Гарантированная Основным законом государственная защита прав и свобод человека и гражданина означает, что правовое государство как особая политическая организация гражданского общества берет на себя обязанность гаранта жизненных ценностей и благ личности, выраженных в ее субъективных гражданских правах и личных свободах. Для выполнения этой публично-правовой обязанности современное Российское государство располагает законодательной базой и системой органов правоохраны, к которым относятся также суды.
Реализация права на судебную защите охватывает как деятельность суда, осуществляющего рассмотрение и разрешение правового спора, так и деятельность других субъектов, обращающихся в орган правосудия за судебной защитой. Только при наличии такого обращения и возможна защита прав, свобод и законных интересов.
Во второй половине ХХ века в европейской практике сформировалась достаточно эффективная система законодательной и судебной защиты прав человека. В ее основу положены нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой под эгидой Совета Европы в 1950 г. (далее – Конвенция или Европейская Конвенция): все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона; каждый человек в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом, имеет право на восстановление его в правах национальным компетентным судом; каждый человек имеет право на справедливое судебное разбирательство и на эффективные средства правовой защиты, и др.[38]
Конвенционные положения получили широкие отражение в ходе судебно-правовой реформы в нашем законодательстве по правам человека. Российская Конституция, которая учла общепризнанные принципы и нормы в области защиты прав человека, в том числе и положения Европейской Конвенции, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и тех, которые определяются международными нормами (ч. 1 ст. 46). Этот принцип конкретизируется в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», в Гражданском процессуальном, Арбитражном процессуальном, Уголовном процессуальном кодексах, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в других законодательных актах.
Несмотря на то, что основные принципы организации и функционирования судебных органов, содержащихся в российском процессуальном законодательстве, отвечают европейским требованиям: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей; запрещение создания чрезвычайных судов; состязательность и равноправие сторон в процессе судопроизводства и другие – в ходе реформирования судебно-правовой системы действия этих принципов в судебном процессе уточняются. При этом важно добиться, чтобы судебная власть на практике перестала быть под давлением структур исполнительной власти и стала действительно сильной и самостоятельной, находящейся только под контролем закона и общества.
Учитывая это, парламентом были приняты и вступили в силу в 2001 г. законы, вносящие изменения в действующие законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации»
и «О статусе судей в Российской Федерации»[39]. То, что проекты этих законов, подготовленные по инициативе Президента РФ, соответствовали европейским стандартам, подтвердила экспертиза Европейского Суда. Введенные изменения призваны обеспечить: улучшение деятельности судов и функционирования механизма исполнения их решений; уточнение статуса судей; введение прозрачного, гласного порядка назначения судей на должность, приостановления и прекращения их полномочий; повышение требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей; определение оснований и порядка привлечения судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности и другие необходимые нововведения. Эти меры должны способствовать и преодолению проявлений коррупции в судейской среде.
В российском законодательстве нашло отражение европейское положение, согласно которому право на судебную защиту является гарантией всех других прав и свобод и не подлежит каким-либо ограничениям (ч.4 ст. 56 Конституции РФ), поскольку ограничение этого права не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей (защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Даже в случае введения на территории России или ее части чрезвычайного положения согласно ст. 35 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» правосудие продолжает осуществляться обычными судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ.[40]
Судебная защита – сложное правовое явление, не принадлежащее конкретной отрасли права. Сложившаяся система законодательства обеспечивает доступность судебной защиты граждан от посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также на защиту от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).
Судебная защита представляет собой систему действий судебных органов по рассмотрению и разрешению судебного дела и исполнению решения. Выполняя различные процессуальные действия – исследуя доказательства, заслушивая показания и объяснения сторон, вынося решение, разрешая заявленные сторонами ходатайства, суд (судья) защищает права участников разбирательства и обеспечивает им право на личное участие в правосудии, на использование предоставленных для этого полномочий. Возможность личного участия в отстаивании своих интересов - одна из гарантий эффективности судебной защиты и способ ее реализации, а лишение права на личное участие в защите собственного права рассматривается как ограничение права на судебную защиту.
Суд обеспечивает реализацию права на судебную защиту всем гражданам независимо от того, какую роль они играет в правовом конфликте. Воплощением защиты охраняемого законом блага служит решение (постановление) или приговор суда. Являясь важнейшим актом судебной власти, судебное решение (постановление) или приговор означает признание прав пострадавшей стороны нарушенными и их восстановление либо констатацию отсутствия такого нарушения, ограждение одной из сторон от необоснованного ущемления ее прав. Таким образом, судебная власть восстанавливает нарушенное право, обеспечивает возмещение причиненного вреда, ограждает права и свободы от их необоснованного ограничения или нарушения.
Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.
Судебной защите прав и свобод человека и гражданина отводится особая роль в обществе. Выделение судебной защиты в самостоятельную функцию государства обусловлено необходимостью реального и эффективного обеспечения прав и свобод личности, а судебный порядок, как отмечали авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, одобренной Советом по судебной реформе Российской Федерации от 11 января 1995 г., является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Повышение роли правосудия – важнейшее условие самоограничения власти. Полномочия власти «легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти».[41]
При осуществлении правосудия как особой функции государственной власти в задачи суда входит защита конституционного строя России; прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Как видно, защита прав и свобод граждан стоит на втором месте, но это вовсе не умаляет значимости и необходимости такой защиты. Более того, такая очередность видится оправданной и вполне логичной. Ведь права, свободы человека и гражданина, равно как и их защита государством, признаются неотъемлемой частью конституционного строя.
В Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст.3) указывается на единство судебной системы страны, хотя фактически это не столь очевидно из-за существования организационно самостоятельных и процессуально независимых друг от друга систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Вместе с тем общая обязанность судов по защите прав и свобод человека и гражданина, выступающая как основная конституционная цель правосудия, объединяет все звенья судебной власти по их общественному предназначению в системе институтов государственной власти.