Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 11. Драматургия СРЛП



СЛАЙД 2Для повторения: В переводе с греч. «драма» – действие, что сразу же указывает на отличие данного рода литературы от прозы и поэзии, основу драмы составляет действие, жизнь изображается в поступках, событиях, столкновениях героев. Действие развертывается в настоящем времени через конфликты в форме диалога. Прямые авторские оценки происходящего в драме отсутствуют, но возможна оценка, проявляющаяся в ремарках, распространение ремарки позволяет создавать повествовательное поле драмы, прозаизацию действия. Драма расчитана на сценическое воплощение, на вовлечение зрителя в действие.

СЛАЙД 3-4. Для современной драматургии важны основные тенденции развития драматургии ХХ века. Можно выделить несколько этапов, формирующих современное состояние драматургии.

1. Театр А. П. Чехова, возникший в начале ХХ века. Чехов ввел в драматическое действие так называемое «подводное течение», метафорическое, символическое восприятие человека и реальности. За ничего не значащими монологами и диалогами персонажей вырастал образ трагической, несостоявшейся жизни. Человек (Иванов, дядя Ваня, Астров, Треплев и др.) представал в своей нереализованности, «лишности», непонимании жизни, он оказывался в вакууме, пустоте, одиночестве и ничего не мог изменить ни в себе, ни в жизни.

2. Театр А. М. Горького, отразивший гуманистическую Правду о Человеке, выразивший надежду человека на счастье и пути достижения счастья. Персонажи Горького становятся предвозвестниками революционного слома, слома мышления.

3. Театральный «бум» конца 1950-60-х годов. На театральные подмостки возвращается жанр бытовой психологической драмы. Бытовой фон пьес становится достаточно жестким, в поле зрения попадает герой, трудно поддающийся четкой нравственной оценке, «средненравственный», «плохой хороший человек», отсюда внутриличностный конфликт, у героя нет антагониста, человек остается наедине с собой, совершая нравственный выбор. Главной проблемой драматургии этого времени становится спор о герое, поиск нового героя. Почвой нового рождения и жизни русской семейно-бытовой, психологической драмыстала идея личного права, индивидуальной свободы, борьба индивида за право любить, чувствовать, решать, строить личное счастье, решать не общественные, а личные проблемы. Это оказалось таким трудным процессом, что часто приводило к усталости, глубокой внутренней рефлексии и концу человека, который так и не стал личностью. Драматурги этого времени В. Розов, А. Володин, А. Арбузов фиксировали внутренний строй души своего персонажа, исследовали его психологию, давали ему слово. Семейная, камерная, бытовая обстановка позволяла раскрыться герою и не бояться показаться смешным. Девиз «Не бойся быть счастливым» склонял человека в пользу чувств, на первый план выдвигался не драматизм выбора, а драматизм результатов этого выбора.

4. Театр А. Вампилова. Открытием рубежа 1960-70-х годов стали пьесы Вампилова, его ранняя трагическая гибель в 1972 году не позволила раскрыться его таланту, но четыре «полнометражные» пьесы позволили по-новому взглянуть на современного человека, Вампилов открывает экзистенциальные проблемы в существовании своего героя. Все персонажи находятся в пограничной ситуации, «на пороге». Жизнь требует от них решительного шага, поступка, они понимают пустоту, тусклость своей жизни и решают индивидуальную задачу – биться о стену, пробиваться к истинности существования, обретать нравственные ценности, меняться или смиряться, сливаться с жизнью, «играть», надевать маски, ходить шутом. Через изображение игры человека Вампилов открывал стратегии гротеска, гротеск возникает как протестные приемы против бездуховного мира. Гротеск ведет, в свою очередь, к абсурдизму, нарушению коммуникации, что проявляется в современном театре.

5. Середина 1980-сер. 90-х – расцвет драмы «новой волны», «драматургии сорокалетних», драматургия «промежутка». Середина 1980-х гг. – 1998 г. – связана с воздействием на литературно-художественное сознание социально-политических процессов перестроечного и постперестроечного времени. Л. Петрушевская, В. Славкин, С. Злотников, А. Казанцев, Н. Коляда, М. Угаров, Е. Гремина. В. Славкин в книге «Памятник неизвестному стиляге» (1996) пишет, что прошумевшая в конце 70-х – начале 80-х годов «новая волна» драматургии показала героев «обочины», «не желавших принимать участия в прогрессе застоя» – и в этом её главная заслуга. В творчестве драматургов «усилилось “аналитическое исследование” простого человека в сфере быта». По определению Б. Любимова, драматургия «новой волны» создала групповой портрет «промежуточного» поколения, несущего в себе все черты «негероического героя». Именно таковы персонажи пьес 1980-х гг. А. Галина («Восточная трибуна», «Ретро», «Стена»), С. Злотникова («Сцены у фонтана» и «Пришёл мужчина к женщине»), Л. Петрушевской («Чинзано», «Уроки музыки»), В. Славкина («Взрослая дочь молодого человека», «Серсо»), Э. Радзинского («Спортивные сцены 1981 года»), А. Казанцева («Старый дом»). Психологическая драма «новой волны» настойчиво воссоздавала «историю болезни» общества, фиксируя черты нравственного распада, бездуховность, одичание.

6. Этап с 1998 г. по настоящее время. Он связан с актуализацией нового драматургического мышления, возникшего в оппозиции к репертуарному театру и телевидению, что привело к возникновению так называемой «актуальной» драматургии (реже используются понятия «новая новая драма», «новая драма-2», «новейшая драма»). «Новая драма» унаследовала иронию, изображение жуткого быта и дисгармонии социума как следствия неустроенности человека в мире, отраженные в драматургии «новой волны». Безысходность, тотальное одиночество человека, абсурдность существования, жестокость среды и быта, натурализм изображения – все это нашло свое продолжение и было максимально гиперболизировано в пьесах молодых драматургов. «Новодрамовцы», используя в качестве «строительного» материала глубокий «бытовизм» «новой волны», в драматургической форме ведут социально-психологическое исследование, осознавая последствия социальных перемен, стараются понять перспективы существования человека на постсоветском пространстве. На первый план выдвигается тема маргинальности.

СЛАЙД 5.Типологизация М. Липовецкого:

1. «Неоисповедальная» - открыл Е. Гришковец. И. Вырыпаев «Кислород» (2003), «Июль» (2006). М. Курочкин, С. Решетников «Мои проститутки», Е. Исаева «Про мою маму и меня», «Как познакомиться в лифте». Гришковец с его заурядной внешностью и запинками речи сфокусировал внимание на проблеме личной идентичности современного человека. Все монологи строятся в сходной манере: у нас один и тот же экзистенциальный опыт, радость вкусов, бытовых, школьных, институтских ситуаций, узнаваемость обыкновенных мгновений, та почва, на которой формируется коллективная идентичность, соединяющая автора-исполнителя со зрителем. Это родственность на бессознательном, предельно интимном уровне интонаций. Повторяющиеся темы — мужская дружба, служба в армии, насилие. Другая линия этой драмы — философские вопросы «кто я?», что я?, кто совершает мои поступки? Вопросы, фиксирующие кризис идентичности, начавшийся ещё в 1970-х. С. 759-760. Все рассказы о том, как обстоятельства лишают человека свободы.

2. Гипернатурализм. Тенденция, идущая от театра Н. Коляды и его учеников — В. Сигарева, О. Богаева («Башмачкин», «Кто убил месье Дантеса» «Русская народная почта»), наследует традиции постперестроечной «чернухи». А. Шипенко, М. Волохов. Но «чернуха» представляла сексуальность как проявление подлинной природной нормы, противостоящей искаженным социальным правилам, манифестированным насилием. А в 2000 сексуальность неразрывно слита с насилием, и именно этот синтез представлен как социальная норма, пусть и чудовищная. с. 764. Каждая вторая пьеса представляет собой вариации к «На дне» Горького и вообще переписывание классики. «Божьи коровки возвращаются на землю» Сигарева, «Бедные люди, блин» Решетникова, «Подземный переход» Мих. Дурненкова, «Невозможность» Артема Северского.

3. Драматургия, сочетающая натурализм и гротескные интеллектуальные метафоры.Братья Пресняковы, М. Дурненков, Ю. Клавдиев. Насилие как язык современной культуры. С. 769.

В 2005 году «Эксмо» выпустило серию новой драматургии под названием «Иной формат». В ее рамках вышли книги М. Курочкина «Кухня» (2005), братьев О. и Вл. Пресняковых «The best» (2005), Вяч. и К. Дурненковых «Культурный слой» (2005), М. Угарова «Облом OFF» (2006), Е. Исаевой «Лифт как место для знакомства» (2006). Недавно открывшееся издательство «Коровакниги» в серии «Поставить!» опубликовало сборники современных авторов: «Агасфер и др. пьесы» В. Сигарева (2006), «Люди древнейших профессий» Д. Привалова (2006), «Имаго и др. пьесы, а также Лунопат» М. Курочкина (2006), «Собиратель пуль и другие ордалии» Ю. Клавдиева (2006).

 

СЛАЙД 6-7. Типология конфликтов в «новой драме» по С. П. Лавлинскому:

Тип героя Тип конфликта Репрезентативные тексты
Самоопределяющаяся в собственной «эго-истории» «биографическая» личность Столкновение героя с самим собой как с Другим (прошлым, настоящим, будущим) Е. Гришковец «Как я съел собаку», «Одновременно», М. Покрасс «Не про говоренное», Е. Исаева «Про мою маму и меня», С. Решетников «Бедные люди, блин».
Саморазоблачающаяся и разоблачающая социум личность как социальная единица Столкновение героя с социальными Другими В. Сигарев «Пластилин», «Терроризм», «Изображая жертву» бр. Пресняковых, драматургия-вербатим (Е. Исаева «Первый мужчина», А. Родинов, М. Курочкин «Бездомные»).
Саморазоблачающаяся через культуру и связанные с ней мифы личность Столкновение героя с самим собой как культурным Другим и/или Другими как культурными артефактами и/или носителями «иных», «чужих» ценностей В. Дурненков «Три действия по четырем картинам», бр. Пресняковы «Пленные духи».
Самоопределяющаяся и саморазоблачающаяся личность как Человек (представитель рода человеческого) Столкновение героя с Другим как Чужим. В качестве Чужого выступает Высшее Начало, Бог. «Кислород», «Бытие № 2», «Июль» И. Вырыпаева

 

 

СЛАЙД 8. Театр.doc В новом «документальном театре» художественная характерология подменяется техникой вербатим, разработанной на Западе, в частности лондонским театром «Ройал Корт». Три ключевых понятия этого тетра: документальность, монтаж и социальная функция – предопределяют безликость героя. Последняя, с одной стороны, обусловлена анонимностью интервьюируемых, публично разоблачающих факты собственной жизни, «чернуху» теневой стороны быта и труда российских граждан... С другой стороны, монтаж фактографического материала множества разных информантов как соединение нескольких монологов разных лиц или компоновка отдельных реплик из разных интервью не предполагает возможности создания цельного и развернутого характера драматического героя. Кроме того, заданный тематический ракурс требует отбора фактов одного семантического ряда, что также ограничивает возможности психологической, индивидуальной разработки характера. Наконец, выдвигаемая на первый план острая социальная проблема превращает образ человека в социальную функцию, персонифицированное социальное явление. В пьесах Театра.doc действует массовый, коллективный герой: «Угольный бассейн» театр «Ложа», «Солдатские письма» театр «Бабы», «Большая жрачка» Вартанов-Копылова-Маликов, «Бездомные» А. Родионова, М. Курочкин, «Первый мужчина» Е. Исаева. Сценическая эстетика данного явления: минимальное использование декораций, исключение музыки, танца, пластических миниатюр, отсутствие режиссерских метафор, отсутствие грима, костюма, актеры играют свой возраст.

Цели и задачи: Манифест СЛАЙД 9.

1. “ТЕАТР.DОС” отражает острые конфликты современного общества.

2. “ТЕАТР.DОС” исследует пограничные зоны человеческого существования.

3. “ТЕАТР.DОС” приветствует конфликтность позиции автора.

4. “ТЕАТРУ.DОС” интересны провокационные темы.

5. “ТЕАТРУ.DОС” интересен новый взгляд на привычные явления.

 

6. “ТЕАТРУ.DОС” интересны инновационные техники создания театрального произведения.

7. “ТЕАТРУ.DОС” интересны темы, которые ранее не исследовались театром.

8. “ТЕАТРУ.DОС” важна простота и ясность высказывания.

9. “ТЕАТРУ.DОС” важна социальная значимость произведения.

10. “ТЕАТР.DОС” отрицает понятие “искусство ради искусства”.

 

СЛАЙД 10.Вербатим. Вербатим (от лат.: verbatim – «дословно») – метод создания текстов на основе диктофонных интервью[34], поэтому отсутствуют образ места и изображение действий персонажей, нет авторских ремарок и комментариев. И. Болотян «Вербатим в переводе с лат. значит «дословно» и представляет собой технику создания текста путем монтажа дословно записанной речи. Схему работы можно изложить по пунктам: драматург выбирает тему, собирает материал, то есть берет интервью у нужных ему людей и записывает их на диктофон, из всего этого делает пьесу и ставит спектакль. Техника эта не является исключительно новаторской (документы часто использовались в художественной литературе и ранее), однако свое новое рождение она получила в XX веке именно в документальной драме, своеобразной “наследнице драмы исторической”, а в начале XXI века — в драме-вербатим, использующей исключительно живую речь»[35]. Содержание пьесы строится на поочередных высказываниях трех девушек, объединенных одной интимной темой, вынесенной в заглавие. Даны не диалогические высказывания, а разбитые на фрагменты обособленные устные рассказы, переплетающиеся между собой только волей «внешнего» скрытого автора-интервьюера. Цели автора – в хаотических высказываниях обнаружить не только абсурд стереотипного сознания человека, но и онтологический абсурд внутрисемейных отношений.

 

 

И. Болотян: Особенности эстетики «новой драмы»: общие черты. СЛАЙД 11.

1. Ориентация на новое, актуальное. Поиск инноваций и тех, кто их будет потреблять. Актуальное — значит соответствующее времени. Е. Гремина: Нас в принципе интересует новая пьеса, но не любая, а с активной социальной позицией. Актуальность театральных произведений всегда связана: а. С проблемами современной жизни; б. С формами актуального искусства.

2. Ориентация на аутентичность высказывания. Нацеленность не на сделанность «продукта», а на подлинность — языка, человека, высказывания, понимания. «Бери ручку и пиши, приноси пьесу и ставь в Театре.doc».

3. Ориентация на активную позицию публики. Публика — равноправный участник спектакля. Особый контингент зрителей: молодежные субкультуры.

4. Поиск собственных культурных истоков. Ориентация на Л. Н. Толстого.

5. Ориентация на провокацию. Вы хотите прийти на наши спектакли? Не делайте этого! Вам могут испортить настроение. Но зато такого вы нигде больше не увидите!

6. Ориентация на главентсво литературного текста в театре. Главное лицо — драматург, главный герой — язык, высказывание. Пьесой может быть любой текст.

7. Бегство от мейнстрима.

 

СЛАЙД 12. Эстетика постановок:

1. Минимальное использование декораций.

— громоздкие декорации исключены

— пандусы, помосты, колонны и лестницы исключены

2. Музыка как средство режиссерской выразительности (музыка “от театра”) исключена.

— музыка допустима, если ее использование оговорено автором в тексте пьесы

— музыка допустима в случае ее живого исполнения во время представления

3. Танец и/или пластические миниатюры как средство режиссерской выразительности исключены.

— танец и/или пластическая миниатюра допустимы, если их использование оговорено автором в тексте пьесы

4. Режиссерские “метафоры” исключены.

5. Актеры играют только свой возраст.

6. Актеры играют без грима, если использование грима не является отличительной чертой или частью профессии персонажа”.

 

Инфраструктура «новой драмы». СЛАЙД 13.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.