Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 3: ЦЕНЫ В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ



1. Цена как экономическая категория и ее роль. Функции цены

2. Факторы, определяющие уровень и динамику цен.

3. Действующая система цен.

4. Состав цены по элементам

5. Формирование цен с учетом зачетного метода исчисления.

1. Экономическое содержание цены. Функции цен

Ценообразование — это процесс установления, регулиро­вания цен (тарифов) и контроль за применением установлен­ного законодательством порядка формирования цены юри­дическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юри­дического лица, и другими субъектами ценообразования.

Также основными понятиями являются цена и тариф.

Цена — это денежная оценка стоимости единицы товара.

Тариф - денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хо­чет продать свой товар, а покупатель готов купить его.

В рыночной экономике всё имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором обществен­ного производства.

Цены обслуживают все уровни экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономики. На микроуровне цены регули­руют хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предпри­ятия начинается с цен на сырьё, материалы, полуфабрикаты, топливо и заканчивается ценами на произведённую продукцию для внутреннего или внешнего рынка. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.

На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию её важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления, и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличива­ется, и цены постепенно снижаются.

На уровне интерэкономики, в международной торговле цены в опреде­лённой степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.

Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важней­ших функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе.

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль вхозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориямии явлениями.

Выделяют следующие виды функций цены:

Ø учетная функция: ценз служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количес­твенные (валовой внутренний продукт, объ­ем выпускаемой и реализуемой продукции и так далее), так и качественные показатели (рентабельность, производитель­ность труда, и так далее);

Ø стимулирующая (дестимулцрующая) функция: сущность этой функции цены выражается в поощрительном или сдер­живающим ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее (дестимулирующее) воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли;

Ø распределительная или перераспределительная функция:
это свойстве ценысвязано с ее отклонением от стоимости под воздействием рыночных факторов. Цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения;

Ø балансирующая функция или функция сбалансирования рыночного спроса и предложения: через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях и сферах производства и обращения и указывает на необходимость принятия мер по их преодолению;

Ø информационная функция: цена в какой-то мере служит индикатором состояния дел во всейнациональной эко­номике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей вступить. на рынок, принять, окончательно решение, высту­пая в качестве решающего аргумента «за» или «против».

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие.

Так стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако в случае превышения предложения над спросом цена будет играть дестимулирующую роль (при ее снижении), что приведет к сокращению предложения товаров.

Учебная функция цены нередко вступает в противоречие почти со всеми остальными функциями, особенно с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.