Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция. Понятие провинциального текста.



Кузбасская литература в контексте СРЛП.

Слово провинция обычно переводят с латинского provincia как завоеванная область, подвластная территория, управляемая наместником. В современном понимании термин провинциализм часто употребляется для обозначения чего-то неполноценного, несовременного, отсталого, патриархального, свойственного не столичному (a priori – передовому), а окраинному, закосневшему мировосприятию. В семантике отражается смысловая оппозиция провинция-столица; столичное-провинциальное, где локальный аспект центр — периферия отражает передовое и окраинное. Локальные «столичные» тексты русской литературы выделены московско-тартуской семиотической школой (В. Н. Топоров, Ю. М. Лотман). В «петербургском» тексте, формирующимся в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, Белого, Ахматовой, Блока, Битова, складывается образ-миф города-призрака, основанного на костях, готового сгинуть, раствориться в водной стихии. «Московский» текст, наоборот, фиксирует благочинность, основательность, патриархальность, стабильность, олицетворяет национальную русскую душу (Пушкин, Грибоедов, Толстой, Булгаков, Орлов). Но наряду со столичными текстами постепенно писались и провинциальные (локальные) тексты: сибирский, пермский, уральский, северный и др. «Провинциальный текст» – термин условный. Тем не менее, принимая во внимание сложившуюся в гуманитарных науках традицию выделения определенного «локуса» текста (будь то «столичный текст», «московский текст», наконец, «петербургский текст» (З. Минц, Б. Томашевский, В. Топоров)), понятие «провинциальный текст» в свою очередь имеет как традицию, так и специфику истолкования.

Русская литература ХХ века наряду с московским и петербурским столичными текстами русской литературы открыла провинциальные художественные миры русского казачества («Тихий Дон» М. Шолохова), Сибири («Сибирь» Г. Маркова, «На Иртыше» С. Залыгина, «Угрюм-река» В. Шишкова, «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Царь-рыба» В. Астафьева), Урала («Приваловские миллионы» Д. Мамина-Сибиряка, «Золото бунта», «Сердце Пармы» А. Иванова), русского Севера (В. Белов, Б. Можаев, Н. Рубцов), тем самым расширив географические и духовные координаты провинциального.

Под провинциальным и столичным следует понимать «локально организованные смыслообразующие культурные пространства, две сферы духовной жизни, имеющие свои пространственные и временные координаты, культурные традиции, ценности, нормы, свое представление о красоте и идеале».[45] В данном определении особое значение приобретает противопоставленность, оппозиционность столицы и провинции. С идейной, государственной, культурной точки зрения столица однозначно «собирает», организует жизнь провинции в единую централизованную силу, способную противостоять угрозам национальной безопасности. Центр всегда представляет собой некую идею (политическую, религиозную, социальную, национальную и др.), провинция как сегмент империи, государства может поддержать эту идею, принять ее, слиться с ней, а может отвергнуть или переосмыслить настолько, что породит нечто свое, провинциально-альтернативное, что сможет противостоять центру (О. В. Черновицкая). Но в русской истории отчетливо сложилась противоположная ситуация. Провинция достаточно часто выдвигает собственные идеи, способные изменить, переместить идейный и культурный центр из столичного пространства на периферию. «Место провинции в русской культуре, определяет, как известно, функция оппозиции, обусловленная тем, что провинция имеет свои пространственные и временные координаты, остается оплотом здорового консерватизма. Она, в сравнении с Центром, локализуется не столько в ином пространстве и времени, сколько в особом духовном измерении – в ней иная мера внутренней свободы».[46]

Особую семантику в провинциальном тексте занимает понятие места. Устойчивые представления о географическом объекте, локальности, элементе ландшафта, существующие в общественном сознании и/или зафиксированные в художественных произведениях, обозначаются как образ места и становятся, в свою очередь, неотъемлемой частью культурного ландшафта. Образ места, смысл места включает в себя визуальные и эстетические характеристики места, его эмоциональное воздействие, его символику. Образ места необычайно значим как явление, так как неповторимый узор смыслов, имеющих свои координаты в географическом пространстве, создает в конечном итоге структуру культурного ландшафта страны. В результате пространство провинции, представляющее собой антитезу и смысловой фон для столичных городов, при внимательном рассмотрении оказывается уникальным в каждой своей единице и не требующим противопоставления столице для его культурной идентификации[47].

Формирование подобного локального (краевого, городского или даже урочищного) текста закономерное следствие и продукт исторической и культурной деятельности. Человек не только физически изменяет ландшафт и не только утилитарно с ним взаимодействует. Стоит вспомнить, что в одном из своих значений слово «место» в русском языке – это не что иное, как плацента. Такая языковая интерпретация локуса и отношений с ним в терминах материнской связи не случайна. Давая имена урочищам, поселениям или улицам города, ставя памятники, сохраняя легенды и предания, человек символически организует бывшее до него безличным пространство, претворяя его в место своей жизни. Потребность жить не в случайном и хаотическом, а осмысленном и символически организованном пространстве, можно признать одним из древнейших побуждений человека (Абашев с. 22)[48].

Идейный и культурный потенциал Урала, Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока огромен и в современной ситуации активно исследуется. В начале 1990-х годов изучение «областных культурных гнезд» базируется на материале провинциальных образов в творчестве русских классиков. Проблематика провинциальной культурной географии стала предметом обсуждения многих семинаров и конференций в Твери, Ельце, Перми, Омске, Ульяновске. Назовем лишь немногие источники. На рубеже XX-XXI веков вышел том научных статей «Русская провинция: Миф — текст — реальность / Сост. А. Ф. Белоусов и Т. В. Цивьян». — М.; СПб., 2000. В Ульяновске в начале 2000-х прошла международная конференция, посвященная проблеме осмысления феномена провинции: «Поэтика литературы Сибири изучается в монографическом научном исследовании К. В. Анисимова «Проблемы поэтики литературы Сибири XIX-ХХ века». Фундаментальный труд «История литературы Урала XIV-XVIII вв. В этом контексте слава центра, государства, безусловно, прирастает провинцией.

 

Кузбасская литература.

 

Лауреаты премии «Большая книга»

Первая премия

Дмитрий Быков (2006) • Людмила Улицкая (2007) • Владимир Маканин (2008) • Леонид Юзефович (2009) • Павел Басинский (2010) • Михаил Шишкин (2011) • Даниил Гранин (2012) • Евгений Водолазкин (2013) • Захар Прилепин (2014)

Вторая премия

Александр Кабаков (2006) • Алексей Варламов (2007) • Людмила Сараскина (2008) • Александр Терехов (2009) • Александр Иличевский (2010) • Владимир Сорокин (2011) • Александр Кабаков и Евгений Попов (2012) • Сергей Беляков (2013) • Владимир Сорокин (2014)

Третья премия

Михаил Шишкин (2006) • Дина Рубина (2007) • Рустам Рахматуллин (2008) • Леонид Зорин (2009) • Виктор Пелевин (2010) • Дмитрий Быков (2011) • Марина Степнова (2012) • Юрий Буйда (2013) • Владимир Шаров (2014)

За вклад в литературу /

За честь и достоинство

Наум Коржавин (2006) • Андрей Битов и Валентин Распутин / Илья Кормильцев* (2007) • Александр Солженицын* (2008) • Борис Васильев (2009) • Антон Чехов* (2010) • Питер Мейер / Фазиль Искандер (2011) • Антуан Галлимар / Даниил Гранин (2012) • Евгений Евтушенко (2013) • Леонид Зорин (2014)

 


[1] Маркова Т. Н. Проза 1970-1990-х годов (динамика стилей и жанров). Материалы к курсу истории русской литературы ХХ века. Челябинск, 2013. С.15.

[2] Черняк М. А. Массовая литература ХХ века. С. 12

[3] Лихачев Д.С. Строение литературы: К постановке вопроса // Русская литература 1986. .№ 3. С. 27. Закономерности и антизакономерности в литературе // Русская литертура. 1986. № 3. С.3. Принцип «дополнительности» в изучении литературы // Русская литература. 1991. № 3.

[4] Нефагина Г.Л. Русская проза второй пол. 80-х нач. 90-х годов ХХ века. Минск, 1998. С.7-20.

[5] Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб, Алетейя, 2000. С. 7-14.

[6] Дубин Б. Рейблат А. Литературные ориентиры современных журнальных рецензентов. http://nlo.magazine.ru/reporter/55.html

[7] Там же. С. 16-17.

[8] Наталья Смирнова Женский детектив. Электронный ресурс: http://www.guelman.ru/slava/kursb2/7.htm

[9] В. Новиков. Алексия // Новый мир. 2002, № 10. С. 142-152.

[10] "Человек проекта" Интервью, взятое Львом Рубинштейном у Григория Чхартишвили для журнала `Итоги`январь 2000 http://www.ozon.ru/context/detail/id/196489/

[11] Например, в ХIХ веке чтение было привилегией представителей более или менее образованных и состоятельных слоев населения. В первой трети ХХ века, когда массовая культура стала осознаваемой реальностью, дистанция между «высокой» литературой и ее массовым изводом достигла максимальных размеров. В литературе советского периода в довоенные годы различение шло скорее по линии писательского мастерства – ведь вся литература должна была служить «массам». В 1950 – 1980-е годы серьезная литература, как под-, так и бесцензурная, выделялась на массовом советском фоне присутствием «вечных», при этом идеологически ненормированных тем (Ю. Трифонов, А. Битов, В. Быков, В. Астафьев, В. Распутин), антидогматизмом и стилевой раскованностью (В. Аксенов, братья Стругацкие, Б. Окуджава, Ф. Искандер, Л. Петрушевская) или явно диссидентской, протестной ориентацией (А. Солженицын, А. Синявский, Ю. Даниэль, В. Войнович, Г. Владимов).

[12] Вязмитинова Л. Слово, замолвленное о «бедном срулике» и «похоронах кузнечика» (попытка анализа эстетической ситуации нашего времени) // Vernitskii Literature Молодая русская литература. Электронный ресурс: http://www.vernitskii.ru/vyazm.htm.

[13] Амусин М. …Чем сердце успокоится… Электронный ресурс: http://magazines.russ.ru/voplit/2009/3/am1.html.

[14] Элитарная культура. Электронный ресурс: ru.wikipedia.org/wiki/Элитарная_культура.

[15] В настоящее время сам по себе термин «беллетристика» мало употребителен. Иногда употребляется для характеристики устаревшей манеры письма или традиционных приемов. Многие литературоведы и критики придерживаются двучастного деления литературы на «высокохудожественную» и массовую (Ю.М. Лотман, Б. Менцель, В.П. Руднев и др.). Однако есть исследователи, которые разделяют массовую и беллетристическую литературу (А. Рейсблат, О.М. Крижовецкая и др.). И.В. Прозорова, опираясь на труды В.Е. Хализева, отдает беллетристической литературе срединное место и в эстетике и в общем литературном процессе (Прозорова, И.В. «Великие» и «второстепенные» писатели в литературном процессе // Русская словесность. 2006. № 6. С. 13-20). А. Рейсблат говорит о мнении С. Лоуэлла, который выделял в своих работах «средний» слой литературы начала ХХ века, промежуточный между «высокой» и «низовой» (в России его нередко называли «беллетристикой») (Рейсблат, А. Русский извод массовой литературы: непрочитанная страница // Новое литературное обозрение. 2006. № 77. С. 405-412).

[16] Эдельштейн М. Зеркало для читателя // Эксперт. 2010. № 3. С. 61.

[17] Черняк М.А. Массовая литература ХХ века. Учебное пособие. М.: Изд-во «Флинта», «Наука», 2007. С. 18; 140-141.

[18] Разбор рассказа сделан учителем С. В. Куклиной: http://festival.1september.ru/articles/418395/

[19] Русская проза рубежа 20-21 века. Под ред. В. В. Агеносова. Электронный ресурс: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks319281#TOC_IDA5RGLM

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Басинский П. Возвращение. Полемические заметки о реализме и модернизме. Новый мир. 1993. № 11.

[23] Беляков С. Истоки и смысл «нового реализма»: к литературной ситуации нулевых. Электронный ресурс: http://www.rospisatel.ru/konferenzija/beljakov.htm

[24] Там же. Беляков С. Новые белинские и гоголи на час // Вопросы литературы. 2007. № 4.

[25] Библер В. Национальная русская идея. Русская речь // Октябрь. 1993. №2.

 

[26] Рубинштейн Л. Когда же придет настоящий П // Итоги. 1999. № 17.

[27] Силантьев И. В. Риторика дискурсивных смешений в романе В. Пелевина // Критика и семиотика. Вып. 8, 2005. С. 239-257

[28] ПОМЯЛОВ А. В. Специфика рекламных текстов в романе Виктора Пелевина «Generation «П» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008. №76-1. С. 282-284. Цитата со стр. 282. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-reklamnyh-tekstov-v-romane-viktora-pelevina-generation-p (дата обращения: 09.10.2014).

[29] Кузнецов К. В. Доминанты поколенческой проблематики современной русской литературы (на материале романа Пелевина в актуальном контексте «Поколения Икс» Д. Коупленда). Автореф. дисс..... канд. филол. наук. Вологда, 2008.

[30] Маркова Т. Н. Проза 1970-90-х.... с. 77.

[31] Так обозначается в кандидатской диссертации М. В. Репиной «Творчество В. Пелевина 1990-х годов в контексте русского литературного постмодернизма». М., 2004.

[32] http://1abzac.ru/лекции-по-литературе-20-века/виктор пелевин

[33] Гранин Д. Три любви Петра Великого. М.: ЗАО «Олма Медиа Групп», 2011. С. 132.

[34] Содержание техники «вербатим» Елена Исаева объясняла так: «Драматург определяет для себя социально значимую тему, проблему, идею. Если этой темой он “заражает” режиссера и актерскую команду, то начинается совместный труд. Актеры сами “идут в народ” с диктофонами в руках и опрашивают на заданную тему энное количество человек (чем больше – тем лучше). Записывая беседу, актеры попутно внимательно наблюдают своих интервьюируемых, запоминая все характерные черты поведения – языковые особенности, жесты и так далее. Весь собранный материал передается драматургу, который “расшифровывает” его, не редактируя и оставляя все оригинальные свойства так называемых “информационных доноров” вплоть до пауз, охов, ахов, придыхания, заикания, “вредных словечек” и тому подобного. Затем на основе этого материала драматург пишет пьесу. Сложность в том, что автор не имеет права редактировать текст своих персонажей. Он может только компилировать и сокращать» (Исаева Е. Первый мужчина (комментарии автора) // Новый мир, 2003. № 11. С. 118).

[35] Болотян И. О драме в современном театре: вербатим // Вопросы литературы. 2004. №5. С. 28.

[36] Современная русская литература: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / под ред. проф. Б. А. Ланина. 2-е изд. М.: Вентана-Граф, 2006. с. 8.

[37] Рытова Т. А. Романы конца 1990-х-2000-х об изменении поколенческих связей и передачи опыта // Вестник ТГУ. Филология. 2011. № 4(16). С. 118.

[38] Гордеева Е. М. Метаописание в романе-идиллии А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» // 44 Международная филологическая научная конференция. 9-14 марта 2015 года.

[39] Словарь литературоведческих терминов. http://literary_criticism.academic.ru/339/сентиментализм

[40] Пустовая В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель. О «молодой» военной прозе // Новый мир. 2005. № 5.

[41] По А. Рудалеву Обыкновенная война. Проза о чеченской кампании // Дружба народов. 2006. № 5.

[42] Щербинина Ю. Метафора войны // Знамя. 2009. № 5.

[43] Новиков В. Двадцать два мифа о Пушкине// Время и мы. 1999. № 143.

[44] Вайль П., Генис А. Родная речь. М., 1995. С. 141.

[45] Абрамова В. С. Проблема соотношения провинциального и столичного топосов в прозе А. П. Чехова 1890-1900-х годов // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Серия Филология. 2012. № 3. С. 381-387. С. 381.

[46] Дырдин А. А. Духовная жизнь России: провинциальное измерение // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы. Картина мира: Материалы Всероссийской научной конференции. – Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 184 с. С. 6.

[47] Лавренова О. А. Образ места и его значение в культуре провинции. Электронный ресурс: http://www.nnre.ru/kulturologija/geopanorama_russkoi_kultury_provincija_i_ee_lokalnye_teksty/p3.php

[48] Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. - Пермь: Изд-во Пермского

университета, 2000. - 404 с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.