Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность и цели государственного регулирования цен



Государственное регулирование цен – это воздействие на процессы формирования, установления и применения цен и тарифов со стороны государственных органов путем проведения законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономических процессов в государстве. Оно даёт возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным нера­венством, неравномерным распределение доходов, рациональным природо­пользованием, охраной окружающей среды, развитием социальной сферы.

Известный американский экономист Саймон считает, что на большинстве рынков действуют не конкурентные, а управляемые цены. Влиятельный амери­канский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим, так как цены являются одной из критических точек эко­номической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые ин­тересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, проф­союзов и союзов предпринимателей, экспортёров и импортёров. Цены затраги­вают интересы каждого и, естественно идет борьба в партиях и парламентах, на переговорах социальных партнёров, поэтому роль арбитра должна принадлежать государству.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование цен преследует следующие цели:

• согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизво­дителя, покупателя и государства;

• обеспечение экономической безопасности страны;

• защиту отечественного товаропроизводителя;

• защиту наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного рос­та цен на товары первой необходимости;

• создание условий для нормальной конкуренции;

• государственное влияние на деятельность предприятий-монополистов;

• ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения то­варного дефицита, резкого роста цен на ресурсы производства;

• поддержание ценовых пропорций.

Правовой основой государственного регулирования цен в республике яв­ляется Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.), определив­ший границы ценового государственного регулирования, сферы применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования.

Перечень товаров и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен, определены Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2007 г. №694 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 №285» и рядом Постановлений правительства Республики Беларусь.

В настоящее время на государственном уровне осуществляется регулиро­вание цен и тарифов на:

• базовые структурообразующие виды сырья и продукции, которые опре­деляют затраты в других отраслях экономики

• товары, работы, услуги субъектов хозяйствования, занимающих домини­рующее положение на товарных рынках республики и включенных в го­сударственный реестр предприятий монополистов

• важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значи­тельное влияние на жизненный уровень населения.

Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики ут­верждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонно­го значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуника­ций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хо­зяйства и некоторых других.

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транс­портом, продукцию общественного литания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерст­ва и ведомства.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.