Сформировать систему знаний о форменных элементах крови. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по гематологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые вопросы физиологии форменных элементов крови, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении функции форменных элементов крови, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования свойств форменных элементов крови и в оценке результатов гематологических тестов. Особое внимание следует уделить изучению вопросов групповой дифференцировки крови. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по трансфузиологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые вопросы, касающиеся переливания крови, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при конфликта, связанных с иммуными свойствами крови, владеть навыками определения групповой принадлежности эритроцитов и плазмы по системе AB0 и Rh.
Почему открытие групп крови способствовало решению проблемы переливания крови от донора реципиенту.
Кто первый успешно перелил кровь от человека человеку в мире и в России?
Какова роль А.М.Филомафитского в развитии учения о переливании крови.
Кто открыл существование различных групп крови?
Какие события развиваются при переливании несовместимой крови?
Что такое ДВС-синдром?
Дайте определение понятиям «группа крови», «тип крови».
Какие Вы знаете системы групп крови?
Как наследуется группа крови?
Меняется ли группа крови у человека в течение жизни?
Дайте общую характеристику системе AB0.
Какая группа крови по системе AB0 может быть у ребенка, если у отца – первая группа крови, а у матери – четвертая.
Что такое агглютинация, изогемагглютинация, агглютиногены, агглютинины?
Назовите агглютиногены, агглютинины, гемолизины системы AB0.
Что такое цоликлоны?
Опишите методику определения групп крови с использованием цоликлонов.
Как можно определить к какой группе относится плазма крови?
Объясните понятия «универсальный донор» и «универсальный реципиент» и опасность их использования при переливании крови.
Опишите систему «резус».
Сравните системы групп крови AB0 и резус.
Как определяется резус‑фактор?
Как исследуется индивидуальная совместимость крови донора и реципиента? Что такое прямая и обратная перекрестные биологические пробы на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента?
Обязательно ли резус-отрицательной женщине искать резус-отрицательного мужа?
Объясните механизм формирования конфликта по резус фактору.
В каких семьях нет повода для беспокойства в связи с возможностью развития резус-конфликта между матерью и плодом?
Почему несовместимость матери и плода по системе АВ0 наблюдается крайне редко?
Несовместимость матери и плода по системе АВ0 предотвращает резус-конфликт или усугубляет его?
Что такое анти-D-профилактика?
Что такое «донорство»?
1.1. Какие открытия способствовали возникновению и развитию донорства?
Какие существуют виды донорства?
Как часто донорам можно сдавать кровь без ущерба для здоровья?
Может ли по группе крови судить о риске возникновения у человека различных заболеваний?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
Определение количества эритроцитов в крови у человека.
Определение количества гемоглобина в крови у человека.
Вычисление цветового показателя и содержания гемоглобина в одном эритроците.
Определение количества лейкоцитов в крови у человека.
Оценка лейкоцитарной формулы крови у человека.
Определение группы крови по системе AB0 с помощью цоликлонов.
Определение резус‑принадлежности с помощью цоликлонов.
Определение совместимости крови с применением прямой и обратной биологических проб.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Свёртывающая и противосвёртывающая системы крови».
Литература[a74] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 237-261 с[Мф75] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф76] .