Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании



Составной частью общей системы регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Высшим исполнительным органом, ко­торый определяет политику цен т осуществляет контроль за ее соблюдением, является Комитет цен при Министерстве экономики республики. На местном уровне в пределах своей территории те же функции выполняют отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекции по контролю за ценами в городах и районах, В своей работе органы контроля за ценами взаи­модействуют с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответст­венность за установление и применение цен на подведомственных предприяти­ях. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, налоговые инспекции, органы статистики. В процессе контроля решается целый ряд задач, в числе которых:

• социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изме­нения структуры, соответствия реальным условия производства и реали­зации продукции;

• проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности, недопущения включе­ния в них необоснованных затрат и прибыли;

• проверка правильности отражения улучшения потребительских свойств, качества продукции в ценах;

• внесение в соответствующие органы управления предложений о ведении или отмене государственного регулирования цен на определенные товары или услуги;

• оказание методической помощи субъектам хозяйствования в вопросах ценообразования;

• выдача обязательных для исполнения указаний и предписаний об устра­нении нарушений дисциплины цен, причин и условий их порождающих;

• принятие решений о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством;

• проведение экспертизы цен на важнейшие социально значимые товары и продукцию базовых отраслей промышленности;

• определение условий расчетов и уровня цен на продукцию, поставляемую в государства - участники СНГ на эквивалентной основе (по клирингу) исходя из интересов республики.

Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводительных, платежных докумен­тах свободную отпускную цену предприятия-изготовителя или импортера, ее количественные и качественные характеристики. При поставке продукции че­рез оптовые или снабженческо-сбытовые предприятия в товарно-сопроводительных, платежных документах в обязательном порядке должен от­ражаться размер оптовой наценки.

Работники органов контроля имеют право получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования материалы и документы, необходимые для установления, согласования и применения цен, беспрепятственно посещать министерства, ведомства предприятия всех форм собственности для осуществления контроля, привлекать к контрольным проверкам квалифицированных специалистов.

В республике, действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми пред­приятия ми законов, правил и норм по ценообразованию. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:

• завышение или занижение государственных регулируемых цен и тарифов на товарыи услуги (фиксированных или предельных цен, предельных уровнейрентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов);

• завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов, за регистрированных при декларировании в органах ценообразования;

• несоблюдение установленных предельных индексов изменения отпуск­ных цен на товары без регистрации этих цен;

• завышение или занижение размеров налогов и неналоговых платежей или невключение их в состав цены, если это предусмотрено законодательст­вом;

• отсутствие экономического обоснования цен, тарифов:

• применение цен, наценок, тарифов, установленных для предприятий общественного питания, сферы обслуживания, культуры, не соответствую­щих требованиям по отнесению предприятия к определенному разряду (категории);

• включение в стоимость услуг (в том числе туристических путевок) фак­тически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, предусмотренных их стоимостью;

• несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности;

• нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования цен и тарифов;

• использование завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;

• реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реа­лизации (с разрешения специально уполномоченных государственных органов) без уценки.

Перечень нарушений дисциплины иен может меняться по мере сужения или расширения рамок государственного регулирования цен, изменения его форм и методов.

Органы ценообразования имеют право принимать решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством. В их числе:

• выручка, необоснованно полученная в результате нарушения уровня ре­гулируемых цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном по рядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятель­ность без образования юридического лица, - в судебном порядке. При повторном аналогичном нарушении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двойном размере;

• при неоднократном выявлении фактов необоснованного завышения или занижения цен субъектами хозяйствования, независимо от формы собст­венности, органы ценообразования имеют право вводить для них режим государственного регулирования цен, а также входить в хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий не­государственных форм собственности и о прекращении предпринима­тельской деятельности лицами, занимающимися ею;

• в случае неправильного или ненадлежащего оформления платежных до­кументов, что может привести к завышению цен (наценок), органы кон­троля вправе наложить как на продавца, так и на покупателя продукции штраф в размере до 10% ее стоимости;

• превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары, услуги, работы при их реализации без регистрации цен в остановленном порядке влечет за собой взыскание дохода, полученного в результате превышения цен, и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода;

• если товары реализуются с нарушением установленного порядка регист­рации цен (тарифов), а также при отсутствии экономического обоснова­ния применяемых цен, на предприятие может быть наложен штраф в раз­мере до 30% стоимости продукции;

• отсутствие экономического обоснования товарообменной операции или использование в нем недостоверных сведений влечет за собой штраф в размере до 10% от стоимости фактически исполненной товарообменной операции;

• при нарушении пределов продажных цен в посреднической деятельности органами ценообразования изымается разница в размере этого превыше­ния, а также налагается штраф в двукратном размере этой разницы;

• при предоставлении недостоверной информации предприятиями-монополистами при декларировании цен органами ценообразования мо­жет быть наложен штраф в размере до 15% стоимости продукции;

• нарушение порядка хранения решений об установлении цен на произво­димые и ввозимые на территорию республики товары, а также порядка предоставления информации о ценах в Министерство экономики наказывается штрафом в размере до 10% стоимости реализованных товаров, в части цен, на которые про изведено нарушение.

Повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране спо­собствует также проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так и службами государственной статистики.

Современный ценовой мониторинг включает в себя наблюдение за цена-ми производителей продукции по отраслям промышленности, потребительских цен на товары народного потребления, тарифов на производственные и непроизводственные услуги, пропорции в. ценах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (паритет цен), сопоставление национальных цен с ценами на аналогичную продукцию других государств и др. Собираемая информация крайне необходима для обеспечения сопряженности ценовой политики с внутренней и внешней государственной экономической политикой, политикой по социальным вопросам, направлениями развития агропромышленного и других комплексов страны и т.д.

 

 

Лекция 5:ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Нормативные акты

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.