Действовавшие в тот период на территории России Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» от 2 ноября 1989 г. и глава 24 ГПК РСФСР «Жалобы на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющих права граждан» пришли в несоответствие с российской конституционной нормой. Возникла потребность в новом законе, регламентирующем порядок обжалования. В связи с этим 28 апреля 1993 года Верховный Совет РФ принял Закон Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в действие с 3 июня 1993 года. Данным законом глава 24 ГПК РСФСР была изложена в новой редакции и получила название «Жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан». Почти одновременно с ним 27 апреля 1993 года принят Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[29]вступивший в силу с 12 мая 1993 года.
Несмотря на то, что Закон от 27 апреля 1993 г. установил единый механизм судебной защиты для всех граждан, военнослужащим сделано исключение, связанное с особенностями их службы. В ч. 5 ст. 4 данного Закона предусматривается, что военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы (специальное право жалобы). До принятия этого Закона военнослужащие могли обжаловать подобные действия только в порядке подчиненности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил СССР, без права обращения в суд. Кроме того, военнослужащий как гражданин Российской Федерации в соответствии с указанным Законом может подать жалобу, не связанную с прохождением военной службы, в суд общей юрисдикции.
Одним из первых шагов на пути судебной защиты прав и свобод военнослужащих стало Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 1992 г. «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц», а затем Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Следующим важным событием в данном направлении было принятие Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».[30] По-новому определив задачи военных судов, их подсудность и структуру, Закон поставил военные суды и Военную коллегию на иной, более высокий уровень. Военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и правосудие в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Впервые в истории нашего государства Федеральным конституционным законом военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов и Военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы.
Принципиально изменились стоящие перед военными судами задачи. В соответствии со ст. 4 Закона военные суды, прежде всего, должны обеспечивать и защищать права и охраняемые законом интересы человека и гражданина. Так, военным судам подсудны административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений (ст. 7 Закона о военных судах РФ).
Таким образом, военные суды из правоохранительных органов превратились в органы защиты прав и интересов военнослужащих и членов их семей, стали гарантом законности в Вооруженных Силах РФ. Фактически Закон наделил военные суды правом контроля за исполнительной властью, и данное направление в их работе стало одним из основных.
Дальнейшим этапом в развитии института судебной защиты прав граждан в сфере исполнительной власти было принятие нового Гражданского процессуального кодекса РФ (2002 г.) и Арбитражного процессуального кодекса РФ (2002 г.).
В Гражданском процессуальном кодексе РФ выделено Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (подраздел Ш). Категория дел, отнесенных к делам, возникающим из публичных правоотношений, рассматриваемых судами общей юрисдикции, определена в ст. 245 ГПК РФ. Согласно указанной статье, к таким делам относятся дела:
- об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
- об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Действующий ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления (решения), вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В Российской Федерации наряду с судами общей юрисдикции функционируют и арбитражные суды. Арбитражный суд только с 1991 года из органа государственного управления стал самостоятельным органом правосудия, органом, осуществляющим контроль за исполнительной властью. В 1991 году в Конституцию РСФСР была внесена новая редакция ст. 163, согласно которой арбитражные органы преобразовывались в арбитражные суды. Конституционная новелла была реализована принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде», который с дополнениями и изменениями действовал до 1995 года.[31]
Дальнейшее становление и развитием системы арбитражных судов связано с принятием Конституции РФ. Базируясь на конституционных принципах правосудия Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[32] и принятый 5 мая 1995 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации[33] установили правовой статус арбитражных судов, их место в судебной системе страны, детализировали структуру, состав, принципы организации и деятельности.
Арбитражная процессуальная форма по своей сущности однотипна с гражданским процессуальным порядком отправления правосудия, но вместе с тем не тождественна ей.
Самостоятельность арбитражного процесса объясняется тем, что арбитражные суда рассматривают дела, возникающие в области предпринимательской и иной экономической деятельности. Это специальные суды, чем они и отличаются от судов общей юрисдикции.
В качестве основных задач судопроизводства в арбитражных судах законодателем выделяется: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие становлению и развитию партнерских отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в арбитражных судах осуществляется защита прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей, а в случаях предусмотренных законом и граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Важное место в системе защиты прав и свобод граждан принадлежит Конституционному Суду. Конституционное правосудие было учреждено в РСФСР на основе Закона от 15 декабря 1990 г. «Об изменении и дополнении Конституции (Основного закона) РСФСР», в котором указывалось, что порядок избрания и деятельности Конституционного Суда РСФСР устанавливается специальным законом».[34] 6 мая 1991 г. был принят первый Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»[35].
Согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд включен в судебную систему страны как один из высших федеральных органов судебной власти, определена его юридическая природа, место в судебной системе и особые функции (ст.18).[36]
Конституционный Суд создавался как орган призванный обеспечить единство законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Эта двуединая функция Конституционного Суда – защита Конституции и защита прав и свобод граждан неотделимы и неразрывны. Данная позиция подтверждается и закрепляется в ныне действующем конституционном законе о Конституционном Суде Российской Федерации.
Развивая и детализируя конституционные положения, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» конкретизировал статус Суда, установил правила конституционного судопроизводства, определил его структуру и организацию, направленную на повышение эффективности его деятельности.[37] Статья 3 ФКЗ начинается с определения целей конституционного правосудия, к которым относит защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. Таким образом, все три указанные в законе цели органически связаны с правами и свободами граждан, защита которых является важнейшей функцией Конституционного Суда.
Важное значение для усиления обеспечения прав и свобод граждан имеет создание института мировой институции, которое произошло в связи с принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального закона от 17 декабря 1998 г. « О мировых судьях в Российской Федерации». В августе 2000 г. были приняты Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» И «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, которые регламентировали производство у мирового судьи, а также аппеляционное обжалование принимаемых им решений по уголовным и гражданским делам. Таким образом, в систему судов общей юрисдикции было добавлено еще одно звено, а судопроизводство пополнилось стадией аппеляционного пересмотра не вступивших в законную силу решений мирового судьи.
Целями возрождения мировой юстиции, провозглашаемыми официальной доктриной, являлись: обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры рассмотрение несложной категории дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования субъектами правоотношений конституционного права на судебную защиту. Но главным аргументом введения института мировых судей явилась необходимость скорейшей разгрузки федеральных районных судов общей юрисдикции. Это явилось следствием того, что в результате демократических преобразований и реализации закрепленного в Конституции РФ принципа разделения властей существенно расширился круг правоотношений, субъекты которых получили право на судебную защиту своих законных интересов.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что законодательство в своем развитии прошло путь от очень узкой подведомственности административных дел суду к практически неограниченному праву на судебную защиту.
Тема: Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан
Вопросы:
1. Понятие и особенности судебной защиты прав граждан в Российской Федерации.
2. Гарантии судебной защиты прав граждан в Российской Федерации.
Литература:
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1997.- № 1. Ст.1. (с последующ. изменен. и доп.)
Белявская, О.Я. Гражданин как субъект права на судебную защиту // Закон и право.- 2005. №1.
Грудцина, Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика. 2003. № 8.
Старилов, Ю.Н. Административная юстиция: Проблемы теории.- Воронеж, 1998.- С.67-79.
Старилов, Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы.- М.: НОРМА, 2001.- С.67-90.
Хаманева, Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти.- М., 1997.