Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Становление правовых основ института в административной юстиции в постсоветский период.



Действовавшие в тот период на территории России Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» от 2 ноября 1989 г. и глава 24 ГПК РСФСР «Жалобы на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющих права граждан» пришли в несоответствие с российской конституционной нормой. Возникла потребность в новом законе, регламентирующем порядок обжалования. В связи с этим 28 апреля 1993 года Верховный Совет РФ принял Закон Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в действие с 3 июня 1993 года. Данным законом глава 24 ГПК РСФСР была изложена в новой редакции и получила название «Жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан». Почти одновременно с ним 27 апреля 1993 года принят Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[29] вступивший в силу с 12 мая 1993 года.

Несмотря на то, что Закон от 27 апреля 1993 г. установил единый механизм судебной защиты для всех граждан, военнослужащим сделано исключение, связанное с особенностями их службы. В ч. 5 ст. 4 данного Закона предусматривается, что военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы (специальное право жалобы). До принятия этого Закона военнослужащие могли обжаловать подобные действия только в порядке подчиненности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил СССР, без права обращения в суд. Кроме того, военнослужащий как гражданин Российской Федерации в соответствии с указанным Законом может подать жалобу, не связанную с прохождением военной службы, в суд общей юрисдикции.

Одним из первых шагов на пути судебной защиты прав и свобод военнослужащих стало Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 1992 г. «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц», а затем Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Следующим важным событием в данном направлении было принятие Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».[30] По-новому определив задачи военных судов, их подсудность и структуру, Закон поставил военные суды и Военную коллегию на иной, более высокий уровень. Военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и правосудие в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Впервые в истории нашего государства Федеральным конституционным законом военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов и Военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы.

Принципиально изменились стоящие перед военными судами задачи. В соответствии со ст. 4 Закона военные суды, прежде всего, должны обеспечивать и защищать права и охраняемые законом интересы человека и гражданина. Так, военным судам подсудны административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений (ст. 7 Закона о военных судах РФ).

Таким образом, военные суды из правоохранительных органов превратились в органы защиты прав и интересов военнослужащих и членов их семей, стали гарантом законности в Вооруженных Силах РФ. Фактически Закон наделил военные суды правом контроля за исполнительной властью, и данное направление в их работе стало одним из основных.

Дальнейшим этапом в развитии института судебной защиты прав граждан в сфере исполнительной власти было принятие нового Гражданского процессуального кодекса РФ (2002 г.) и Арбитражного процессуального кодекса РФ (2002 г.).

В Гражданском процессуальном кодексе РФ выделено Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (подраздел Ш). Категория дел, отнесенных к делам, возникающим из публичных правоотношений, рассматриваемых судами общей юрисдикции, определена в ст. 245 ГПК РФ. Согласно указанной статье, к таким делам относятся дела:

- об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

- об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Действующий ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления (решения), вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В Российской Федерации наряду с судами общей юрисдикции функционируют и арбитражные суды. Арбитражный суд только с 1991 года из органа государственного управления стал самостоятельным органом правосудия, органом, осуществляющим контроль за исполнительной властью. В 1991 году в Конституцию РСФСР была внесена новая редакция ст. 163, согласно которой арбитражные органы преобразовывались в арбитражные суды. Конституционная новелла была реализована принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде», который с дополнениями и изменениями действовал до 1995 года.[31]

Дальнейшее становление и развитием системы арбитражных судов связано с принятием Конституции РФ. Базируясь на конституционных принципах правосудия Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[32] и принятый 5 мая 1995 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации[33] установили правовой статус арбитражных судов, их место в судебной системе страны, детализировали структуру, состав, принципы организации и деятельности.

Арбитражная процессуальная форма по своей сущности однотипна с гражданским процессуальным порядком отправления правосудия, но вместе с тем не тождественна ей.

Самостоятельность арбитражного процесса объясняется тем, что арбитражные суда рассматривают дела, возникающие в области предпринимательской и иной экономической деятельности. Это специальные суды, чем они и отличаются от судов общей юрисдикции.

В качестве основных задач судопроизводства в арбитражных судах законодателем выделяется: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие становлению и развитию партнерских отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в арбитражных судах осуществляется защита прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей, а в случаях предусмотренных законом и граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Важное место в системе защиты прав и свобод граждан принадлежит Конституционному Суду. Конституционное правосудие было учреждено в РСФСР на основе Закона от 15 декабря 1990 г. «Об изменении и дополнении Конституции (Основного закона) РСФСР», в котором указывалось, что порядок избрания и деятельности Конституционного Суда РСФСР устанавливается специальным законом».[34] 6 мая 1991 г. был принят первый Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»[35].

Согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд включен в судебную систему страны как один из высших федеральных органов судебной власти, определена его юридическая природа, место в судебной системе и особые функции (ст.18).[36]

Конституционный Суд создавался как орган призванный обеспечить единство законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Эта двуединая функция Конституционного Суда – защита Конституции и защита прав и свобод граждан неотделимы и неразрывны. Данная позиция подтверждается и закрепляется в ныне действующем конституционном законе о Конституционном Суде Российской Федерации.

Развивая и детализируя конституционные положения, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» конкретизировал статус Суда, установил правила конституционного судопроизводства, определил его структуру и организацию, направленную на повышение эффективности его деятельности.[37] Статья 3 ФКЗ начинается с определения целей конституционного правосудия, к которым относит защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. Таким образом, все три указанные в законе цели органически связаны с правами и свободами граждан, защита которых является важнейшей функцией Конституционного Суда.

Важное значение для усиления обеспечения прав и свобод граждан имеет создание института мировой институции, которое произошло в связи с принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального закона от 17 декабря 1998 г. « О мировых судьях в Российской Федерации». В августе 2000 г. были приняты Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» И «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, которые регламентировали производство у мирового судьи, а также аппеляционное обжалование принимаемых им решений по уголовным и гражданским делам. Таким образом, в систему судов общей юрисдикции было добавлено еще одно звено, а судопроизводство пополнилось стадией аппеляционного пересмотра не вступивших в законную силу решений мирового судьи.

Целями возрождения мировой юстиции, провозглашаемыми официальной доктриной, являлись: обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры рассмотрение несложной категории дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования субъектами правоотношений конституционного права на судебную защиту. Но главным аргументом введения института мировых судей явилась необходимость скорейшей разгрузки федеральных районных судов общей юрисдикции. Это явилось следствием того, что в результате демократических преобразований и реализации закрепленного в Конституции РФ принципа разделения властей существенно расширился круг правоотношений, субъекты которых получили право на судебную защиту своих законных интересов.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что законодательство в своем развитии прошло путь от очень узкой подведомственности административных дел суду к практически неограниченному праву на судебную защиту.

 

 

Тема: Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

Вопросы:

1. Понятие и особенности судебной защиты прав граждан в Российской Федерации.

2. Гарантии судебной защиты прав граждан в Российской Федерации.

 

Литература:

 

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1997.- № 1. Ст.1. (с последующ. изменен. и доп.)

Белявская, О.Я. Гражданин как субъект права на судебную защиту // Закон и право.- 2005. №1.

Грудцина, Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика. 2003. № 8.

Старилов, Ю.Н. Административная юстиция: Проблемы теории.- Воронеж, 1998.- С.67-79.

Старилов, Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы.- М.: НОРМА, 2001.- С.67-90.

Хаманева, Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти.- М., 1997.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.