Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изучение рабочей позы и рабочего места в производственных условиях



В производственных условиях (в цехе, в кабине крана и экскаватора, у пульта управления, на диспетчерском пункте, у компьютера и т. п.) для анализа и оценки организации рабочего места и оценки степени удобства рабочей позы широкое применение получили методы профессиографического анализа деятельности, а именно: трудовой метод, методы наблюдения и опроса, различные виды хронометража, векторно-координатный метод. Из ансамбля этих методов наиболее эффективными для оценки позы оказались методы регламентированного наблюдения и опроса, или интервью, и хронометража. Первые два метода позволяют фиксировать позные соотношения звеньев тела, обусловленные пространственной организацией производственного оборудования и алгоритмом деятельности, получить сведения об общем и локальном утомлении, причинах этого утомления, обсудить предложения и пожелания об изменении организации рабочего места. Хронометраж рабочей позы позволяет зафиксировать длительность поддержания той или иной позы, частоту смены позы, количество наклонов туловища, частоту обращаемости к органам управления и средствам отображения информации и т. п.

Используемая в натурных производственных условиях процедура опроса названа эргономическим опросом, так как применительно к задачам эргономики этот опрос отличается от социологического прежде всего целями его проведения и мотивацией опрашиваемых. В социологическом опросе важна событийная информация, где нет оценок и интерпретаций.

Эргономический опрос об организации рабочего места и условиях труда носит оценочный характер, проявляющийся как отношение работающего профессионала через его знания и опыт к внешним средствам деятельности, особенностям конструкции элементов рабочего места, их пространственного размещения. Он позволяет выявить мнение работающего о достоинствах и недостатках конструкции, о причинах брака и ошибок в работе, о наличии помех, его пожелания, советы и предложения об улучшении конструкции.

Процедура опроса может быть одноразовой и многодневной. В обоих случаях наибольшее количество информации дает регламентированный опрос или формализованное интервью. Он более эффективен по сравнению с анкетированием, так как позволяет контролировать получение ответов на поставленные вопросы, пояснять вопросы, вызывающие затруднения, уточнять ответы, задавать дополнительные вопросы и т.п.

Используется метод регламентированного эргономического опроса.

Исследователь составляет опросник в каждом конкретном случае заново с учетом специфики изучаемого объекта. Прежде чем составлять опросник, необходимо некоторое время понаблюдать за работающим, ознакомиться с технической документацией и изучить алгоритм деятельности. Для успешности интервью исследователь должен знать внешнюю техническую сторону машины, названия и назначение органов управления, средств отображения информации, параметры рабочего места и его элементов, алгоритм управления и т. п.

Составляют первый вариант опросника, который апробируется на нескольких работающих, в результате чего уточняется ряд вопросов, вводятся новые, снимаются ненужные. Надежность информации зависит от правильности составления опросника, умения исследователя провести беседу и от компетентности опрашиваемых. Рассмотрим эти три составляющих успешности применения метода опроса в эргономическом исследовании.

Рекомендации по составлению опросника следующие.

Прежде всего отметим, чего не следует делать при составлении опросника:

q ставить лобовые вопросы;

q включать наводящие вопросы;

q совмещать в одном вопросе два вопроса;

q стремиться к стереотипным формулировкам вопросов, так как они дают стереотипные заученные ответы;

q начинать опрос с конкретных вопросов.

Опросник должен начинаться с общего вопроса: «Удобно ли Вам работать?», или «Удобно ли Вам сидеть?», или «Устраивает ли Вас данная машина?» Общий вопрос задается для установления контакта с опрашиваемым и для того, чтобы заставить его задуматься в целом об опрашиваемом объекте. Далее идут конкретные вопросы. Максимальная дробность пунктов дает наиболее полную информацию.

При опросе исследователь сам записывает ответы на вопросы. Можно проводить полустандартизированную беседу, в которой есть перечень необходимых вопросов. Дополнительные вопросы возникают в ходе беседы.

При записи интервью следует максимально использовать выражения опрашиваемого. Излагать текст от первого, а не от третьего лица. Спросить, сколько длилось интервью. Если опрашиваемый говорит, что беседа длилась минут 40, а она длилась 60 минут, это хороший показатель. Респондент чувствовал себя непринужденно. Паспортичку лучше предлагать в заключение интервью или в конце беседы.

Требования к условиям проведения регламентированной беседы следующие:

§ вести беседу в размеренном темпе;

§ беседа должна вестись на равных условиях;

§ интервьюер должен с уважением отнестись к знаниям опрашиваемого;

§ не следует подгонять опрашиваемого под какой-либо эталон (не стереотипизировать образ);

§ не следует проводить беседу в людном помещении;

§ важен внешний вид и поведение интервьюера (пол, возраст); он не должен быть ярко или необычно одет, что отвлекает внимание опрашиваемого;

§ данные опроса обрабатываются статистически.

Полнота и глубина ответов зависит от общей культуры и кругозора респондентов. Можно производить отбор компетентных информаторов, если это необходимо. В социологии он производится путем введения в анкету контрольных вопросов, вопросов-ловушек, тестов на откровенность.

Эргономический опрос обычно охватывает довольно однородную профессиональную группу работающих, независимо от их общего уровня образования.

Ниже приводятся два примера процедуры проведения опроса в производственных условиях (на стройке и в офисе).

Пример 1.

Опрос носит оценочный характер. Оценивается эксплуатируемая техника (экскаватор и наземные краны).

Были опрошены машинисты кранов и экскаваторов на стройке КАМАЗа (г. Набережные Челны). Большинство опрошенных были с неполным средним или средним образованием. Но все имели 6-й, высший, производственный разряд, т.е. высокопрофессионально знали технику разных поколений, на которой работали.

Для примера приводится опросник, который был использован с целью эргономического анализа и оценки организации рабочих мест в кабинах для их дальнейшей модернизации, а также для определения степени утомления машинистов и выяснения причин этого утомления.

Опросник состоял из двух частей. Первая содержала вопросы, ответы на которые позволяли судить об организации рабочего места и пожеланиях работающего по его усовершенствованию. Вторая часть опросника содержала вопросы о наличии или отсутствии производственного утомления, его характере, локализации, причинах, вызывающих его, помехах в работе.

ОПРОСНИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ОПРОСА МАШИНИСТОВ ЭКСКАВАТОРОВ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.