Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 10. Фантастика в СРЛП.



1.Понятие фантастического в литературе. Разграничение фантастического как художественного приема и научно-популярной фантастики как жанра.

2.Периодизация развития русской фантастики в ХХ веке. Основные имена.

3.Типология фантастического романа.

4.Утопия и антиутопия как отдельные жанровые формы фантастики. Л. Петрушевская «Новые Робинзоны».

5.Что такое фэнтези? Его разновидности.

6.Фантастический историко-альтернативный роман.

 

Понятие фантастического, необычайного имеет в истории литературы несколько значений. Дело в том, что оно может быть представлено и наглядно, воплощаясь в необычайных, волшебных, сверхъестественных и тому подобных образах, и в скрытом виде, превращаясь в некое «фантастическое начало», включающее особую сюжетную посылку, специфические параметры действия, а порой – всего лишь общую авторскую установку на создание заведомо невозможной в реальности ситуации. Различной может быть и роль элемента необычайного в раскрытии авторского замысла – от определяющей до второстепенной. Приходится с сожалением констатировать отсутствие единой понятийной системы, позволяющей взаимно соотнести термины «вымысел», «домысел», «условность», «фантастика», «фантастический гротеск» (а также метафора, гипербола, символ и т. п.) и их внутренние градации. Тем более отсутствует хоть сколько-нибудь строгое определений понятий «сверхъестественное», «чудесное», «волшебное», «магическое», «мистическое» применительно к поэтике художественного произведения.

В терминологии можно разобраться с помощью трех понятий (по методике Е. Н. Ковтун): фантастика, вымысел, художественная условность. К сожалению, ни один из данных терминов не охватывает интересующее нас явление целиком. Привычный и, казалось бы, наиболее выразительный термин «фантастика» парадоксальным образом является ныне и наиболее ограниченным по значению. В ХХ в. он оказался закреплен преимущественно за особой областью популярной литературы (и за самостоятельной субкультурой, выходящей за литературные рамки), объединяющей две разновидности фантастического повествования: научную (рациональную) фантастику (science fiction) и фэнтези (fantasy). «Краткая литературная энциклопедия»: «Фантастика – специфический метод отображения жизни, использующий художественную форму-образ (объект, ситуацию, мир), в котором элементы реальности сочетаются не свойственным ей в принципе способом – невероятно, “чудесно”, сверхъестественно».

Обычно, говоря о вымысле, имеют в виду одно из двух или даже трех значений термина. В первом, наиболее частом случае вымысел трактуется очень широко: как существеннейшая, институирующая черта художественной литературы – субъективное воссоздание реальности писателем и образная форма познания мира. В «Краткой литературной энциклопедии» читаем: «Вымысел – один из основных моментов литературно-

художественного творчества, состоящий в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создает новые, художественные факты... Писатель, используя реальные частные факты, обычно соединяет их в новое “вымышленное” целое". Вторым самостоятельным значением понятия «вымысел» можно считать принцип построения традиционно относимых к «массовой» литературе произведений, намеренно сгущающих и заостряющих свойственное обыденной реальности течение событий – авантюрно-приключенческих, любовно-мелодраматических, детективных романов и т. п. В них нет невозможного как такового, зато присутствует невероятное – хотя бы в форме совпадений, стечений обстоятельств, концентрации превратностей судьбы, выпавших на долю героя. Применительно к подобным текстам термин «вымысел» означает «выдумку», «небылицу», «фантазирование» (в отличие от фантазии как основы искусства). В качестве же синонима понятий «фантастическое», «необычайное» и «чудесное» слово «вымысел» используется гораздо реже. Хотя та же «Краткая литературная энциклопедия» признает: «Создавая факт, который закономерно мог бы случиться, писатель способен обнажить перед нами “возможности”, заложенные в жизни, скрытые тенденции ее развития. Подчас это требует такого вымысла... который переходит границы “правдоподобия”, порождает фантастические художественные факты...».

Наиболее точным в этом контексте оказывается термин «художественная условность». В 1960–1970-е гг. было проведено разграничение первичной условности, характеризующей образную природу искусства (аналогично широкому значению термина «вымысел»), а также набор выразительных средств, присущих разным видам искусства, и вторичной условности, обозначающей намеренное отступление писателем от буквального правдоподобия. Фантастика как особый род литературы относится именно к вторичной условности. Парадоксально, что в отечественном литературоведении до сих пор нет собственного термина для определения фантастической литературы. НФ предпочитает единую посылку рационального характера, где необыкновенное создается с помощью неизвестных пока законов природы или же силами науки и техники. Мир ее логичен и строг: автор обязан следовать (или хотя бы не противоречить открыто) научным представлениям о вселенной, свойственным времени создания книги, «вписывая» придуманную им фантастическую гипотезу в обыденную реальность, стараясь максимально сохранить привычный облик бытия. Fantasy же изначально исходит из того, что мир «на самом деле» выглядит иначе, чем это представляется обыденному сознанию, и что существуют особые сверхъестественные и чудесные сферы бытия, не поддающиеся рациональной интерпретации, но вполне способные так или иначе являть себя в повседневности (Ковтун, с. 66). НФ (научная фантастика) — это неточный перевод английского science fiction «научная беллетристика», термина Хьюго Гернсбека, применяемого им в 1929 году к научно-фантастическим произведениям. Суть этого термина связана с развитием НТР, можно говорить о предмете НФ — новые основопологающие технические открытия и их социальные последствия (Кагарлицкий с. 7). Отсюда возникает одна из важнейших функций НФ — прогностическая. НФ — наиболее распространенная форма современного интеллектуального романа. Фантастика основана на вере человека в необычайное, в возможность чуда, в возможность осуществления идеи, она представляет собой интерпретацию реальности в самых необычных формах. Издавна люди мечтали о полетах, фантастика делает их реальностью, произведения о путешествиях на Луну известны с античности, более близкое время — 16-17 века. Идея в НФ может определять тематику и формы. Тематика может быть представлена следующим образом:

· Путешествие географическое (очень распространено в фантастике 19 века, когда шло интенсивное освоение географического освоения планеты). От фантастических романов Свифта (полностью фантастических), использующего фантастическое в качестве приема для сатирически-обличительного пафоса своего времени до развивающих, обучающих романов Ж. Верна.

· Путешествие во времени. Путешествие в пространстве влечет за собой представление о времени как четвертом измерении и появляется фантастика о машине времени. Понятие хроноклазма, или «временного парадокса», ситуация, когда человек из другого времени пытается что-то изменить в будущем или прошлом. Эта тематика рождает в НФ целый ряд нравственных и философских проблем и отзывается в зарождении и развитиии жанра альтернативного историко-фантастического романа. Здесь особенно часто заходит речь о месте человека в истории, о его нравственной позиции и возможностях. Роль обстоятельств по отношению к человеку, поведение человека обусловлено ситуацией. Фантасты не настаивают на идее предопределения, хотя эта идея проявляется в давлении ситуации над человеком. Перед фантастами встает и другая проблема — о вариативности истории. Речь идет не только о возможности человека вмешиваться в ход истории и изменять его (создавая альтернативное событие, альтернативный ход), но и о том, есть ли в этом какой-то смысл. Фатализм истории (предначертанность, предопределенность) для фантастики не ответ, потому что НФ связана с идеей движения и перемены, интерпретации. Будущее как нечто готовое, предопределенное противоречит идее развития, что важно для НФ. Нежелание признать какие-либо формы жизни и общественной организации застывшими и неизменными представляет аксиому НФ. Будущее возникает в результате сложного диалектического процесса, который не может быть познан заранее, все попытки регламентации будущего обречены на провал. Другое дело — прогнозирование (Кагарлицкий с.147-149).

· Космические путешествия, или «космоопера». Начали с Луны, Марса, Венеры, кончили другими галактиками и созданием новых звезд.

· Создание «истинной реальности», нового мира, модели реальности. Фэнтези. С течением времени, однако, как на Западе, так и на Востоке, первоначальное широкое понимание fantasy как «литературы волшебного, сверхъестественного, магического и необъяснимого» сузилось в массовом сознании до обозначения жанра «коммерческих» повестей и романов, рассказывающих о локальных вымышленных мирах с условно-средневековым магическим «декором». Ковтун выделяет: метафорическую, мистическую, черную (вампиры), героическую (меча и волшебства). Ироническая (?).

· Человек и машина. Голем, гомункул, механическая кукла, робот.

И в принципе, все перечисленные темы объединяет функция прогнозирования. Признанным методом прогностики стала экстраполяция — перенос тех или иных сегодняшних проблем в завтрашний день, попытка угадать будущее по его элементам, присутствующим в настоящем. Экстраполяция как метод связывает прошлое, настоящее и будущее. Есть пример с Ж. Верном, подсчитано, что из его прогнозов осуществилось в реальности 64. Еще важен прием остранения — изображение знакомых предметов с необычной точки зрения. Угол зрения непривычен, и в знакомом открывается нечто новое, обыденное становится странным.

 

таблица разновидностей НФ по Г. И. Гуревичу

Тема НФ Прием НФ
Фантастика чистой мечты (А. Грин) Познавательная (Ж. Верн)
Фантастика научных идей (Ж. Верн, В. Обручев) Приключенческая (космическая, А. Беляев, И. Ефремов)
Лабораторная (В. Савченко «Открытие себя») Психологическая (К. Булычев)
Производственная (А. Казанцев «Арктический мост») Сатирическая (В. Маяковский, роман Стругацких «Хищные вещи века»)
Предостережения (С. Гансовский «День гнева», Стругацкие «Трудно быть богом»). Тип героя — безумный ученый. Политическая сатира (К. Чапек)
утопия  

 

Однако проблемно-тематический подход несовершенен. Он может до беспредельных границ расширять темы НФ. Поэтому еще в 1970-е гг. в отечественном литературоведении

было заявлено, что приоритетным должно стать структурно-художественное и функциональное членение фантастической литературы. Применение данного подхода началось с попытки провести границы между «собственно фантастикой» («содержательной фантастикой») и «формальной фантастикой искусства». Речь шла о различении фантастики как самостоятельной области литературы, состоящей – подобно сатире, исторической

или приключенческой прозе, мелодраме и т. п. – из произведений с определенной художественной структурой, где фантастическое играет роль струрообразующего принципа и является неотъемлемым элементом поэтики произведения. Такую фантастику стали называть «содержательной», т. е. это собственно рационально-фантастический роман, написанный именно ради фантастического.

Периодизация развития русской советской фантастики.

ñ Начало ХХ века. А. Грин.

ñ 1920-е годы. А. Толстой «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», А. Беляев (цикл «Изобретения профессора Вагнера»; романы «Борьба в эфире», 1928; «Человек, потерявший лицо», 1929), и социальной («Человек-амфибия», 1928; «Властелин мира», 1929). В русской литературе 1920-х гг. можно обнаружить и строго «научную» (В. Обручев "Плутония» 1924, К. Циолковский), и авантюрно-приключенческую с сильным ироническим подтекстом или сатирическим переосмыслением посылки (В. Катаев, М. Шагинян, И. Эренбург, В. Гончаров), и социальную фантастику (В. Итин, Я. Окунев, Б. Лавренев, Б. Ясенский, ранее – В. Брюсов, А. Куприн). 1921-28 «Красный селенит» (Р. С. Кац История советской фантастики). А. Обольянинов «Красная Луна».

ñ 1930-е годы. Г. Адамов «Тайна двух океанов», Ю. Долгушин «Генератор чудес», А. Казанцев «Арктический мост». В России же со второй половины 1930-х гг. начинается господство так называемой «фантастики ближнего прицела», тиражирующей изображение плоского и схематичного «светлого будущего» (В. Никольский, Я. Ларри, А. Палей, Э. Зеликович) и развивающей темы конфликта мира социализма и Запада (В. Немцов, Ю. Долгушин). Наиболее интересными в этот период (как, впрочем, и ранее) выглядят романы и рассказы А. Беляева, лучшие из которых обогатили фонд и научной («Голова профессора Доуэля», 1937; «Ариэль», 1941) фантастики.

ñ 1960-80-е годы. И. Ефремов. Фантастика бр. Стругацких. Новое поколение фантастов (А. Громова, А. Мирер, С. Снегов, Г. Гор, О. Ларионова, Кир Булычев, И. Варшавский, Г. Альтов, В. Журавлева).

ñ Постперестроечные годы. С. Столяров, В. Головачев, С. Лукьяненко, В. Рыбаков, О. Дивов, А. Лазарчук, М. и С. Дяченко. Фэнтези: М. Семенова, М. Успенский, Ник Перумов, Е. Хаецкая, С. Логинов, Г.С. Олди, Д. Трускиновская.

ñ ХХ1 век.

 

Роман Вл. Афанасьевича Обручева являет собой образец «географической» рациональной фантастики, чрезвычайно популярной в конце ХIХ – начале ХХ в. («Путешествие к центру Земли» Ж. Верна, «Затерянный мир» А. Конан Дойла), а затем постепенно сошедшей на нет в связи с тем, что на поверхности (да и под поверхностью) нашей планеты практически не осталось неисследованных пространств. Отголоски «географической» фантастики слышатся во второй половине прошлого столетия в подробном и тщательном описании теперь уже иных миров в романах А. Кларка («Свидание с Рамой»), Х. Клемента («Экспедиция “Тяготение”»), К. Саймака («Кольцо вокруг Солнца»), Б. Олдисса («Весна Гелликонии»), С. Лема («Эдем», «Непобедимый», «Фиаско»).

«Аэлита» А. Толстого, по мнению отечественной критики (ныне, впрочем, нередко оспариваемом), воплотила в себе ключевые темы социальной фантастики ХХ в. Хотя Толстой, как полагают, непосредственно опирался на опыт «марсианского» цикла Э. Берроуза, в романе угадывается и более значимая литературная традиция, идущая от «Иного света» С. Сирано де Бержерака и «Первых людей на Луне» Г. Уэллса. К «Аэлите» в той или иной степени восходит большинство восточноевропейских социально-фантастических романов 1960–1980-х гг., повествующих о проблемах контакта с обитателями других планет

(хрестоматийные «Первый контакт» М. Лейнстера и «Сердце Змеи» И. Ефремова), о последствиях вмешательства в естественный ход развития цивилизаций («прогрессорский» цикл А. И Б. Стругацких), о психологических аспектах поведения человека в космосе («Солярис» С. Лема). Один из самых популярных в советской фантастике, ставший символом ее возрождения в 1960-е гг., роман Толстого дал название и первой отечественной премии за лучшее научно-фантастическое произведение года, присуждаемой уже более пятнадцати лет.

Только с 1963 г. выходит ежегодно более чем 80 фантастических произведений. Если учитывать переводы, эта цифра возрастает вдвое. В 1965 г. было зарегистрировано 315 публикаций. За семилетие же, с 1959 по 1965 г., на русском языке опубликовано 1266 произведений научной фантастики общим тиражом около 140 миллионов.

 

В целом творчество Лукьяненко выделяется своей многожанровостью: космоопера – «Лорд с планеты земля» (1996), «Танцы на снегу» (2001); детская юмористическая фантастика – «Остров Русь» (1993); фэнтези – «Мальчик и тьма» (1997), трилогия о дозорах (1998-2003); киберпанк – «Лабиринт отражений» (1997); и альтернативная история – дилогия «Искатели небес» (1998-2000).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.