

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.