Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Историческая мысль в странах Западной Европы в пер.половине 19 века.



1. Основные черты исторической мысли Германии. Немецкая классическая философия и ее влияние на историческую науку. Историческая школа права. Историческая концепция Леопольда фон Ранке.

2. Особенности развития исторической мысли во Франции. Либеральная школа историков. Историческая концепция Жуля Мишле.

3. Историческая наука в Англии. Историческая наука и романтизм. Исторические взгляды Томаса Карлейля.

 

1.

Рост национального самосознания после ВФР и Наполеоновских войн во Франции, Германии и Англии. Были созданы работы по созданию классической философии исторического процесса. В это время развиваются взгляды Гегеля. У историков, у интеллектуалов в целом говорили о том, что создана целая модель, объясняющая, что такое история. Был объяснен принцип историзма.

Субъект исторического процесса изменяется во времени. На философском уровне формируются основы гегельского направления в историографии, которое охватывало ряд европейских стран. Возникает огромный интерес к истории. 19 век – золотой век истории, историки получили государственное признание. Рост исторических кафедр, университетов. Историки пользуются большой славой. Историческая литература очень популярна. Общество надеялось, что история поможет найти ответ на ряд важных вопросов.

Другое течение – романтизм, которое не было так системно развернуто как гегельство. Это были штрихи, наброски. Идеи интереса к прошлому, личности, национального характера у романтиков. Обе традиции в чистом виде получили в Германии. Там уже в 18 веке была качественная критика исторических источников. На этой базе немецкие университеты стали центром исторической мысли Европы.

Первая половина 19 века – изменение содержательного и институционального плана. Первая половина 19 века – в Германии реформирование системы образования за счет средств государственного бюджета. Интерес к истории был велик в 20-е годы 19 века – в университетах Германии. 18 %студентов – историки. 1829 год- общество по изучению древней германской истории, его издание – “Исторические памятники Германии” Þ с 20-х годов – исторические общества занимаются изучением истории древностей и опубликованием источников. 1846 год – во Франкфурте – съезд региональных исторических обществ и создание обще германского исторического общества.

Лидером гуманитарной научной мысли являлся Прусский университет в Берлине. Вильгельм Румбальт: университет – образование свободных людей с минимальными навыками. Нормально учить может лишь профессиональные ученые. Основная задача университета не воспитание, а обучение.

Германская историческая наука выработала 3 важных положения:

· Возникает философия исторического процесса и исторического познания (работа Гегеля).

· Созданы научные обобщающие работы по национальной истории.

· Методика научной критики источников как обязательное условие исторической работы.

Философия истории – дело профессиональных философов. Историки нуждались в философии, вписывающей историю в общемировое устройство. Такую философию создал Гегель. Гегель читал лекции по философии истории, этот курс опубликован после его смерти. Для Гегеля философия истории является частью его философской системы. Для Гегеля мир представляет собой единство и изменяется под воздействием мирового духа. Познание самого себя возможно через объективацию и необходимо для развития.

3 этапа:

1. чистый абстрактный дух, дух в себе

2. формы объективации мир духа

3. соединение объективации и познания духом себя как .

Познание духа рационально и объективно. Разум господствует в мире Þ всемирный исторический процесс совершается разумно. Организация мира разумна. Разум оказался сущностью всего существующего в мире и эту сущность необходимо заметить. Каждый новый этап логичен и закономерен, изменение последовательности этапов невозможно. История необходима чтобы познать саму себя, история познается в развитии. Это познание есть содержание истории Þ историзм как универсальный принцип. История движется по определенным этапам, субъект на каждом этапе изменяется. Исторический процесс логичен, необходим, сочетает временную и логическую направленность.

Важная особенность – выделение в обществе разумного человека. Человек как представитель социальной общности является мотивацией всеобщего познания (некий взгляд извне). Исторический процесс заключается в познании самого себя, собственной природы, но это познание на определенном этапе без человека невозможно Þ человек должен выйти на понимание разумного в истории. Именно человек творит историю, выступая в качестве объективации мирового разума.

Исторический процесс существует благодаря работе сознания. Историзм самого субъекта в истории способствовал понумерности идей Гегеля, но для большинства современников важным оказался принцип историзма, принцип , а идею человека как объективации мирового духа многие выпускали:

3 типа историописания:

· первичное: историю пишут люди, является носителем духа этого знания

· рефлексивное: историю описывают как целое, но они не носители мирового духа

· философское: попытка показать логическую основу исторического процесса, выявить причинно – следственные связи переходных этапов.

Важнейшим для Гегеля оказался история философская. Гегель рассматривает историю как единый процесс Þ несколько этапов в зависимости от изменения условий реализации человеческого духа. Содержание истории – осознание свободы и формы ее реализации. На каждом этапе работу по осознанию форм осуществляет один народ, затем другой народ продолжает его деятельность Þ он выделяет народы исторические (участвующие в осознании) и неисторические (отошедшие от этого) Þ европоцентризм.

Этапы:

· дикость (нет идеи свободы)

· этап восточной деспотии (идея свободы для отделения человека – монарха, деспота)

· этап античный полисов ( свобода немногих за счет несвободы многих)

· христьянство (идея равенства каждого человека)

· новое время (формирование нового общества, выработка адекватных форм правления и гражданских свобод)

Последователи Гегеля:

· французская либеральная школа историков

· немецкая школа права

Историческая школа права: основатель Густав Гуго. В 1798 году он пишет книгу ”Естественное право как философия действительного права”: критика концепций естественного права, созданных просветителями. Человеческая природа исторична и политико–правовое устройство различно у различных народов Þ невозможно создать универсальных законов права. Право уникальный язык. История развивается закономерно и последовательно от этапа к этапу. Каждому народу подходит определенные, только ему идентичные формы права.

Гуго: нельзя смешивать законодательные акты и действующую систему права так как многие законы не действуют в обществе. Чтобы объяснить разумность определенных форм права необходимо изучать их историю, диалектические корни.

Последователь Гуго, развивавший его идеи Савиньи. Савиньи в 1810 году приглашен в Берлинский университет, где читал лекции по римскому праву. 1812 году – назначен ректором. Вел уроки у кронпринца. 1842 год – министр юстиции в Пруссии.

В 1814 году – его работа “Манифест школы”, история римского права в средние века. В манифесте он выступал против работы Тибо о необходимости общегерманского гражданского права. Немецкое право – это выражение немецкого народного духа, который объективно существует, ускользая от рационального познания. Система права – объективация народного духа, идеально ему подходящая. В труде “История римского права” он рассматривает развитие истории римского права в средневековой Европе. Он считает, что римское право сохранилось так как погибло государство, но народ остался и сохранил органично подходящую ему систему права.

Несколько этапов:

· От падения Римской империи до возникновения варварских государств: господство принципов персонального, национального права. Варваров судили по германскому праву, а римлян – по римскому. Автономное существование 2-х систем права.

· Франкский этап: римское право находит новую форму выражения. Многие средневековые города возникали на римских поселениях. Городское право основано на римском.

· С 11 века – создание теории права: школы изучения римского права. Право теоретическое и практическое.

Савиньи использует множество источников и правовых систем.

Карл Фридрих Эйнгор, ученик Савеньи. Преподаватель и крупнейший ученый. 1803 год – профессор Геттенгенского университета, 1811 год – преподаватель Берлинского университета. Участвовал в войне против Наполеона. 1815 году вместе с Савиньи издает журнал по истории права. 1817 год – преподаватель римского права в Геттинге. 1820 – 1840 года профессор Берлинского университета.

Его работа – “ История немецких государственных учреждений и немецкого права” Þ первая немецкая национальная история, охватывающая множество источников. Анализируя тексты Цезаря и Тацита Эйнгор выделяет две черты нацеонального духа:

· Крестьянская община-марка (эта община изначальна, первая форма социальной организации).

· Королевская дружина.

В общине – земля в общей собственности, но обрабатывают ее отдельно + право голоса на собрании + народное ополчение Þ стремление немецкого национального к коллективизму.

Дружина – выражение немецкой чести, преданности и доблести Þ вся дальнейшая государственная история – синтез 2-х начал. Эйнгор выделяет несколько этапов в развитии государства:

1. до великого переселения народов

2. франкский период (с 6 века)

3. период Священной Римской империи

4. новое время

каждый этап обладает спецификой и вытекает из предыдущего. Его работа – первый образец написания национальной истории + консервативная идеология Þ популярность его работы.

Леопольд фон Ранке (1798 – 1886 г.) оказал важное влияние на немецкую историческую науку. Трудоспособность его очень велика Þ написал очень много. Родился в семье с сильными религиозными традициями: дед и прадед – пасторы, отец – юрист. Особое влияние на него оказали работы Нибура и Вальтера Скотта. По окончании университета он 7 лет преподавал в гимназии. 1824 год – его первая книга “История романских и германских народов с 1004 по 1535 года”, его статья “Критика новой историографии” (1825г.). приглашен в Берлин для чтения курса по новой истории. Ранке постоянно выпускал исторические работы. С 30-х годов – серия монографий по новой истории. 1834 – 1836 год “Римские Папы, их церковь и государство в 16 – 18 веках”, “Немецкая реформация”, ”12 книг прусской истории”. 1852 год - ”Французская история”, Английская история в 16 – 17 веках”, ”Об этапах повой истории”. В старости пишет книгу ”Всеобщая история” (не закончена).

Работает в крупнейших государственных и частных европейских архивах, его ученики публикуют работы по германской истории. Необходимо различать Ранке- и Ранке – преподаватель. У Ранке учились многие историки, которые не признавались в этом, либо говорили что учеба им ничего не дала так как Ранке учил методике , а не идеям.

Ранке главным образом занимался историей стран Западной Европы нового времени. Основное содержание по его мнению политической истории (история международных отношений как формы народного духа, общим особенностям определенного государства). Эти особенности можно выяснить рассматривая государство через контекст международных отношений. Ранке вводит термин “выдающиеся государственные деяния” определяющий историю государства и историю международных отношений так как был близок к политике, работал вместе с Меттернихом + источниковая база его работ (он ввел новые типы источников, обращаясь к дипломатическим архивам, обращал внимание на тайную переписку в которой содержится подлинная, по его мнению, информация). “Историк должен не судить историю, а писать так как было на самом деле”. Ранке – мастер исторического портрета крупных политических деятелей, особенно ему удавались противоречивые фигуры. Ранке скептически относился к идеям философии истории 18 – первой половины 19 века, для него факт был основой исторического процесса + скептическое отношение к идеи закономерности исторического процесса. Смысл истории ученый понять не может Þ необходимо изучать то, что можно понять, а именно – факты.

Ранке – противник идеи прогресса, каждая эпоха близка Богу Þ что-то в эпохе исчезает, что-то появляется. В последних работах он изложил свою концепцию: развитие государства – результат борьбы его за существование. Эта борьба – основное содержание истории. То одно, то другое государство, развиваясь, реализует какой-то важный принцип. Ранке говорит о необходимости объединения Германии под властью Пруссии.

Ранке – мастер истории как литературы. Проблема научного языка истории не стала Þ историческое исследование – 2 этапа: 1) исследование; 2) изложение его результатов. Ранке мастер и того и другого. Сложился настоящий культ Ранке.

 

 

2.

Во Французской мысли этого периода – подъем ВФР и правление Наполеона не повлияли на общественный интерес к истории. Реформа образования: вводится преподавание истории в лицеях и университетах. Кафедры истории – часть историко-филологических факультетов. 1812 год – создается так называемая высшая нормальная школа: готовят историков. Восстанавливается Французская Академия Надписей (1819 год) при финансовой поддержке государства. “19 век во Франции – век историков” (Огюстен Тьерри).

Причины интереса к истории: его стимулировала ВФР. Публицистика ее актуализировала историческую проблематику.

Выделяется несколько исторических школ:

· эрудитская школа (светская): любители хартий и древности

· романтическая школа (крупный представитель – Жуль Мишле)

· так называемая либеральная школа историков периода Реставрации (Огюст Тьерри, Франсуа Гизо, Адольф Тьер)

Движение человеческого общества – прогресс движения развития свободы. Общественный процесс динамичен. Под влиянием немецкой классической философии Тьерри и его сторонники рассматривали развитие истории под влиянием общественных классов (различаясь по объему собственности и правовому положению). Литературные историки занимались главным образом эволюцией политических учреждений и правовой структуры. Наиболее известен Огюст Тьерри. Родился в 1795 году. Занимался публицистикой. На него оказывали влияние идеи Сен-Симона, Тьерри был его секретарем. Тьерри поссорился с Сен-Симоном и занялся историей.

“История завоевания Англии норманнами”, эта работа сделала его известным. Тьерри рассматривает общественное развитие как результат борьбы двух классов. Средневековое общество в Европе возникает в результате завоевания Þ общество делится на победителей и побежденных. Его собственные настроения были на стороне побежденного класса. В первой своей работе Тьер много писал о французском народе, для которого нет места в истории. Для него оказывается важными два события: ВФР и коммунальная революция. Задача свержения старого для него была решена. Революция 1848 года ударила по его мировоззрению и заставила разделить 3-е сословие на группы. Тьерри известен как публикатор источников. В зрелые годы он ослеп, но работать он не перестал. Тьерри первый выдвинул идею классовой борьбы.

Не был специалистом в критике источников, он отбирал наиболее яркие, выразительные источники, дающие возможность почувствовать дух времени.

Тьерри и Минье одновременно пишут “Историю ВФР” используя классический подход предложенный Тьерри. ВФР – столкновение аристократии, верхушки буржуазии и крестьянства Þ 2 фазы: 1) свобода буржуазии; 2) свержение власти бужуазии и установление якобинской диктатуры.

Минье считает, что обе фазы закончены, а 2-ая фаза позволила выжить Франции как государству.

И Минье, и Тьерр использовали материалы архивов.

Франсуа Гизо успешно сочетал в себе ученого, преподавателя и политика. Родился в семье гугенотов. Если Тьерри – непрактичен, романтик, склонен к эмоциональным оценкам, то Гизо – человек закрытый, прекрасный аналитик под влиянием философии Гегеля. Ему предложили кафедру в Сорбонне.

Занимался политической деятельностью, один из лидеров оппозиции, выступающей за парламентскую монархию по английскому образцу. В 20-ые годы не преподавал, ранее сочетал политику и преподавание. Стал Министром внутренних дел, в 1847г. – Министром иностранных дел. Зарекомендовал себя как консервативный политик. Революция 1848 года поставила крест на его политической карьере. Бежал в Англию, затем вернулся.

Занимался публикацией исторических источников по истории Франции в том числе по истории ВФР. Наиболее известны его курсы лекций “История цивилизаций в Европе”, “история цивилизации во Франции”. “История происхождения представительного правления в Европе”: в этой работе он рассматривает историю европейских цивилизаций, занимался выработкой общих принципов. Обосновал теорию факторов общественного развития (политических, социальных, культурных и д.р.). Европейская цивилизация развивалась как единство с античных времен, все современные институты позаимствованы у Рима + противоречия европейских цивилизаций: между государственной властью и личной свободой Þ необходимое общественное устройство гармонично сочетающее эти 2 элемента. Либеральная концепция школы историков оказала влияние на деятельность историков 2 пол. 19 –нач. 20 веков.

Романтическая школа Жуль Мишле. Родился в 1798 году, в семье работника который разорился. Мишле жил в бедности. Был всегда лучшем учеником. 1820 год – издает перевод с итальянского Дж. Вико и заявляет в предисловии о необходимости новой концепции истории + влияние Гегеля Þ работа “Введение в всеобщую историю”: основное содержание – эволюция свободы, дух освобождается от всего ненужного. Был профессором, но в силу эмоциональности характера, очень недолго. Написал множество работ менее ½ из них – исторические, остальные – художественные, философские трактаты, светская мистика.

Ввел в оборот множество источников по истории Франции. Ввел в оборот термин “идея истории” – исторические воззрения Прошлого: история не может быть только научным исследованием Þ синтез традиций и эмоций, интуиции.

В течении всей жизни он писал “Историю Франции” + отдельные монографии. Кафедру профессора Высшей нормальной школы из-за конфликта с иезуитами так как неуважительно относился к католической церкви Þ он пишет политические памфлеты против иезуитов, одной из таких работ была работа “Ведьмы”: он использует материалы инквизиции, критикует ее методы и ставит вопрос о причинах распространения ведовских процессов. Распространение христианства в раннем средневековье вытесняло язычество, которое не исчезло и проявляло себя в качестве ереси, бытовых поверий и ведовства. Ведьмы: это порождение язычества, но и самовыражение женщин в средние века.

 

 

3.

История в Англии приобретает форму науки как определенного социального института ® формируется система архивов и сбора архивных материалов (онователь Томас Паягрев, изучал нормандские завоевания); в ВУЗах формируется структура изучения истории, наиболее известными в этом отношении становятся провинциальные университеты (Глазго и Эдинбург). Большинство историков этого периода занимались еще и публицистикой. С 18 века английская историческая наука занималась изучением экономики помимо политического строя Þ влияние местной экономической школы способствовало появлению работ по развитию промышленности, по истории цен. Основная форма истории – политическая: на смену варианту Юма (деяние государственных деятелей) приходит история социальных институтов, права европейское влияние (либеральная французская школа историков, классические философы главным образом Гегеля) принцип развития индивидуализма; влияние германской исторической школы (романтизм + методика критики источников). Идеи, развивающиеся на континенте, получили в Англии наиболее полное выражение.

Большинство английских историков занимались английской историей. Историей английской революции 17 века занимались 2 школы:

· консервативная концепция английской школы (лорд Арчибальд Адисон)

· либеральная школа (Генри Галлом “Конституционная история Англии от Генриха 8 до Георга 1”, Томас Макколей)

Адисон опирался на консервативную публицистику, по его мнению – исторический процесс – развитие начал, заложенных в народном духе. Попытка изменений – это насилие над народным духом, приводящее к революции. Революция несет только хаос и разрушение, славная революция – попытка возврата к нормальному историческому развитию.

Маккалей родился в 1800 году в состоятельной семье, которая принадлежала к вигам. Окончил Кембридж. 1825 году – “Этюды Мильтона”: он опирается на источники, мастерски дал портрет Мильтона. В глазах современников он выступает как мастер пера Þ становится публицистом. Статьи Макколея стали политической программой вигов. В 1839 году становится военным министром.

Его важнейшая работа “История Англии от воцарения Якова 2”: в этой работе обосновывается либеральная английская концепция истории; смысл ее – Формирование, развитие, реализация личности. Это закономерный процесс, который протекает неравномерно. Макколей полагает, что революция это существенное изменение, шаг вперед. Революция 1668 года положительна. Революция – идеальная форма политических изменений. Он тщательно подбирал материал и обрабатывал факты. Макколей подчеркивал актуальную роль историка в историческом познании. Смысл истории – познание ее в ходе познавательной деятельности Þ необходим подготовленный и заинтересованный историк. Он сделал историческое произведение в Англии читаемыми широкой публикой.

Томас Карлейль родился в бедной семье каменщика. С детства он выделялся способностями. Поступает в Эдинбургский университет. Работал сельским учителем и подрабатывал переводчиком немецкой литературы. Его увлекла немецкая романтическая литература. В 1835 году – его исследование “Жизнь Шиллера”, “История немецкой литературы” Þ он становится известным автором и публицистом. Умер в 1881 году. Он выработал собственную авторскую концепцию исторического процесса. Его заинтересовала идея романтизма: об уникальности отдельной человеческой личности, эту идею Карлейль положил в основу теории исторического процесса: личность – главная движущая сила истории, реагирующая на происходящие вокруг события. Значимыми лишь являются выдающиеся личности – “герои”, их немного, но роль их велика. Они с рождения обладают определенным даром, этот талант не только достоинство, но и судьба. Герои – это и поэты, и мыслители, и религиозные гении. Для истории важные герои в политической сфере. Герой обладает способностью чувствовать вызов времени и на основании интуиции ведет народ за собой. Очень много зависит от желания толпы, иногда толпа губила себя тем, что не шла за героем, не верила в его уникальные способности.

Он написал 3 важные исторические работы по английской революции, “История французской революции”, ”История Пруссии во 2 половине 18 века”.

Он оценивает ВФР как политическое явление так как существовало плохое положение народных масс. Важная трагедия ВФР – отсутствие героя, способного направить революцию в нужное русло. Французский народ не сумел услышать своего героя.

“Жизнь Фридриха 2 Прусского”: он по мнению Карлейля смог объединить Германию, но его таланты не нашли применение. Его качества великой личности выразились в мелких стычках и поражении в семилетней войне.

“Письма и речи сэра Оливера Кромвеля”: публикация архивных материалов, с предисловием и комментариями Þ оценка Карлейля деятельности Оливера Кромвеля как политического деятеля. В Англии Оливер Кромвель воспринимается как узурпатор власти, правление Оливера Кромвеля ничего Англии не принесло. По мнению Карлейля Оливер Кромвель своими мерами превратил Англию в мировую державу. Могущество современной Англии – результат деятельности Оливера Кромвеля. В это время герой и исторические события оказались идеально связанными.

Карлейль хорошо знал источники, но знания их должны были способствовать тому, чтобы почувствовать эпоху, а не извлечь из них позитивную информацию. Говоря о ВФР он считает опубликование источников недостаточными. История для Карлейля – это драма в которой ты должен сопереживать , понимая эмоциями то, что нельзя понять разумом Þ его тексты эмоциональные и пафосные. Карлейль говорил о вызове времен, о движущей стихии, которой нельзя противостоять. Карлейля воспринимали как пророка, но учиться у него было сложно. Он оказался не современным и не сумел создать собственной школы. Он воспринимался как теоретик культа героического в истории, а не теоретик исторического познания.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.