Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и особенности судебной защиты прав граждан в Российской Федерации



 

Гарантированная Основным законом государственная защита прав и свобод человека и гражданина означает, что правовое государство как особая политическая организация гражданского общества берет на себя обязанность гаранта жизненных ценностей и благ личности, выраженных в ее субъективных гражданских правах и личных свободах. Для выполнения этой публично-правовой обязанности современное Российское государство располагает законодательной базой и системой органов правоохраны, к которым относятся также суды.

Реализация права на судебную защите охватывает как деятельность суда, осуществляющего рассмотрение и разрешение правового спора, так и деятельность других субъектов, обращающихся в орган правосудия за судебной защитой. Только при наличии такого обращения и возможна защита прав, свобод и законных интересов.

Во второй половине ХХ века в европейской практике сформировалась достаточно эффективная система законодательной и судебной защиты прав человека. В ее основу положены нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой под эгидой Совета Европы в 1950 г. (далее – Конвенция или Европейская Конвенция): все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона; каждый человек в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом, имеет право на восстановление его в правах национальным компетентным судом; каждый человек имеет право на справедливое судебное разбирательство и на эффективные средства правовой защиты, и др.[38]

Конвенционные положения получили широкие отражение в ходе судебно-правовой реформы в нашем законодательстве по правам человека. Российская Конституция, которая учла общепризнанные принципы и нормы в области защиты прав человека, в том числе и положения Европейской Конвенции, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и тех, которые определяются международными нормами (ч. 1 ст. 46). Этот принцип конкретизируется в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», в Гражданском процессуальном, Арбитражном процессуальном, Уголовном процессуальном кодексах, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в других законодательных актах.

Несмотря на то, что основные принципы организации и функционирования судебных органов, содержащихся в российском процессуальном законодательстве, отвечают европейским требованиям: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей; запрещение создания чрезвычайных судов; состязательность и равноправие сторон в процессе судопроизводства и другие – в ходе реформирования судебно-правовой системы действия этих принципов в судебном процессе уточняются. При этом важно добиться, чтобы судебная власть на практике перестала быть под давлением структур исполнительной власти и стала действительно сильной и самостоятельной, находящейся только под контролем закона и общества.

Учитывая это, парламентом были приняты и вступили в силу в 2001 г. законы, вносящие изменения в действующие законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации»

и «О статусе судей в Российской Федерации»[39]. То, что проекты этих законов, подготовленные по инициативе Президента РФ, соответствовали европейским стандартам, подтвердила экспертиза Европейского Суда. Введенные изменения призваны обеспечить: улучшение деятельности судов и функционирования механизма исполнения их решений; уточнение статуса судей; введение прозрачного, гласного порядка назначения судей на должность, приостановления и прекращения их полномочий; повышение требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей; определение оснований и порядка привлечения судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности и другие необходимые нововведения. Эти меры должны способствовать и преодолению проявлений коррупции в судейской среде.

В российском законодательстве нашло отражение европейское положение, согласно которому право на судебную защиту является гарантией всех других прав и свобод и не подлежит каким-либо ограничениям (ч.4 ст. 56 Конституции РФ), поскольку ограничение этого права не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей (защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Даже в случае введения на территории России или ее части чрезвычайного положения согласно ст. 35 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» правосудие продолжает осуществляться обычными судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ.[40]

Судебная защита – сложное правовое явление, не принадлежащее конкретной отрасли права. Сложившаяся система законодательства обеспечивает доступность судебной защиты граждан от посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также на защиту от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

Судебная защита представляет собой систему действий судебных органов по рассмотрению и разрешению судебного дела и исполнению решения. Выполняя различные процессуальные действия – исследуя доказательства, заслушивая показания и объяснения сторон, вынося решение, разрешая заявленные сторонами ходатайства, суд (судья) защищает права участников разбирательства и обеспечивает им право на личное участие в правосудии, на использование предоставленных для этого полномочий. Возможность личного участия в отстаивании своих интересов - одна из гарантий эффективности судебной защиты и способ ее реализации, а лишение права на личное участие в защите собственного права рассматривается как ограничение права на судебную защиту.

Суд обеспечивает реализацию права на судебную защиту всем гражданам независимо от того, какую роль они играет в правовом конфликте. Воплощением защиты охраняемого законом блага служит решение (постановление) или приговор суда. Являясь важнейшим актом судебной власти, судебное решение (постановление) или приговор означает признание прав пострадавшей стороны нарушенными и их восстановление либо констатацию отсутствия такого нарушения, ограждение одной из сторон от необоснованного ущемления ее прав. Таким образом, судебная власть восстанавливает нарушенное право, обеспечивает возмещение причиненного вреда, ограждает права и свободы от их необоснованного ограничения или нарушения.

Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.

Судебной защите прав и свобод человека и гражданина отводится особая роль в обществе. Выделение судебной защиты в самостоятельную функцию государства обусловлено необходимостью реального и эффективного обеспечения прав и свобод личности, а судебный порядок, как отмечали авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, одобренной Советом по судебной реформе Российской Федерации от 11 января 1995 г., является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Повышение роли правосудия – важнейшее условие самоограничения власти. Полномочия власти «легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти».[41]

При осуществлении правосудия как особой функции государственной власти в задачи суда входит защита конституционного строя России; прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Как видно, защита прав и свобод граждан стоит на втором месте, но это вовсе не умаляет значимости и необходимости такой защиты. Более того, такая очередность видится оправданной и вполне логичной. Ведь права, свободы человека и гражданина, равно как и их защита государством, признаются неотъемлемой частью конституционного строя.

В Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст.3) указывается на единство судебной системы страны, хотя фактически это не столь очевидно из-за существования организационно самостоятельных и процессуально независимых друг от друга систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Вместе с тем общая обязанность судов по защите прав и свобод человека и гражданина, выступающая как основная конституционная цель правосудия, объединяет все звенья судебной власти по их общественному предназначению в системе институтов государственной власти.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.