Данное задание выполняется студентом трудовым методом. Время выполнения задания — 6ч.
Проведение практических занятий может осуществляться в компьютерном классе или на различных рабочих местах. В этом случае при достаточном числе рабочих мест (один человек — одно рабочее место) основной метод — самонаблюдение. При недостатке рабочих мест можно использовать одно рабочее место на двоих. Тогда один из студентов занимается самонаблюдением, другой — наблюдает за работой первого. Протоколы работы сопоставляются и делаются совместные выводы. Отмечаются совпадения или расхождения во времени наблюдаемых симптомов утомления. Дается оценка причин этого явления. Выявляются плюсы и минусы каждого из используемых методов.
Кроме того, практическое занятие может выполняться в реальных организациях различного типа. В этом случае на первый план выходят методы наблюдения и опроса работников. При необходимости в дополнение к ним может использоваться метод естественного эксперимента. В ходе выполнения задания проведена оценка:
§ на рабочих местах в организациях разного типа. В этом случае в качестве основных методов выступают методы наблюдения и опроса; при необходимости — эксперименты в естественных условиях;
§ в ряде случаев — на личных рабочих местах.
В ходе выполнения задания проводится оценка времени появления различных признаков утомления, степени их выраженности, динамики развития утомления. Все эти признаки оцениваются в зависимости от организации рабочего места и мотивации работающего при решении поставленных задач.
Симптомами, позволяющими оценивать качество организации рабочих мест, выступают физиологические и психологические сдвиги показателей работы различных систем организма.
В качестве психологических признаков используются субъективные ощущения и динамика ощущений уровня дискомфорта в работе скелетно-мышечного и сенсорного аппарата пользователя, мотивация к деятельности и ее динамика. Затем выявляется характер изменений функциональных состояний в зависимости от положения человека в рабочем пространстве и мотивационной составляющей деятельности.
Пространство рабочего места с персональным компьютером может состоять из одного стола, на котором на одной горизонтальной плоскости размещены монитор, системный блок и клавиатура. Могут быть и другие варианты компоновки (размещение элементов оборудования на разных уровнях по высоте, на разных столах).
В проводимом эксперименте в пределах существующих поверхностей изменяется взаимное положение монитора, клавиатуры и сиденья. Для сопоставимости данных различных исследователей необходимо, чтобы экран монитора располагался перпендикулярно плоскости стола, на котором он находится, и параллельно его передней кромке. В результате мы имеем три компоновки рабочего места, на которых последовательно должен работать студент (рис. 12.5). Далее преподавателем подготавливаются три типа заданий, связанных с репродуктивным преобразованием исходной информации. Для первых двух серий преподавателем подготавливаются раздаточные материалы — одна страница из таблиц Брадиса и страница из рекламной газеты.
Рис. 12.5. Блок-схема расположения элементов персонального компьютера на рабочем месте в различных сериях экспериментов: 1 — монитор; 2— системный блок; 3 — клавиатура; 4 — сиденье
Ниже приводится образец протокола ведения самонаблюдения в процессе работы для всех трех серий (бланк 12.1).
Бланк протокола самонаблюдения за работой
Протокол самонаблюдения за работой в процессе перепечатывания материала (таблиц Брадиса, материала из рекламной газеты и пр.).
Дата _______________ Студент _______________
Всего напечатано _______________ знаков
Время появления первых симптомов изменения состояния
Физиологические проявления (чувство неудобства, усталость, боль и т.п.*)
Психологические проявления (ошибки, их тип, изменение эмоционального состояния и т.п.**)
Примечания:
* запись ведется с указанием конкретной части тела (левое плечо, боль под правой лопаткой и т.п.);
** радость, недовольство, усталость, необходимость приложения волевых усилий для продолжения работы и т.п.
Отработка задания
Первая серия эксперимента продолжается в течение 1 ч (длительность эксперимента определяется временем, необходимым для получения устойчивых признаков утомления).
А. Выделить пространство рабочего места, разместив на нем оборудование в соответствии с рисунком 12.5, а (клавиатура размещается слева на рабочем столе, а сиденье — справа, так что правый край сиденья совпадает с правой границей рабочего пространства).
Б. Подготовить часы для регистрации времени появления симптомов, отражающих изменения состояния в процессе работы, и бланк протокола для фиксации происходящих изменений (см. бланк 12.1).
В. Занять исходное положение и приступить к перепечатыванию таблиц Брадиса в редакторе Word, без оформления таблицы (см. ниже).
Работа осуществляется на верхней цифровой линейке клавиатуры, правая компактная шкала отключается. Работа ведется в течение одного астрономического часа с максимально возможной скоростью. При досрочном завершении перепечатывания текста набор продолжается с начала таблицы до истечения заданного времени. В процессе работы вписывать результаты самонаблюдения в таблицу. Следить и корректировать непроизвольное изменение положения элементов рабочего места. В конце работы подсчитать число перепечатанных знаков и занести в таблицу.
Вторая серия эксперимента
А. Выделить пространство рабочего места, разместив на нем оборудование в соответствии с рисунком 12.5, в — клавиатура располагается в правом дальнем углу стола, а сиденье в крайнем левом положении.
Б. Подготовить часы для регистрации времени появления симптомов, отражающих изменения состояния в процессе работы, и бланк протокола (см. бланк 12.1, где следует переименовать заголовок формы) для фиксации происходящих изменений.
В. Перепечатывать в течение 1 ч материал из рекламной газеты (в строчку), выбирая наименее интересующие студентов разделы (продажа труб, кровли и т.п.), например:
МЕТАЛЛ черный, нержавеющий, оцинкованный, цветной. Доставка до 50 тыс. руб. бесплатно. 123-15-69; 123-53-35; 127-39-46; 123-15-96; 123-84-97; 123-55-02.
В процессе работы вписывать результаты самонаблюдения в таблицу. Зафиксировать число перепечатанных знаков.
Г. Проанализировать полученные данные первой и второй серий и напечатать отчет, включающий протоколы самонаблюдения, обсуждение полученных результатов и выводы по каждой из серий. Особо отметить причины, вызывающие утомление (структура предметно-пространственного окружения, интерес к заданию, мотивация, особенности ее динамики в каждом задании), степень выраженности и локализацию симптомов утомления, тип возникающих функциональных состояний (утомление, монотония, психологическое пресыщение, скука и т.п.), связь времени возникновения негативных физиологических и психологических состояний с особенностями структуры организации рабочего места и мотивации деятельности.
Третья серия эксперимента
А. Выделить пространство рабочего места, разместив на нем оборудование в соответствии с рисунком 12.5, б — клавиатура и сиденье располагаются в удобном для студента положении.
Б. Включить тренажер обучения слепому методу печати. В зависимости от степени владения методом слепой печати студент выбирает соответствующий уровень обучения на русском языке (новичок, мастер), на иностранном языке (новичок, мастер), и начинает работать в течение 1 ч.
В. Во время пауз, предоставляемых машиной для отдыха, фиксировать время паузы от начала работы и происходящие изменения в состоянии. В конце работы переписать данные относительно своей работы из раздела «статистика».
Г. Проанализировать полученные данные и напечатать отчет по данной серии, включающий протокол самонаблюдения, данные статистики (число предоставленных пауз в работе и достигнутую скорость, ее динамику в процессе работы), обсуждение полученных результатов и выводы по данной серии. Дополнить отчет сравнительным анализом особенностей протекания работы по всем трем сериям. Представить отчеты преподавателю.
Д. Совместно с преподавателем провести обсуждение полученных результатов, выделяя общие черты и индивидуальные различия протекания изменения функциональных состояний по работе в целом. Итоги обсуждения зафиксировать в отчете.