1. Основные подходы к изучению современной исторической мысли.
2. Неокантианская теория исторического познания.
В новое время вопрос о кризисе исторической науке в литературе не получил полного освящения. По этому вопросу существует несколько подходов. Ряд авторов говорили о кризисе исторической мысли. Уже на момент разлома ясно, что кризис определялся общим состоянием европейской культуры.
Современная точка: кризис западноевропейской мысли связан с кризисом буржуазного общества Þ кризис буржуазной исторической науки.
В кризисе выделялось несколько периодов: до ПМВ, межвоенный период и в современности. Кризис связывался с кризисом капиталистического общества.
Важная черта кризиса: отказ от научности истории. Построения осуществлялись для того чтобы скрыть законы истории согласно которым общество идет к социалистической революции. В понимании кризиса происходили определенные изменения главным образом в работах Данилова: это период кризиса науки как кризиса капиталистической системы, но есть позитивные результаты в исторических исследованиях. К 80-м годам Þ иная концепция кризиса (статья Ковальченко и Шерловой): кризис связан с изменениями в европейской буржуазной культуре, но явление – это этап движения вперед, а на уровне методологий (на примере работ Лаппо-Данилевского и Милюкова) – сомнение в возможности истории создать объективную картину.
В конце 80-90-х годов изменяется понимание кризиса обращение к западным наработкам.
Существует несколько точек:
· Основывается на анализе конкретных исторических работ Þ кризиса не было.
· Томас Кун: в конце 19 века кризис был, но это обычный этап в развитии науки; исчерпавшая себя парадигма сменяется новой парадигмой. Кризис – болезнь роста: поиск общепринятых установок и один из вариантов оказался новой парадигмой.
· Кризис исторической науки в конце 19-20 века – кризис исторического сознания, кризис европейской культуры и он не был преодолен ни тогда,. Ни сейчас.
В новое время споры почти не ведутся так как интерес к этой теме пропал. В рамках научного сообщества придерживаются точки Куна.
3 этапа в развитии кризиса:
1. формируются предпосылки требующие переосмысления образа истории в культуре и научном сообществе (то есть расцвет позитивиской истории Þ 50-80-е года 19 века).
2. 90-е года 19 века – начало ПМВ: сама историческая наука осознает свое кризисное состояние и необходимость изменений. Несколько путей преодоления недостатков.
3. под сомнение ставится продуктивность истории и ее образа в обществе.
Причины кризиса исторической науки: внутри научные: в конце 19 века – кризис естественных наук и распад существующей картины мира, основанной на идеях Декарта и Ньютона Þ оказывается, что мир очень сложен и не ограничен в его познании. Все принципы механики оказываются условными и действительными при определенном состоянии материи. Кризису способствовало открытие теории относительности. Эти открытия заявили, что существующий идеал науки непродуктивен Þ наука должна была усложняться, чтобы создать целостную картину мира.
АРТУР ШОПЕНГАУЭР: мир развивается, но каждый этап его развития – объективация мировой воли, а она иррациональна Þ мир иррационален. Человек как одна из форм объективации стремится понять закономерности которых нет Þ человек напрасно мучается и мировая воля играет на его стремлении понять мир. Мучение человека обусловлены его рациональностью и иррациональностью мира. Искусство позволяет человеку достичь гармонии между миром и самим собой.. вещь по его мнению иррациональна. Душа музыки, по его мнению, иррациональна.
Вагнер положил идею Шопенгауэра в основу своей деятельности. Кризис поставил аксиомы европейской культуры мира под сомнение, критикуя основные институты европейской культуры. Критиковал науку будучи отличным специалистом, критиковал философию прекрасно разбираясь в ней.
Ницше призывал к пересмотру ценностей. В существование аксиомы можно верить если ты их разделяешь, если принимаешь их как все, то – это фикция. Необходима проверка значимости их в новой жизни, ненужные аксиомы должны быть отброшены Þ он критикует многие европейские догматы в том числе идею прогресса. Он говорит о поиске новой науки, критикуя старую науку Þ эта работа “О пользе и вреде истории для жизни человека”: история в современной культуре очень важна, ее уважают и изучают. Но зачем ее изучают? Изучение истории Þ 3 типа: монументальная, антикварная, критическая. Монументальная – прошлое как набор великих поступков и образов, то есть обучение на великих примерах. Но эта история не адекватна, не целостна. История – серый поток из которого выхватываются яркие события. При этом чтобы понять суть великих событий необходимо быть гением, обыкновенный человек не способен понять его сущность.
Антикварная история: сбор достоверных мелких фактов, стремление к объективности. Но зачем знать множество мелких деталей.
Критическая история: рационально анализирует прошлое, но прошлое оказывается не адекватным, осужденным. Такое изучение истории ставит под сомнение вечное и настоящее.
Þ современная история перенасыщена Þ история – определенный горизонт человеческого сознания. Мы смотрим на мир так потому, что хотим видеть в нам историю.
.
· доисторический горизонт: человек не видит историю, живем настоящим
· исторический горизонт: мир как история, мир изменяется и ты живешь так потому, что так живут другие. Изменяется с тобой обусловлены историей
· надисторический горизонт: помимо изменчивости мира существуют вещи вечные Þ ты должен видеть вечное, то ради чего стоит жить
Þсвязь истории и индивидуальной жизни, то есть для чего нужна история лично мне.
Возникает новое направление в изобразительном искусстве, в литературе, в науке в начале 20 века. ПМВ и революции поставили под сомнение продуктивность истории Þ необходимость изменения образа истории.
Определенные изменения происходят и в исторической науке. 2 формы: актуальной становится идея Ницше о актуальности истории как исторических фактов; идея о том насколько история как наука обладает своей спецификой.
Дильтей: в человеке главное – работа его сознания, его духа. Изучение человека и общества требует особых методов. Природу изучают через закономерности, а изучая человека необходимо его понимать Þ история – наука о духе. Гуманитарное познание должно быть основано на понимании, на вживании в материал Þ эта деятельность иррациональна, интуитивна.
Идею Дильтея пытались использовать представители неокантианства. Кризис способствовал появлению интереса к методологии Þ идея создания продукта истории путем обращения к методологии, философии.
2.
Основная идея – 2 типа науки. Человек воспринимает мир организуя его благодаря структурам своего сознания. Центр тяжести любой научной теории заключается в теории познания. Неокантианцы заявили, что любая наука имеет смысл, способна давать позитивные знания если основана на строгом методе. 2 метода:
· генерализующий: явление рассматривается в соответствии с другими
· индивидуальный (идеографический): явление рассматривается как уникальное
Сам исследователь выбирает методы, а не объект исследования диктует ему их Þ любое явление общественной жизни мы можем изучать в различных условиях. Каждое явление рассматривается в его полноте и его уникальности. Могут быть применятся и генерализующие, и индивидуальные методы. Исследователь свободен в выборе фактов, они становятся таковыми лишь в ходе исследования.
Проблема исследования уникальных явлений, так как ориентация не на описание, а на понимание Þ необходима методика оценки уникальности. Чтобы понять уникальность явления необходимо соотнести его с определенными ценностями. Неокантианцы построили целую иерархию ценностей, позволяющих понимать определенные уникальные явления.
Неокантианцы предлагают 2 методики: Лаппо-Данилевского и Макса Вебера. Вебер: история должна стать наукой понимающей, в центре ее – человеческое сознание и важно то как оно понимает собственную деятельность. История должна стать историей сознания то есть действует не объективные структуры, а сам человек осуществляет выбор.