Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Итальянского Возрождения



Основные черты историческойС середины XIV века в европейской культуре про-

мыслиисходят значительные изменения, что связано с

итальянского Возрожденияформированием нового типа культуры, который

стал первым этапом на пути складывания современной европейской культуры. Культурным центром в это время становится Италия, и культура нового типа – это, прежде всего, результат итальянского влияния. Здесь необходимо обратить внимание на малый социальный слой Италии – а именно, итальянских гуманистов, которые осознали свою эпоху как принципиально новую. Они смогли отказаться от традиции, которая представляла собой не что иное, как «вчерашний день». В идеале деятельность их должна была быть универсальной, охватывающей все сферы жизни, то есть, направлена на возрождение того, что было накоплено в античное время, причем без разрыва с христианством. Гуманисты приняли христианский взгляд на историю как единый линейный процесс. Но в целом основная их идея состояла в том, что забыто великое наследие античности. В итоге у гуманистов сложился своеобразный культ античности, и они обращаются к античным историкам, заметно стремление гуманистов подражать им как в стиле написания произведений, так и в самой жизни. Гуманисты вслед за античными авторами вновь прибегают к критике источников, также проявляется и их стремление рационально объяснять исторические события. Ими вырабатывается новая периодизация истории и ее деление на древнюю, средневековую и современную. В целом периодизация строилась на античной методологии, критерием для которой стал уровень развития культуры и искусства. В это же время возрождается античная тематика исторических произведений, в частности, военно-политическая. Церковная же история практически сходит на нет. Наиболее активно в качестве источников начинают использоваться труды именно античных историков.

В этот период времени происходит оформление трех исторических школ:

1) риторическая школа (состояла из непрофессиональных историков, для которых

история представляла не что иное, как литературный жанр);

2) политическая школа (в след за Полибием приоритет оставляла за политическими

сюжетами);

3) эрудитская (её представители занимались сбором информации об античности и ее

критикой; в то же время историей они занимались ради удовольствия, ибо наука эта становится модной, начинают формироваться научные исторические центры, одним из которых стала Флоренция).

Одним из представителей новой культурной традиции становится Франческо Петрарка (1304-1374 гг.), итальянский поэт. Его перу принадлежит книга «О знаменитых мужах». Эта работа повествует о героях периода величия Италии, которые достойны изучения и восхваления. Основным источником для ее автора послужили труды Тит Ливия. Петрарка же переработал материал исходя из своих задач. В итоге из работы были вырезаны все негативные моменты, которые присутствовали у Тит Ливия, и были созданы идеальные герои. Важной задачей для Петрарки стало описание героев адекватным языком, что он и попытался сделать на классической латыни. Важен был для него и стиль повествования.

Две исторические работы принадлежат перу другого итальянского писателя-гуманиста Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.). Это «О знаменитых женщинах», которая стала подражанием Петрарке. Можно отметить то, что для её автора важен более стиль рассуждения, нежели содержание. При написании произведения Боккаччо использует труды Тит Ливия и Тацита, хотя используемый им материал ограничивался главным образом именами, оставшуюся часть повествования автор составил самостоятельно.

Вторая его работа посвящена современности и называется «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360 г., опубликована в 1477 г.). При ее написании Боккаччо опирался на устные рассказы о Данте, а также его собственные произведения. В этом произведении Данте выступает как великий человек и автор, к тому же предстает перед нами как живой образ.

Крупным представителем риторической школы является Леонардо Бруни (1370 или 1374 – 1444 гг.). Он много путешествовал, хорошо знал античных авторов и занимал должность канцлера Флорентийской республики. Во Флоренции он создает труд «История Флоренции в 12-ти книгах», который считал главным делом своей жизни.

Надо отметить, что Бруни интересует главным образом политическая история Флоренции. Важен для него и тот момент, что Флоренция является республикой, где нашло отражение и продолжение античных традиций. Республику Бруни вслед за Геродотом противопоставляет монархии и деспотии. Можно говорить о том, что он был знаком с произведениями античных авторов, которые и использует в качестве исторического источника; также Бруни использует и «Хронику» Джованни Виланди. Необходимо отметить, что Леонардо Бруни использует исторический материал в силу понимания собственных задач и композиционных особенностей своего произведения. В целом же он любит драматизировать, а также много времени уделяет морализаторству в рамках античной традиции.

Поджио Браччиолини продолжает историю Флоренции в одноименном произведении с того момента, на котором остановился Леонардо Бруни, а именно с 1434 года. Но, если Бруни свой пафос оформляет в рациональное изложение, то у Браччиолини больше пафоса, нежели аргументов и фактов.

В целом можно отметить следующие особенности выдвижения исторических центров в данный период: прежде всего, это форма понимания гуманизма, а также форма политической организации. Исходя из этих критериев можно сделать вывод о том, как радикально отличаются Неаполь и Венеция. Последняя является аристократической республикой, в результате чего историческая мысль здесь работала под контролем власти, которая понимала необходимость создания собственной истории и финансировала это мероприятие. Для этого историки приглашались со стороны, но оказывались здесь в жестких рамках. Наиболее известным среди них оказался труд кардинала Бембо «История Венеции».

В Неаполь, характеризующийся монархической формой правления, также приглашались историки-гуманисты, но власть здесь лишь формулировала тему произведения, а историк в отношении всего остального был полностью свободен. Можно отметить характерную для историков Неаполя оппозицию к римской власти.

В Риме существовала собственная традиция, связанная с папской курией – традиция любителей древности, антикваров, но не более того.

Наиболее распространенной была риторическая школа. Ее представители находились в различных политических центрах и считали себя гуманистами. Следующей по распространенности была эрудитская школа. Политическая школа существовала лишь во Флоренции, тем не менее, именно она оказала наиболее значительное влияние на последующее развитие исторической мысли.

 

Политическая школа. Здесь мы переходим к двум другим выдающимся

Творчество Н. Макиавеллимыслителям – Николо Макиавелли(1469-1527 гг.) и

иФранческо Гвиччардини (1483-1540 гг.). Они понима-

Ф. Гвиччардинили историю как процесс и рассматривали эволюцию

общества исходя из самого общества. Они не были

крупными гуманистами и в целом фигурами являлись второстепенными, но они стремились повторить античный подход к истории, стремились рационализировать историю. Макиавелли и Гвиччардини считали, что земные дела необходимо объяснять по земным законам. Рационализм выступает уже как важный принцип анализа окружающего мира, а установка на рационализм – как важный принцип исторического исследования.

Н.Макиавелли родился во Флоренции и занимал должность секретаря Совета десяти. Этот совет отвечал за переписку с послами, за оборону и ведение войны. Макиавелли принял участие и в организации военных действий, а также в нескольких командировках. Косминский считает его человеком честолюбивым, который желал крупной политической деятельности. Макиавелли был хорошим теоретиком, но оказался плохим практиком. И в 1512-1520 гг. он находится в ссылке, где занимается литературной деятельностью и создает работы «Государь» (1513 г.), «Рассуждения о первой декаде Тит Ливия» (1513-1516), «История Флоренции» (1520 г.), «Трактат о военном искусстве», комедию «Мандрагора» и другие произведения.

После 1520 года Николо возвращается во Флоренцию и принимает участие в выборах на пост канцлера, но терпит неудачу. Принято считать, что в этом ему помешали его литературные произведения.

 

Умирает Николо Макиавелли в 1527 году.

Его письма свидетельствуют о нем как о человеке: в них он говорит о том, что стремится следовать гуманистическим установкам, не забывая о настоящем, о том, что он был одинок (у него не было друзей и, он пытался выразить себя в общественной и литературной деятельности). Также Макиавелли обращает внимание на то, что он действительно любил свою родину (идеал патриотизма) и считал, что необходимо выяснить способ возрождения былого величия Италии.

В “Рассуждениях о 1-ой декаде Тит Ливия”нашло выражение политической традиции. В целом Макиавелли интересовался более не внешней, а внутренней историей, главным образом взаимоотношением государства и народа и их влиянием на историческое развитие). Тем не менее, Никколо Макиавелли не был крупным представителем гуманистического направления.

Тексты античных авторов – это толчок для политических размышлений, говорит Макиавелли, и рассуждает о динамике форм политических режимов (как у Полибия и Аристотеля). Автор различает такие понятия, как“народ” (под которым он понимал материю, из которой создается государство) и “государство” (форма). Народ и государство неразрывно связаны между собой, утверждает мыслитель. Каждая форма правления, пишет он, соответствует историческим условиям. Макиавелли исходит из посылок необходимости соответствия внутренней организации общества и внешних условий. Следовательно, возникает необходимость отделения социальных знания от морали и религии; знание, по мнению Макиавелли, должно быть прагматичным. В целом можно говорить о том, что его взгляд на научное исследование рационален. Он руководствуется принципом “цель оправдывает средства”, в соответствии с которым в рамках построения политической теории знание должно говорить о том, как ты должен получить и удержать власть. То есть, объект знания освобождается от моральной оценки.

В целом, можно говорить о том, что Макиавелли является сторонником республики как идеальной формы правления. Тем не менее, пишет он, республика не подходит для объединения Италии; в условиях враждебного окружения Италии, необходим сильный правитель. Макиавелли рассматривает несколько типов такого правителя и выбирает наиболее подходящего, каковым оказывается Цезаре Конша в силу того, что он умел подбирать для определенных условий необходимые методы. Эту книгу и работу “Государи” автор писал почти одновременно. Можно отметить, что образ сильного правителя существует и в работе “Жизнь Кастругго Каслукани”

Необходимо сказать о том, что Макиавелли берет у ранних авторов не столько стиль, сколько взгляд на вещи. Ему важно объективное знание. Он говорит, что развитие общества способствует и динамике политических режимов. Различные группы в обществе ведут борьбу между собой за свои интересы, эта борьба закономерна и обеспечивает общую динамику общества. Для Макиавелли человек является лишь частью социальной группы; его интересует, надо сказать, более общественная динамика, нежели судьба отдельного человека (человек представляется как часть социальной группы, а значит, нет психологизации личности).

Основной идеей, затрагивающейся в “Истории Флоренции” (1522г.), является то, что главным в истории автору представляется внутренняя жизнь общества и его развитие в процессе социальной борьбы. При написании этой работы Макиавелли использует более ранние нарративные источники, беря, однако, то, что считает нужным для подтверждения своей концепции.

“История Флоренции” состоит из 8 книг. При этом 1-я книга носит вводный характер и посвящена ранней истории Флоренции; 2-я книга посвящена правлению дома Медичи в Флоренции; книги же с 5-ой по 8-ую описывают историю Флоренции, начиная со свержения Медичи и заканчивая современностью.

Макиавелли выделяет 3 группы, которые вели борьбу между собой в описываемый им период. Это прежде всего аристократия (нобили), а также народ (попули) и чернь (плебс). При этом социальная борьба, по Макиавелли, в своей эволюции проходит три этапа:

1. борьба между группами аристократии;

2. борьба между народом и аристократией;

3. борьба между народом и чернью.

В итоге автор делает вывод о том, что эта борьба закономерна и выгодна обществу, за исключением случая, когда одна из групп стремится к уничтожению других, что характерно для кризисной ситуации. Крайней формой борьбы для Макиавелли является восстание черни и борьба между народом и плебсом. В таких ситуациях, указывает автор, политический деятель должен сформировать цель и избрать методы ее достижения, а затем решить вопрос о целесообразности применения этих методов.

В историографии мнения относительно роли Макиавелли крайне неоднозначны. Так, Ф. Энгельс назвал его титаном Возрождения, в то время как А. Ф. Лосев считал работы Макиавелли показателем кризиса сознания Ренессанса, о чем свидетельствует, по его мнению, разделение моральной оценки и объективного знания.

 

Франческо Гвиччардини (1489 – 1550 гг.) родился в семье, игравшей немалую роль в политической жизни Флоренции. Он занимал пост посланника Флоренции в Испании, а также в Риме. То есть, можно говорить, что Франческо Гвиччардини имел возможность наблюдать процесс принятия политических решений. С самого начала политической деятельности он делал записки и многие явления описывал. После восстановления режима Медичи Гвиччардини посчитал, что у него есть возможность стать крупной политической фигурой. Но противники Медичи оттеснили его от власти.

Перу Гвиччардини принадлежат работы: “История Флоренции” и ”История Италии”, а также некоторые политические трактаты.

В целом можно говорить, что Макиавелли и Гвиччардини рассматривают общество как совокупность составляющих (у Гвиччардини это политические партии; восстание во Флоренции, по его мнению, было выгодно какой-либо политической партии). Идеал правления для Гвиччардини – это аристократическая республика (наподобие Венецианской). Он свободен от морализаторства. Его работа “История Флоренции”, необходимо отметить, написана четким и ясным итальянским языком.

 

Эрудитская школа.Представители эрудитской школы, надо отметить,

Полемика о достоверностистремились к точности знания (внимание к мелким

Константинова дарадеталям). Так, Бьондо, описывая Рим, указал на

каждый исторический памятник и рассказал о нем.

В его “Декаде падения римской империи” автором довольно подробно описаны последние годы существования римской империи. Лоренсо Валла в работе “О подложности Константинова дара” (DONATIO KONSTANTINI) указал на то, что Константин Великий даровал римской церкви светскую власть над западной римской империей. У этого произведения есть преамбула, где упоминается о том, как Константин Великий преследовал христиан, и его поразила проказа. После этого ему во сне явился апостол Петр. Вслед за этим Константин Великий принял христианство, и болезнь оставила его, а сам он переехал в Константинополь. Лоренсо преамбула не была известна, ему известен лишь текст Константина. И он не стал публиковать эту работу при жизни.

Лоренсо Валла подробно аргументирует подложность DONATIO KONSTANTINI:

1. он указывает на то, что в соответствии с ним первоначально выступают сыновья Константина, затем его советники, римский сенат, римский папа, и говорят о том, что передача власти неразумна и не нужна. Лоренсо Валла приводит логические аргументы нецелесообразности такой передачи власти.

2. Также, по его мнению, в DONATIO KONSTANTINI очень много несоответствий с другими источниками.

3. Лоренсо Валла заявляет и о том, что в правление Константина не могли написать официальный документ с варварскими терминами, а также терминами, появившимися на много позднее.

Таким образом, Лоренсо Валла выдвигает три критерия недостоверности источника.

Во введении автор указывает на понимание им того, что он нарушает веками установившийся порядок, но, тем не менее, считает, что власть церкви не должна быть основана на лжи. Для него важна истина, а не вера. Истина, по мнению Лоренсо Валы, не может противоречить вере.

Папская курия в ответ опубликовала буллу, в соответствии с которой в архивах папской канцелярии есть подлинник DONATIO KONSTANTINI на греческом языке, в то время как Лоренсо Валла использовал лишь перевод, что и привело его к мысли о несоответствии терминов.

В целом можно подчеркнуть, что к этому времени относится первая полемика по вопросу критики источника и попытка формализации критериев исторической критики, а также попытка разрешения проблемы соотношения разума и веры.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.