Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Постмодернизм в историческом знании. Теория исторического познания Хейдана Уайта.



Постмодернизм оказался созвучен ницшеанским идеям кризиса. Философия постмодернизма: основная идея – существующий мир – это хаос, в мире нет сущьности. Явление фиксируется на уровне опыта, и его глубинный смысл, его сущность мы зафиксировать не можем. Невозможна универсализация, логически непротиворечивые онтология. Существующие явления вызывают различные тексты их интерпретирующие. Каждая интерпретация изначально авторская и она оказывается не столько пониманием, сколько текстом, рассказывающем историю об этом явлении.

Прочтение любого текста – это интерпретация, перечитывание текста – вновь интерпретация Þ нельзя говорить об истинности и адекватности знания так как эту адекватную модель выявить невозможно Þ распадается мир как условность Þ так как мир распадается на множество интерпретаций его отдельными людьми, они имеют смысл как отдельные текст.

Любой текст для построения требует материала. Им оказался язык, вне языка ничего не существует.

Важный метод исследования, позволяющий доказать распад мира – доказательство раскола сознания, по мнению постмодернизма, эта ситуация нормальна, так как жизнь через интерпретацию рассматривается как игра. Игра для получения удовольствия – важный принцип жизни. У постмодернистов – доказательство ограниченности классической логики. Необходима была адаптация постмодернистских идей к теории исторического познания, этим занимались Анкерсмит и Хейден Уайт. Анкеррсмит “Историография и постмодернизм”: важная черта современной исторической мысли выводится из практики исторических исследований. Все работы по определенной теме прочитать невозможно + мы имеем дело с интерпретациями. Углубляясь в интерпретацию теряешь общий образ истории, пропадает целостность истории, история становится интерпретацией событий.

История должна стать другой Þ необходимо считаться с тем, что множество интерпретаций в истории – нормальная ситуация.

Уайт основывался на мысли, что любое осознание истории осуществляется в языке. Язык уже не средство выражения мыслей, а специфической средой в рамках которой возникает история. История должна подстраиваться под существующий язык, язык формирует специфику исторического восприятия. Уайт считает, что необходимо выстроить типологию исторического описания: как историки интерпретируют исторические события Þ существует несколько типов исторического повествования. В качестве критериев сравнения он выделяет:

· форма построения сюжета

· способ формальной аргументации

· наличие определенной внутренней идеологии

Помимо исторических работ существует 2 формы донаучной истории: хроника – изложение событий; история – изложения событий в причинно-следственной связи.

По первому критерию: сюжет диктуется существующей практикой и мировоззрением, жизненной философией автора Þ 4 варианта сюжетного построения: роман, трагедия, комедия, сатира. В романе добро побеждает зло, некая оптимистическая картина. Сатира – видение мира где человек выступает как узник. Мир устроен довольно скверно. В трагедии герой терпит поражение, но силы добра побеждают. Комедия – мир устроен плохо, но иногда мировое добро побеждает.

Существует 4 способа построения аргументации: формизм, аголицизм, механицизм, контекстуализм. Формизм попытка зафиксировать многообразие явлений, путем создания классификации. Аголицизм: мир воспринимается как целостное. Механицизм: построение причинно-следственных связей. Контекстуализм: объяснение исходя из контекста.

По третьему критерию он выделяет традиционные идеологии.

У каждого типа сюжета собственная аргументация и идеология, эта связь у него очень жесткая. Бесполезна полемика между исследователями анализирующими одни и те же сюжеты в рамках различных стратегий.

Метафора Þ роман Þ формизм Þ анархия.

Метанимия Þ трагедия Þ механицизм Þ политический радикализм.

Синегдоха Þ комедия Þ аголицизм Þ консерватизм.

Ирония Þ сатира Þ котстектуализм Þ либеральная идеология.

Метафора – определенное явление характеризующееся по сходству с другими.

Синегдоха - явление характеризующееся через один важнейший признак.

Метанимия - явление характеризующееся через один из своих признаков.

Ирония - явление характеризующееся как насмешка над другими явлениями.

Историк должен отдавать отчет в том, как язык влияет на полученное знание Þ язык тоже предмет рефлексии. История существует только в языке. Историк в работе должен учитывать языковой фактор.

Его книга называется “Metahistory”.

 


[1] A. Hauvette. Hérodote historien des guerres médiques. P. 1894.

[2] J. Myres. Herodotus, Father of History. Oxford, 1953.

[3] E. Howald. Ionische Geschichtsschreibung. Hermes, 58. 1923. S. 113 ff.

[4] M. Pohlenz. Herodot der erste Geschichtsschreiber des Abendlandes. Berlin; Leipzig, 1937.

[5] G. B. Grundy. The Great Persian War. L., 1901; J. Kromayer. Antike Schlachtfelder. Leipzig, 1924 - 1931. См. также: A. Ferrill. Herodotus and the strategy and tactics of the invasion of Xerxes. Amer. histor. rev., LXXII. 1966. P. 102. Автор показывает, что Геродот обнаруживает гораздо больше знания военной тактики и стратегии, чем обычно полагают.

[6] C. Hignett. Xerxes Invasion of Greece. Oxford, 1963.

* Интересно, что в это же время (и раньше) констатируется существование школ (scolae) в средней Галлии. Некоторые из действующих лиц сочинения Григория Турского “Vitae patrum” посещали школы (“scolas puerorum”), где они должны были “litteris exerceri”, где они обращались “ad studia litterarum”. Окончивший эту школу становился “litteris institutus”.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.