Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.



1 Основные положения позитивиской модели исторической науки.

2 Особенности распространения позитивиской теории в научных европейских исторических школах.

 

1.

Позитивизм как научное направление оформился в середине 19 века (как идеология, философия). Позитивизм не только философия Огюста Конта, но и общее направление европейской мысли.

1. Позитивизм связан с успехом естественных наук. В 19 веке – создана логичная научная картина мира, которую мог понять обычный человек. Это знание верно так как его можно использовать на практике и получено оно при помощи труда ученых.

2. Возникновение позитивизма связано с адаптацией идей классической философии Þ создается целостная конструкция, объясняющее устройство мира и ее можно осваивать и дополнять. Новую философскую систему создать не нужно + возможность адаптации вызовов классической философии в отношении исторического познания; историки занимались выявлением источников и изучением фактов, приходил к уверенности в усталости от излишних абстракций.

В обществе европейских стран позитивизм широко распространился; его положение:

1. Отказ от всякой метафизики так как она ставит вопрос на которые нельзя дать ответ и ответ этот не имеет практического значение. Позитивиская философия должна быть научной и этим она отличается от старой философии. Важная фаза современной жизни – это наука.

2. В основе научного познания – факт. Факт – это то, что мы можем зафиксировать опытным путем Þ важная задача ученого – сбор и проверка фактов, обобщение может быть сделано после сбора всех фактов. Итог научного исследования – выведение законов, имеющих универсальный характер для времени и пространства. В основе – причинно-следственные связи. Выведение законов строится в результате изучения фактов. Критерий достоверности – повторяемость Þ необходимо умение зафиксировать типичное в каждом факте. Не существует разницы между изучением общественных и природных процессов. Естествознание более научно так как сам метод и его применение более совершенны нежели у других наук.

Позитивисты позволили себе теоретические вызовы на основе разделения общественных явлений на части и строили причинно-следственные связи в рамках этой части Þ так называемая теория фактов.

Разрыв между позитивистом и классической философией нельзя назвать радикальным так как 1) позитивисты признавали теорию исторического прогресса, хотя и вкладывали в нее свое понимание; 2) требовали прозрачности языка изложения и четкости терминологии Þ возможность получать объективные знания независимо от субъекта познания. Субъективный фактор для них не имел значение. История может быт наукой, но для этого необходимо выполнить необходимые процедуры и возможно будет строить историю того, что ранее оставалось за пределами исследования (история общественных организаций, изобразительного искусства и т.п.) Þ рост интереса к истории.

Основная задача – целостность сюжета Þ историк основывался на ряде недоказанных посылок (познаваемость мира, существование общественных закономерностей, выведение общего из фактов) Þ историк занимался лишь подбором и критикой источников и зависит от факторов изложенных в источниках. Основная задача – сбор фактов.

Историки – позитивисты во второй половине 19 века создали большинство концепций различных периодов мировой истории, которые не потеряли актуальности и сейчас.

 

 

2.

во Франции эрудиты и позитивисты сошлись на том, что историк занимается изучением фактов и сотрудничают на этой основе. Эрудиты занимаются политической историей, а позитивисты занимаются историей более широко + у позитивистов – конечная цель восстановление знания- выведение закономерностей.

Одним из основных аналогов позитивизма стал Ипполит Тэн, он был историком литературы и искусства Þ “История английской литературы”, “Философия искусства ”, “Нидерландская история итальянской живописи”. Идеология является экспериментальной история. Он выработал свой научно-психологический метод изучений истории: любое произведение искусства, любая философия определяется расой (этнические особенности), средой (географические и исторические условия) и моментом (произведение искусства – отражение исторической ситуации). Тэн в 19 веке основной литературный критик и историк.

Специалист по истории древнего мира и средневековья – Флостель де Куланж: превращение истории в науку возможно позитивиским путем то есть необходима подготовительная работа “Годы анализа для дня синтеза”. Теория фактов объясняет направленность движения. Он показал возможность научного изучения широких общественных процессов.

Позитивисты этого периода: Лависс и Рамбо, Лангуа и Сеньобога, Габриэль Мано.

В Англии развитие позитивизма шло схожим путем при наличии ряда особенностей: большая научность ® применение достойных методов верификации Þ использование серийных фактов и выведение статистических закономерностей. Наряду со Спенсером и Мидам, известным политиком был Бокль, он желал написать историю мировых цивилизаций ® он запомнился длительным подбором источников и проходит подготовительный этап: изучение языков на которых написаны источники. Он решает, что не сможет написать историю мировых цивилизаций; занимался историей европейских цивилизаций и вновь решает, что один человек этого сделать не в силах. Он занимается историей английской цивилизации и работает 16 – 18 часов в сутки. Вышли лишь несколько томов его произведения. Служение науке оказывается важной составляющей идеологии позитивизма.

Эдуард Тейлор, занимался изучением ИПО; Роджерс: “История сельского хозяйства и церкви”. История построенная на понимании истории в которой доминирует экономический фактор.

Уильем Стеббе “Конституционная история Англии”.

В Германии позитивизм сталкивается с трудностями, это связано с германскими традициями. Против позитивиских идей выступали последователи школы Ранке: факт – явление объективной реальности, но у позитивистов факт – явление серийное, а у историков школы Ранке – факт – явление уникальное. Позитивисты стремились к рациональному объяснению закономерностей и теории фактов. Для последователей Ранке важны история духа и история идей, а позитивисты, по их мнению, принимали духовное начало человека Þ во второй половине 19 века – борьба между классическим немецким историзмом и позитивизмом. Сильно историко-правовое направление, крупный представитель – Георг Людвиг Маурер. Его основная работа посвящена общинной концепции, концепции о марке – “Введение в истории общинного подворного сельского и городского устройства”. Другой представитель – Фридрих фон Гейнц.

Политические направление: 2 школы по критерию политической ориентации авторов:

· сторонники Австрии (И.Г. Дройзен “История элинизма”, Зинмель)

· сторонники Пруссии

Себя проявлял и позитивизм, в качестве позитивистов рассматривались авторы, рассматривающие историю как результат деятельности ряда факторов. Таким автором оказался Карл Лампрехт. В 1891 году – он публикует “История Германии”: в 1 томе он говорит, что наша задача – написание подлинной научной истории, важные изменения в обществе определяются социальной психикой и выражающая в различных формах. Германский народ в развитии прошел несколько стадий, отличился восприятием мира и общественных организаций. 1 стадия – анилизм (вера в душу): догосударственная стадия, общинная собственность на все имущество. 2 стадия – символизм: возникает неравенство. 3 стадия – минизм: возникает государство и индивидуальная собственность. Следующие стадии характеризуются выделением индивидуальных представлений и созданием правового государства. 6 стадия – субъективизм (19 век): идея личной свободы пронизывает все сферы общественной жизни. Эти стадии необходимо синтезировать.

Его критиковали за типологический метод, за отказ от признания уникальности отдельного факта и его внимание к роли экономического фактора. Лампрехт в ответ пишет работу ”Что такое история идей”: он не хотел свести все к животным потребностям, материальные факторы для него важны, но не решающие. Большинство историков не приняло взглядов Лампрехта.

Позитивизм расширил поле деятельности истории, дал новые и сейчас актуальные концепции, но схемы его во многом были примитивны (например, в философии искусства).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.