Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы профилактики кровотечений



Проникающие ранения лица с повреждением глотки, языка, угла нижней челюсти, шеи (особенно в области сосудистого пучка) могут вызвать раннее или позднее вторичное кровотечение. Всех пострадавших с подобными повреждениями необходимо концентрировать в одной палате, назначать строгий режим и медицинский пост в палате. Рядом с палатой должна быть развернута специально оборудованная операционная с ап­паратурой для переливания крови и реанимации. Дежурство поручаю опытному персоналу и хирургам, чтобы в любое время можно было оказать экстренную помощь. Все ослож­нения разделены нами на три группы, включающие различ­ные по тяжести течения и исходам патологические процес­сы.

Непосредственные осложнения. К ним относятся шок, асфиксия, кровотечение, коллапс, воздушная эмболия, обез­ображивание первичное.

Травматический шок. Под травматическим шоком понимают реактивное тяжелое общее состояние организма, наступающее вскоре после травмы. Это состояние развива­ется в связи с нарушением нервной регуляции жизненных процессов и проявляется тяжелыми расстройствами гемоди­намики дыхания обмена веществ.

При травмах лица шок развивается при обширных раз-мозжениях тканей, ампутациях (отрывах) органов лица, массивных ушибах и сдавлениях челюстно лицевой области но в отдельных случаях шок можно наблюдать и при легких ранениях. К развитию травматического шока предраспола­гают кровопотеря, кислородное голодание организма (трав­матическая асфиксия), переутомление, охлаждение, пере­гревание, голодание, жажда (особенно в жаркое время года) истощение нервной системы, психическая депрессия, чувство страха, остаточные явления после перенесенных заболе­ваний, транспортировка по плохим дорогам и в неприспо­собленном транспорте и др.

В развитии шока ряд авторов различают две фазы эрек-гильную и торпидную. Однако по опыту лечения раненых в минувшую войну мы присоединяемся к мнению И. Р. Пет­рова и Г. Ш. Васадзе (1972), которые в процессе развития травматического шока различают три фазы (стадии) эрек-тильную, торпидную и фазу необратимых изменений.

Эректильная фаза, кратковременная по своей продол­жительности (несколько минут), характеризуется возбужде­нием нервной системы (пострадавший чрезмерно подвижен, многословен), повышением артериального давления, уча­щением пульса и дыхания, усилением функций эндокрин­ных желез (гипофиз надпочечники, щитовидная железа), что приводит к усилению функций симпатической нервной сис­темы Функциональные изменения в эректильной фазе носят приспособительный характер, и поэтому могут быть обра­тимы. Имеются указания, что чем резче выражена эректиль­ная фаза, тем тяжелее протекает последующая торпидная фаза.

Торпидная фаза имеет затяжной характер и протекает на фоне торможения центральной и периферической нерв­ной системы, что и обусловливает состояние пострадавше­го. Больной в сознании, лежит спокойно с явлением выра­женного общего угнетения, безразличен к окружающему и вял (апатичен) на различные раздражители реакция замед­лена, болевая чувствительность понижена.

Кожа и видимые слизистые оболочки бледные, имеют цианотичный оттенок температура тела снижена. Пульс слабого наполнения частый и неправильный. Давление ха­рактеризуется уменьшением разницы между максимальным и минимальным уровнем. Снижение артериального давления наблюдается до 90-80-60 мм рт. ст., а в тяжелых случаях – до 50-40 мм рт. ст. Одновременно отмечают понижение венозного давления, тахикардию, уменьшение массы циркули-руемой крови, понижение легочной вентиляции и потребле­ния кислорода.

Нарушение кровообращения и дыхания приводит к возникновению кислородной недостаточности (гипоксии), которое является основной причиной нарушения тканевого обмена, что в свою очередь сопровождается углублением нарушения кровообращения, т.е. создается «порочный крут» углубляющего нарушения общей и системной гемодинами­ки в организме пострадавшего.

Клиническая картина торпидной фазы шока была клас­сически описана Н.И. Пироговым: бледность кожных по­кровов и слизистых оболочек, холодный пот, «гусиная ко­жа», низкая температура тела, падение артериального давле­ния, пульс малый, частый, слабого наполнения, сознание сохранено, дыхание поверхностное, учащенное, тонус мышц ослаблен.

В течение торпидной фазы в клинике различают три степени шока: легкую, среднюю и тяжелую.

Фаза необратимых изменений является последней, третьей, стадией развития травматического шока (стадия необратимых изменений, стадия истощения нервной систе­мы), которая наступает на фоне расстройств большинства функций организма. В этой стадии сущест­вующие средства борьбы с шоком не приводят к восстанов лению функций органов и систем, поэтому правильнее говорить о «терминальной стадии шо­ка» (И.Р. Петров, Г.Ш. Ваеадзе, 1967).

Терминальная стадия травматического шока может быть обратимой и необратимой. Скорость развития этой стадии варьирует в широких пределах и зависит от многих причин. Эта стадия характеризуется комплексом расстрой­ства функций центральной нервной системы, гемодинамики дыхания: резко опутанное сознание или полная потеря соз­нания, сопровождаемая значительными расстройствами ре­гулирующей функции нервной системы, сердечная недоста- точность с падением артериального давления ниже 40-20 мм рт. ст. и расстройствами гемодинамики, развитие признаков тяжелой дыхательной недостаточности, генерализованная гипоксия; расстройство почти всех видов обмена. В терми­нальной стадии шока протекают разнообразные порочные круги функциональных расстройств, обусловливающих дальнейшее ухудшение общего состояния. Только комплекс этих функциональных расстройств при участии фактора времени, в конце концов, приводит к необратимому состоя­нию – к смерти организма.

Стоматологам чаще всего приходится встречаться с шо­ком при тяжелых механических травмах лица. При огне­стрельных ранениях (Г.М. Иващенко) шок наблюдается в 2,4 % случаев, чаще при множественной травме с поврежде­нием конечностей, органов брюшной и грудной полости.

При изолированных огнестрельных ранениях лица шок бывает всего в 1,18 % случаев те значительно реже, чем при травмах других областей.

Наиболее часто сопровождались шоком неогнестрельные ранения со «взрывным» эффектом, нанесенные ранящи­ми снарядами с большой кинетической энергией особенно пулями с близких дистанций, т. е. когда травма сопровожда­лась сильным общим сотрясением организма и головы осо­бенно. После транспортировки шок наблюдается в 12 раз чаще, чем до перевозки раненых. Рецидивы шока, т.е. дваж­ды у одного раненого наблюдались в 1,86 %. Смертность при шоке составляла 14,4 %. Частота шока при травмах лица в мирное время равна 0,9 %.

С учетом новых разработанных в клинике рекоменда­ций главное в лечении шока у челюстно-лицевых раненых устранение болей, транспортная иммобилизация, борьба с кровопотерей и асфиксией, утоление голода и жажды, покои и бережная транспортировка, борьба с расстройством кро­вообращения, блокада места перелома 2 % раствором ново­каина.

При экстренных операциях (при кровотечении, асфик­сии и др.) следует проводить энергичные противошоковые мероприятия.

Зачастую пострадавшего из шока можно вывести толь­ко после устранения причин, затрудняющих дыхание, тща­тельной иммобилизации смещенных отломков челюстей и лицевых костей и после утоления голода и жажды. Все про­тивошоковые мероприятия должны проводиться после уст­ранения болей.

Коллапс. Это – тяжелое опасное для жизни состояние, наступающее в результате больших острых кровопотерь или резкой интоксикации (при ожогах обширных размозжениях тканей). Клиническая картина коллапса напоминает шок, но отличается то своей этиологии. Если шок развивается на фоне перераздражения центральной и вегетативной нервной системы, то коллапс связан с сосудистыми реакциями, вы­званными кровоиотерей и интоксикацией. Предупреждение и лечение коллапса складывается из мероприятий по борьбе с кровопотерей и шоком.

К непосредственным осложнениям можно также отне­сти воздушную эмболию, первичное обезображивание лица, нарушение акта жевания и глотания.

Воздушная эмболия. При травматических поврежде­ниях лица случаи воздушной эмболии наблюдаются редко (при разрывах крупных вен шеи). Лечение сводится к не­медленному прекращению поступления воздуха, (зажать рану, наложить кровоостанавливающий зажим на сосуд), тут же отсосать воздух (пенистую кровь) из центрального конца вены и через прокол правого желудочка сердца. При потере сознания – немедленно приступить к оживлению по­страдавшего. С целью профилактики воздушной эмболии пострадавшего обширными и сочетанными повреждениями лица и шеи следует оперировать с опущенной головой (в положении Тренделенбурга).

Общие методы медикаментозного лечения – десен­сибилизирующая, общеукрепляющая, стимулирующая и ви­таминная терапия. Для устранения острых воспалительных, нормализации гомеостаза, коррекции водно-электролитного обмена и улучшения микроциркуляции в очаге поражения проводятся антибактериальная (антибиотики и сульфанила­мидные препараты) и трансфузионная терапия. Антибиоти­ки вводят внутримышечно и местно ежедневно с использо­ванием антибиотика, обладающего тропизмом к костной ткани (линкомицин). Трансфузионно вводят растворы гемо-деза, реополиглюкина, 5 %-го раствора глюкозы, панангина, кокарбоксилазы, хлористого кальция, витамина С.

У всех больных широко используются физические ме­тоды лечения. Применение низкочастотного ультразвука используется для обработки (озвучивания) гнойных или на­гноившихся ран в целях:

- прямого бактерицидного действия ультразвуковых ко­лебаний частотой 22-24 кГц на возбудителей раневой мик­рофлоры и опосредованное – путем активации фагоцитоза микробных тел;

- эффективной механической санации гнойных ран от патологического раневого субстрата и быстрого отторжения некротизированных тканей;

- принудительного повышения концентрации антибакте­риальных препаратов в тканях околораневой области (внутрираневой фонофорез);

- устранения микротромбов и нормализации микроцир­куляции в области воспалительного инфильтрата за счет разрушения образовавшихся «сладжей» в застойном звене микроциркуляторного русла;

- виброгидромассажа в области раны.

При воздействии низкочастотных ультразвуковых колебаний в тканях активнее рассасываются некротиче­ские участки, активизируется фагоцитоз, усиливаются процессы образования коллагеновых, эластиновых воло­кон и межуточного вещества соединительной ткани и ус­коряются процессы ее со зревания, стимулируется рост капилляров и процессы транскапиллярного обмена, бы­стро восстанавливается нервная проводимость во вновь образованных нервных окончаниях.

Уникальная способность гипербарической оксигенации (ГБО) устранять тканевую гипоксию любого генеза позво­ляет считать его одни важнейших патогенетических методов профилактики и лечения циркуляторных и гнойно-воспалительных осложнений у больных в послеоперацион­ном периоде. ГБО оказывая общее фармакоподобное дейст­вие, вызывает ряд важных метаболических сдвигов, обеспе­чивающих своеобразную адаптационную физиологическую перестройку организма.

Отмечено, что ГБО нормализует показатели централь­ной и периферической гемодинамики. В результате приме­нения этого метода у больных нормализуются функции ряда внутренних органов – печени, почек, надпочечников, фер­ментных систем, наступает перестройка иммунологических систем. Все это благоприятно воздействует и на местный раневой процесс, оптимизируя условия для процесса зажив­ления.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.