Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КРИЗИС ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ конца 19 – начала 20 века.



 

1. Основные подходы к изучению современной исторической мысли.

2. Неокантианская теория исторического познания.

 

В новое время вопрос о кризисе исторической науке в литературе не получил полного освящения. По этому вопросу существует несколько подходов. Ряд авторов говорили о кризисе исторической мысли. Уже на момент разлома ясно, что кризис определялся общим состоянием европейской культуры.

Современная точка: кризис западноевропейской мысли связан с кризисом буржуазного общества Þ кризис буржуазной исторической науки.

В кризисе выделялось несколько периодов: до ПМВ, межвоенный период и в современности. Кризис связывался с кризисом капиталистического общества.

Важная черта кризиса: отказ от научности истории. Построения осуществлялись для того чтобы скрыть законы истории согласно которым общество идет к социалистической революции. В понимании кризиса происходили определенные изменения главным образом в работах Данилова: это период кризиса науки как кризиса капиталистической системы, но есть позитивные результаты в исторических исследованиях. К 80-м годам Þ иная концепция кризиса (статья Ковальченко и Шерловой): кризис связан с изменениями в европейской буржуазной культуре, но явление – это этап движения вперед, а на уровне методологий (на примере работ Лаппо-Данилевского и Милюкова) – сомнение в возможности истории создать объективную картину.

В конце 80-90-х годов изменяется понимание кризиса обращение к западным наработкам.

Существует несколько точек:

· Основывается на анализе конкретных исторических работ Þ кризиса не было.

· Томас Кун: в конце 19 века кризис был, но это обычный этап в развитии науки; исчерпавшая себя парадигма сменяется новой парадигмой. Кризис – болезнь роста: поиск общепринятых установок и один из вариантов оказался новой парадигмой.

· Кризис исторической науки в конце 19-20 века – кризис исторического сознания, кризис европейской культуры и он не был преодолен ни тогда,. Ни сейчас.

В новое время споры почти не ведутся так как интерес к этой теме пропал. В рамках научного сообщества придерживаются точки Куна.

3 этапа в развитии кризиса:

1. формируются предпосылки требующие переосмысления образа истории в культуре и научном сообществе (то есть расцвет позитивиской истории Þ 50-80-е года 19 века).

2. 90-е года 19 века – начало ПМВ: сама историческая наука осознает свое кризисное состояние и необходимость изменений. Несколько путей преодоления недостатков.

3. под сомнение ставится продуктивность истории и ее образа в обществе.

Причины кризиса исторической науки: внутри научные: в конце 19 века – кризис естественных наук и распад существующей картины мира, основанной на идеях Декарта и Ньютона Þ оказывается, что мир очень сложен и не ограничен в его познании. Все принципы механики оказываются условными и действительными при определенном состоянии материи. Кризису способствовало открытие теории относительности. Эти открытия заявили, что существующий идеал науки непродуктивен Þ наука должна была усложняться, чтобы создать целостную картину мира.

АРТУР ШОПЕНГАУЭР: мир развивается, но каждый этап его развития – объективация мировой воли, а она иррациональна Þ мир иррационален. Человек как одна из форм объективации стремится понять закономерности которых нет Þ человек напрасно мучается и мировая воля играет на его стремлении понять мир. Мучение человека обусловлены его рациональностью и иррациональностью мира. Искусство позволяет человеку достичь гармонии между миром и самим собой.. вещь по его мнению иррациональна. Душа музыки, по его мнению, иррациональна.

Вагнер положил идею Шопенгауэра в основу своей деятельности. Кризис поставил аксиомы европейской культуры мира под сомнение, критикуя основные институты европейской культуры. Критиковал науку будучи отличным специалистом, критиковал философию прекрасно разбираясь в ней.

Ницше призывал к пересмотру ценностей. В существование аксиомы можно верить если ты их разделяешь, если принимаешь их как все, то – это фикция. Необходима проверка значимости их в новой жизни, ненужные аксиомы должны быть отброшены Þ он критикует многие европейские догматы в том числе идею прогресса. Он говорит о поиске новой науки, критикуя старую науку Þ эта работа “О пользе и вреде истории для жизни человека”: история в современной культуре очень важна, ее уважают и изучают. Но зачем ее изучают? Изучение истории Þ 3 типа: монументальная, антикварная, критическая. Монументальная – прошлое как набор великих поступков и образов, то есть обучение на великих примерах. Но эта история не адекватна, не целостна. История – серый поток из которого выхватываются яркие события. При этом чтобы понять суть великих событий необходимо быть гением, обыкновенный человек не способен понять его сущность.

Антикварная история: сбор достоверных мелких фактов, стремление к объективности. Но зачем знать множество мелких деталей.

Критическая история: рационально анализирует прошлое, но прошлое оказывается не адекватным, осужденным. Такое изучение истории ставит под сомнение вечное и настоящее.

Þ современная история перенасыщена Þ история – определенный горизонт человеческого сознания. Мы смотрим на мир так потому, что хотим видеть в нам историю.

.

· доисторический горизонт: человек не видит историю, живем настоящим

· исторический горизонт: мир как история, мир изменяется и ты живешь так потому, что так живут другие. Изменяется с тобой обусловлены историей

· надисторический горизонт: помимо изменчивости мира существуют вещи вечные Þ ты должен видеть вечное, то ради чего стоит жить

Þсвязь истории и индивидуальной жизни, то есть для чего нужна история лично мне.

Возникает новое направление в изобразительном искусстве, в литературе, в науке в начале 20 века. ПМВ и революции поставили под сомнение продуктивность истории Þ необходимость изменения образа истории.

Определенные изменения происходят и в исторической науке. 2 формы: актуальной становится идея Ницше о актуальности истории как исторических фактов; идея о том насколько история как наука обладает своей спецификой.

Дильтей: в человеке главное – работа его сознания, его духа. Изучение человека и общества требует особых методов. Природу изучают через закономерности, а изучая человека необходимо его понимать Þ история – наука о духе. Гуманитарное познание должно быть основано на понимании, на вживании в материал Þ эта деятельность иррациональна, интуитивна.

Идею Дильтея пытались использовать представители неокантианства. Кризис способствовал появлению интереса к методологии Þ идея создания продукта истории путем обращения к методологии, философии.

 

 

2.

Основная идея – 2 типа науки. Человек воспринимает мир организуя его благодаря структурам своего сознания. Центр тяжести любой научной теории заключается в теории познания. Неокантианцы заявили, что любая наука имеет смысл, способна давать позитивные знания если основана на строгом методе. 2 метода:

· генерализующий: явление рассматривается в соответствии с другими

· индивидуальный (идеографический): явление рассматривается как уникальное

Сам исследователь выбирает методы, а не объект исследования диктует ему их Þ любое явление общественной жизни мы можем изучать в различных условиях. Каждое явление рассматривается в его полноте и его уникальности. Могут быть применятся и генерализующие, и индивидуальные методы. Исследователь свободен в выборе фактов, они становятся таковыми лишь в ходе исследования.

Проблема исследования уникальных явлений, так как ориентация не на описание, а на понимание Þ необходима методика оценки уникальности. Чтобы понять уникальность явления необходимо соотнести его с определенными ценностями. Неокантианцы построили целую иерархию ценностей, позволяющих понимать определенные уникальные явления.

Неокантианцы предлагают 2 методики: Лаппо-Данилевского и Макса Вебера. Вебер: история должна стать наукой понимающей, в центре ее – человеческое сознание и важно то как оно понимает собственную деятельность. История должна стать историей сознания то есть действует не объективные структуры, а сам человек осуществляет выбор.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.