Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 4. Историческая мысль Греции



Эпохи эллинизма

Основные черты греческойИзвестно, что на развитие исторической мысли оказы-

историографии периодавает непосредственное влияние развитие общества.

эллинизма.Можно отметить, что в этом отношении Восточный

Влияние Восточного походапоход А. Македонского оказался толчком для развития

А. Македонского на развитиеисторической мысли. История в этот период времени

исторической мыслистановится, как никогда раннее, востребованной, а

количество исторических трудов вырастает в гео-

метрической прогрессии, причем трудов различных в зависимости от принадлежности их авторов к той или иной исторической школе.

Именно в этот период времени политики осознают свои действия как достойные исторического описания. Так, А. Македонский обращается к Аристотелю с просьбой найти подходящего человека, который должен был описать его поход. К тому же к этому времени мы можем говорить и о появлении у Александра канцелярии, которая должна была фиксировать события похода. Но такая история, как наука, в указанный период служила не объективному отражению произошедших событий, а более средством в процессе складывания официальной идеологии власти и прославлении последней.

В целом можно выделить следующие черты, характерные для развития исторической науки в данный период:

1. многообразие жанров и форм;

2. политическая тенденциозность;

3. появление конкуренции между творцами исторических сочинений;

4. проблема достоверности и необходимости стилистической обработки;

5. разделяются между собой социально-политическая и военная история.

Одним из представителей греческой исторической мысли эпохи эллинизма является Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.). По своему происхождению он принадлежал к состоятельной аристократической верхушке афинского полиса. На это указывает прежде всего полученное им характерное аристократическое образование и воспитание, выдержанное в духе ненависти к демократии родного города и преклонения перед консервативным, олигархическим режимом Спарты. Знатное происхождение Ксенофонта подтверждается также тем, что в молодые годы он служил в афинской коннице, что по традиции было обязанностью и привилегией аристократов.

Известно также, что Ксенофонт был очевидцем и участником Пелопоннесской войны. В 424 г. он принимал участие в афинском вторжении в Беотию, которое завершилось роковым для афинян сражением при Делии. По свидетельству древних авторов, Ксенофонт в этой битве во время отступления афинян упал с коня, но был поднят и спасен Сократом (Страбон, Диоген Лаэртский). Близость с Сократом, к кружку которого он примкнул еще в молодые годы, — другая важная подробность, известная нам о Ксенофонте в этот период его жизни. Долгие годы он был внимательным слушателем Сократа, причем, как это можно понять из слов Диогена Лаэртского, он даже вел какие-то записи бесед своего учителя. Позднее эти записи были им использованы при написании так называемых сократических сочинений — группы произведений, где главным действующим лицом выступает Сократ («Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», «Пир» и «Экономик» [«Об управлении хозяйством»]). Возможно, что духовное общение Ксенофонта с представителями тогдашней учености не ограничивалось одним Сократом; он мог посещать лекции известных софистов и риторов, но кого именно — сказать трудно. Указания древних авторов, что он был слушателем софиста Продика и ритора Исократа, новейшим исследователям не внушают особого доверия.

В 401 г. Ксенофонт по приглашению своего друга покидает родину, чтобы принять участие в походе Кира Младшего в Азию. Но этот поход закончился неудачей: в решающем сражении при Кунаксе, близ Вавилона, Кир был убит, и с его смертью все затеянное им предприятие лишилось смысла. Затем началось длительное отступление греческих наемников (с конца 401 по конец 400 г.). Ксенофонт, избранный одним из новых стратегов (прежние были предательски схвачены персами и казнены), сумел отличиться как талантливый организатор и полководец и на заключительной стадии похода (вдоль побережья Черного моря) единолично возглавлял греческое войско.

По окончании этого похода Ксенофонт участвовал еще в нескольких военных кампаниях: состоял на службе у фракийского царя Севфа, был командиром отряда наемников по спартанским началом, принял участие в Коринфской войне, сражаясь на стороне спартанцев против фиванцев и их союзников, в числе которых были и его сограждане — афиняне. Открытое выступление с оружием в руках против собственного отечества не могло, конечно, остаться безнаказанным: по-видимому, в этой связи и было принято в Афинах постановление, осудившее Ксенофонта на изгнание.

В конце концов он нашел себе пристанище в Коринфе. Вскоре после этого, несомненно, в связи с новым политическим сдвигом — сближением Афин со Спартой, на родине Ксенофонта было принято решение об его амнистии. Однако, судя по всему, на родину Ксенофонт не вернулся и продолжал жить в Коринфе, вплоть до самой смерти, которая последовала около (но не ранее) 355 г.

Между тем после ухода от дел человек этот прожил еще долгую жизнь, считая от конца Коринфской войны — свыше 30 лет. И вот, отложив в сторону меч, он взялся за перо с тем, чтобы снова пережить все пройденное, еще раз обдумать и развить любимые прожекты, создать для них — пусть на листе папируса — идеальные условия и, наконец, увидеть их осуществленными в новом, фантастическом мире. В Коринфе он создает или, во всяком случае, завершает самые крупные свои произведения «Киропедию» и «Греческую историю», составляет похвальное слово в память своего покровителя и друга Агесилая, пишет целую серию небольших трактатов на специальные темы — «Лакедемонскую политию», «Гиерон», или «О Тиране», «Об обязанностях гиппарха», «О всадническом искусстве», «О доходах».

Необходимо отметить, что Ксенофонт берется за написание монографий о тех событиях, которые он самостоятельно пережил. То есть, определяющим критерием послужил его личный опыт.

Эллинское и варварское общества Ксенофонт рассматривает как разные типы общественной организации. Можно отметить и то, что он, как и Геродот, обращает внимание на этнографические и географические особенности варварских стран.

Ко времени окончания Восточного похода А. Македонского деление на греческий и варварский мир исчезает, они смешиваются. Это приводит к тому, что появляются новые исторические и философские школы. Но в качестве особенности исторических трудов этого периода можно отметить то, что преобладают не исследовательские работы, а фиксирующие современные события.

Это характерно для работ Каллисфена (?), в которых зафиксированы современные ему события и восхваляется героизм Александра Македонского. Можно отметить, что в целом после смерти Александра и распада его империи появляется большое количество работ, посвященных его деятельности. Наиболее общим представлением для них является тезис о том, что Восточный поход – великое событие, а Александр – его непосредственный участник. Тем не менее, наибольшей популярностью пользовались работы, подчеркивающие мифологический характер событий похода и божественное происхождение Александра Македонского. В то же время часть этих работ стремится к объективности, а их авторы – к точности и выявлению подлинной истории событий. Среди них необходимо отметить Неарха и Птолемея Лага (?), которые составили собственные воспоминания о походе, но в них стремятся подчеркнуть собственную роль, в том числе влияние на Александра Македонского. То есть можно говорить об использовании ими истории в своих интересах.

Необходимо отметить и то, что во многих эллинистических монархиях существовала собственная историческая традиция, основанная на фактах и их фиксации, главным образом, в форме династической истории. Эту традицию преодолел во II веке до н.э. Полибий.

 

Жизнь и творчествоРодился он в 210-205 гг. до н.э. Отец его был стратегом

ПолибияАхейского союза. С детства Полибия воспитывали как будущего

политика. Тем не менее, в молодости его знания носили отрыво-

чный характер. В возрасте 30 лет Полибий стал послом Ахейского союза в Египте. В это время союз занимает нейтральное положение в войне между Римом и Македонией. В числе других греков, попавших в плен, Полибий попадает в Рим, где проживает в доме одного из римских военачальников – Павла Эмилия, - который, однако, был большим поклонником греческой культуры. В результате Полибий был в курсе всех политических дел между Римом и Грецией. В это же время Полибий сближается с сыном Павла Эмилия – Сципионом, который к этому времени уже посетил Испанию, Африку, а так же участвовал в штурме Карфагена. Но пришло время, когда Рим разрешил вернуть на родину заложников-греков. Тем не менее, Полибий в период Третьей Пунической войны находится рядом мо Сципионом. После нее он отправляется в Грецию с целью разработки законодательства для греческих городов, находящихся в составе Римской империи.

Умирает Полибий в возрасте ок. 82 лет.

Необходимо отметить, что он был состоятельным политиком с доступом к политической информации. Достаточно много Полибий написал о Карфагене и римских войсках. Его перу принадлежит дошедшая до нас «Всеобщая история». В ней он рассматривает историю Средиземноморья в целом, то есть описывает историю народов и государств как систему.

Важной задачей, которую ставит перед собой Полибий, является отыскание истины. Однако ее значение вытекает из практического характера исторического знания. В этом отношении у Полибия выделяется два варианта «неправильной» истории: первый связан с несознательным искажением исторических фактов, а второй – с сознательным. С первым, утверждает автор «Всеобщей истории», необходимо работать критически, а второй – отбрасывать.

Полибий определяет и хронологические рамки своей работы. Начало повествования у него ведется с 220 г. до н.э., когда история становится всеобщей (надо сказать, что Полибий впервые употребляет этот термин). Именно с этого времени, государства Средиземноморья вступают во взаимные отношения друг с другом (Македония, Сирия, Египет, Карфаген, Рим). Содержательной стороной этого процесса является рост Римской империи.

Необходимо отметить, что с событийной точки зрения история в произведении Полибия предстает как направленный прогресс.

У Аристотеля Полибий заимствует типологию политических режимов, затем выстраивает в логической и хронологической последовательности 6 форм правления, из которых, по его мнению, три являются правильными и три – неправильными. К первым относятся аристократия, демократия и царская власть, ко вторым – монархия, олигархия и охлократия.

Человек, пишет Полибий, слаб, и у него с самого начала присутствует стремление к объединению. Так возникает семья, затем на идеалах справедливости строится царская власть. Возникновение государства происходит тогда, когда идея справедливости превращается в идею долга, а справедливость становится обязанностью. Царь, пишет Полибий, должен заботиться о народе, а народ – подчиняться. Если власть перестает сознавать свою ответственность перед народом, то она искажается и превращается в тиранию или монархию. Аристократия также постепенно вырождается и превращается в олигархию, то есть власть немногих. Потом приходит демократия, которую сменяет власть толпы. Охлократия – это снова дикое состояние, из которого можно выйти, снова придя к царской власти.

Движение общества, в соответствии с представлениями Полибия, циклично и происходит по замкнутому кругу. При объяснении исторического процесса Полибий проводит метод аналогии (общество он сравнивает с организмом) и цикличности. Этот циклизм является разомкнутым.

Римское государство, пишет Полибий, одерживает победы благодаря сочетанию элементов трех вариантов правильного правления (консул – царь, сенат – аристократя, гражданское управление – демократия). Для римского народа, по его мнению, характерны патриотизм, благочестие и знание законов. Римское государство же вырастает из римского народного духа. Таким образом, Геродот исходил из идеи судьбы, Фукидид – из идеи человеческой природы, а Полибий – из идеи закономерности человеческого развития.

По Полибию, все существующие государства обречены на подчинение Риму. Это закономерно. Но подчинение варваров Риму Полибий считал позитивным моментом для первых.

Работа Полибия – это попытка описать историю человечества как целостный процесс. Его «Всеобщая история» не пользуется успехом в Греции, но приобретает популярность в Риме. В целом можно отметить, что в композиционном плане работа Полибия оформлена очень удачно.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.