Специальности 031203 Лингвистика и межкультурная коммуникация,
Специализации «Теория и практика межкультурной коммуникации»
Самара 2008
Утверждена на заседании кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций 21.09.07 г., протокол № 2
Рекомендована к изданию методическим советом факультета информационных и межкультурных коммуникаций СГАКИ 21.09.07 г., протокол № 2
Теоретическая фонетика английского языка: метод. указания для студентов II курса очного и заоч. отд-ний специальности 031203 Лингвистика и межкультурная коммуникация, специализации «Теория и практика межкультурной коммуникации» / сост. О.Н. Телятникова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2008. – 59 с.
Составитель: О.Н. Телятникова, старший преподаватель
Содержание
Введение……………………………………………………………………………4
Общие методические указания к курсу «Теоретическая
фонетика английского языка»………………………………………………..........6
Методические указания к семинарским и
практическим занятиям……………………………………………………………8
Методические указания к самостоятельной работе студентов………………...40
Методические указания к контрольным работам……………...………………..41
Вопросы к экзамену……………………………………...………………………..52
Список литературы…………..……………………………………………………57
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Теоретическая фонетика английского языка» является, с одной стороны, ознакомительным, с другой стороны, методологически ориентированным. Методические указания предназначены для студентов II курса специальности 031203Лингвистика и межкультурная коммуникация, специализации«Теория и практика межкультурной коммуникации», составлены в соответствии с учебной программой и требованиями ГОС.
Главная цель методических указаний – дать студентам общее представление о системе фонетических средств английского языка, определить их природу и функции, а также ведущие тенденции развития фонетического строя английского языка.
Основными задачами являются:
– ознакомление студентов с современным состоянием науки о фонетическом строе английского языка;
– обобщение и углубление знаний по фонетике, полученных студентами в курсе практики английского языка;
– развитие у студентов способности делать самостоятельные выводы из наблюдений над теоретическим материалом;
– развитие навыка фонетического, фонологического, фоностилистического анализа конкретного языкового материала;
– развитие умения объяснить наиболее важные и типичные явления в фонетическом строе современного английского языка.
По окончании курса студент должен:
– овладеть системными знаниями о фонетическом строе английского языка;
– знать основные тенденции развития фонетической системы английского языка;
– владеть понятийным аппаратом, методами и методиками описания фонетического строя языка;
– уметь наблюдать за фактическим материалом, делать обобщения, выводы и заключения о результатах наблюдений;
– уметь делать фонетический, фонологический, фоностилистический анализ языкового материала;
– уметь сопоставлять факты фонетического строя английского языка с фактами других иностранных языков и родного языка;
– уметь применять знания по теоретической фонетике английского языка в освоении практического курса английского языка.
Общие методические указания к курсу
«Теоретическая фонетика английского языка»
Фонетический строй английского языка своеобразен, и его изучение представляет значительные трудности для русских как в собственно звуковом, так и в интонационном отношении. Овладеть произносительными нормами иностранного значит научиться правильно произносить звуки данного языка как изолированно, так и в потоке речи, правильно интонационно оформлять предложения.
Так как курс теоретической фонетики предназначен для студентов очного и заочного отделений, звуки речи описаны в нем и как артикуляционные и как функциональные единицы. Это дает возможность студентам повторить нормативный курс, связать теорию с практикой живой речи. Большое внимание уделяется также описанию артикуляторно-дистрибутивных свойств фонем, что способствует пониманию роли их реально звучащих в речи звуковых вариантов – аллофонов.
В ходе изучения курса широко используется транскрибирование. Это имеет немаловажное значение для создания прочной произносительной базы и дальнейшего сохранения нормативного произношения.
Вопросы к семинарским занятиям являются основой для контроля усвоения изученного материала.
Контрольные задания дают возможность проверить знания студентов.
Регулярная работа с упражнениями помогает также овладеть теоретическим материалом. Так, например, упражнения на тренировку наиболее трудных звуковых переходов в системе английского вокализма и консонантизма в сравнении с русским языком помогут учащимся улучшить произношение и сознательно подойти к исправлению ошибок.
Работа над упражнениями, связанными с определением различий в минимальных парах, основанных на принципах классификации фонем, способствует более глубокому пониманию смыслоразличительных функций звуковых единиц, учит студентов самостоятельно проводить фонетико-фонологический анализ.
В упражнениях, направленных на улучшение орфографии, следует обратить особое внимание на тренировку чтения и письма имен собственных и географических названий – наиболее сложного материала при овладении произношением английского языка.
Упражнения на понимание структуры слога, роли сонорности и напряженности артикуляции в слогообразовании, на соотношение произносительного, морфологического и орфографического слога рассчитаны на сознательное овладение слоговой структурой английской речи.
Упражнения на овладение акцентным компонентом фонетического строя неразрывно связаны с задачами обучения произношению в единстве всех его компонентов.
Кроме того, курс содержит упражнения, рассчитанные на понимание структурных особенностей интонации, ее роли в овладении английской речью.
В связи со спецификой работы на очном и заочном отделениях методические рекомендации к изучению теоретической фонетики носят общий характер. Преподаватель в каждом конкретном случае может творчески адаптировать материал в соответствии с особенностями аудитории и уровнем подготовки групп. Структура курса дает возможность варьировать методические приемы для выполнения требований учебной программы и требований ГОС.