Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование трансфертного ценообразования



Трансфертные цены - это цены, применяемые в экономических отношениях между отдельными подразделениями, филиалами или дочерними предприятиями одной и той же фирмы. Поэтому транс­фертную цену иногда называют внутренней (внутрифирменной) це­ной. Вместе с тем, в связи с усилением конкуренции на рынке и ро­стом рыночных издержек сфера трансфертного ценообразования расширяется, охватывает не только внутрифирменные отношения, по и отношения между неподконтрольными фирмами, как правило, в рамках одной ассоциации.

Основная цель трансфертного ценообразования - максимизация общей прибыли фирмы. Трансфертные цены необходимы для орга­низации коммерческого расчета между соперничающими подразде­лениями фирмы. С их помощью не только производится стоимост­ная оценка продукции, реализуемой внутри предприятия, но и рас­пределение и отнесение общего результата деятельности предприя­тия на отдельные структурные подразделения. Таким образом, с по­мощью трансфертных цен и рассчитанных на их основе показателей может производиться оценка деятельности каждого структурного подразделения, могут объективно оцениваться тенденции развития эффективности подразделений и контроль за их деятельностью. Функционирование единых твердых внутренних цен исключает воз­можность колебания цен и тем самым облегчает процессы кальку­лирования и управленческого учета. Наконец, трансфертное цено­образование выступает важной информационной базой для приня­тия правильных управленческих решений, заинтересованности кол­лектива каждого структурного подразделения в повышении эффек­тивности производства, постоянного стимулирования профессио­нальной деятельности их руководства.

Трансфертная цена как цена внутрифирменной передачи долж­на отвечать следующим требованиям:

- способствовать достижению намеченных целей, обеспечивать сочетание целей предприятия с общими целями компании;

- отражать экономические интересы как покупающего, так и продающего подразделений фирмы;

- давать возможность направлять прибыль туда, где она может найти наилучшее применение (отдачу);

- способствовать сведению к минимуму параллелизма в рабо­те;

- выступать в роли стимулирующего фактора повышения эф­фективности производства.

Рассматривая процесс внутрифирменной передачи продукции (услуг), обслуживаемый трансфертными ценами, необходимо сна­чала четко определить, какие структурные единицы фирмы могут выступать в качестве отдельных подразделений, и отчетливо пред­ставлять специфику функционирования каждой из них. Только пос­ле этого переходят к решению вопросов, непосредственно связан­ных с трансфертным ценообразованием.

В действующих условиях хозяйствования наибольшее распрос­транение получили 3 метода определения трансфертных цен:

1) основанный на использование рыночных цен;

2) базирующийся на затратах;

3) на основе договоренности сторон.

Использование рыночных цен в трансфертном ценообразовании имеет место в случаях, когда отсутствует поставляющее подразделе­ние и сырье, полуфабрикаты закупаются непосредственно на рынке по текущим ценам.

Трансфертная цена будет равна рыночной и в том случае, если структурное подразделение выпускает конечную продукцию фирмы н последняя поступает на сторону, т.е. на внешний рынок.

Многие фирмы исчисляют трансфертные цены по затратному методу ценообразования (на основе издержек производства), кото­рый широко использовался еще в период планово-регулируемой эко­номики, при внедрении на предприятиях внутрипроизводственного Хозяйственного расчета. Различают несколько подходов при разработке трансфертных цен по данному методу: на основе полной себе­стоимости, на основе переменных расходов. Чаще всего на практике при определении трансфертных цен используется нормативный уровень себестоимости, исчисленный преимущественно по переменным Прямым) статьям затрат.

Существует практика передачи продукции (полуфабрикатов) из одного подразделения фирмы в другое по себестоимости. В этом случае цена выступает как однокомпонентная величина, не учитывающая прибыли от реализации продукции. Такой подход к форми­рованию трансфертных цен, по нашему мнению, имеет ряд суще­ственных недостатков. Во-первых, он не создает реальной заинтере­сованности структурного подразделения в повышении эффективно­сти производства (за счет снижения расходов, роста объема продаж, повышения качества и конкурентоспособности продукции). Во-вто­рых, реализация продукции внутри фирмы по себестоимости влечет определенные трудности. Сложность возникает прежде всего при смешанных поставках, когда используются полуфабрикаты как соб­ственного производства, так и закупаемые со стороны. При этом пер­вые передаются из одного подразделения в другое по себестоимос­ти, а вторые - по цене. Важно также иметь в виду, что отсутствие в структуре трансфертных цен прибыли не способствует возможнос­ти формирования собственных средств структурного подразделения, что не согласуется с принципами коммерческого расчета.

Все это говорит о том, что помимо себестоимости, трансфертные цены должны учитывать прибыль, т.е. включать как затраты, так и чистый доход. Вопрос здесь заключается в том, как наиболее правильно рассчитать размер прибыли и процент рентабельности по каждому виду продукции (изделию, полуфабрикату) в разрезе отдельных струк­турных подразделений. По данному вопросу существуют различные точки зрения. Некоторые склонны считать, что размер прибыли, вклю­чаемый в структуру трансфертной цены, должен определяться про­порционально трудоемкости или заработной плате. Другие полагают, что величина прибыли в трансфертной цене должна исчисляться про­порционально фондоемкости продукции (полуфабрикатов), изготов­ляемой производственными подразделениями. Существует точка зре­ния, согласно которой распределение общей прибыли целесообразно производить пропорционально себестоимости (без включения в нес общехозяйственных и коммерческих расходов).

Следует отметить, что способ распределения прибыли пропор­ционально фондоемкости на практике не получил широкого приме­нения (в связи со сложностью расчета фондоемкости по каждому виду продукции и слабой увязкой цены с трудовыми затратами).

Рассмотрим опыт использования трансфертных цен в мебель­ном производстве, полученных на основе заработной платы основных рабочих и цеховой себестоимости. Ниже приведен расчет транс­фертных цен пропорционально заработной плате рабочих каждого структурного подразделения фирмы (табл. 8). В основу расчета по­ложены следующие данные: оптовая цена предприятия на диван-кровать 1946 руб.; заработная плата основных рабочих на изделие 395 руб., в том числе по машинно-заготовительному подразделению 110 руб., по столярно-сборочному - 65 руб., по отделочному - 70 руб. и по обойному 150 руб.

Трансфертные цены по данному методу можно рассчитать как с учетом, так и без учета заработной платы предшествующих подраз­делений.

 

Таблица 8 - Расчет трансфертных цен на диван-кровать пропорционально заработной плате

 

Подразделения Себестои- мость трансфертной цены, руб. При- быль, руб. Рента- ность, %
Всего в т.ч. зарпл ата
1. Без учета зарплаты предшествующих подразделений  
Машинно-          
заготовительное 1946*110:395=542 20,4
Столярно-          
сборочное 1946*65:395=320 10,3
Отделочное 1946*70:395=345 11,3
Обойное 1946*150:395=739 36,8
Итого:  
|| 2. С учетом зарплаты предшествующих подразделений  
Машинно-          
Заготовительное 1946*110:395=542 ' 92 20,4
Столярно-          
сборочное 1946*175:395=862 16,5
Отделочное 1946*245:395=1207
Обойное 395 1946*395:395=1946 22,4

 

Основной недостаток такого метода расчета трансфертных цен состоит в том, что рентабельность по одному и тому же изделию по подразделениям получается разная, и эта разница довольно значи­тельна. Данное обстоятельство не позволяет сравнивать усилия от­дельных структурных подразделений фирмы по снижению себесто­имости и повышению рентабельности. Поэтому нам представляется целесообразнее трансфертные цены устанавливать пропорциональ­но себестоимости, что обеспечивает одинаковую рентабельность изделия по отдельным структурным подразделениям (таблица 9).

 

Таблица 9 - Расчет трансфертных цен на диван-кровать пропорционально себестоимости

 

Подразделения Себесто­имость, руб. Расчет трансфертной цены, руб. При­быль, руб. Рента­бель­ность, %
1.Без учета стоимости полуфабрикатов
Машинно- заготовительное        
  1946*450:1590=551 22,4
Столярно- сборочное        
  1946*290:1590=355 22,4
Отделочное 1946*310:1590=379 22,4
Обойное 1946*540:1590=661 22,4
Итого:  
2.С учетом стоимости полуфабрикатов
Машинно-        
заготовител ьное 1946*450:1590=551 22,4
Столярно-        
сборочное 1946*740:1590=906 22,4
Отделочное 1946*1050:1590=1285 22,4
Обойное 1946*1590:1590=1946 22,4
           

 

Метод установления трансфертной цены на основе договорен­ности сторон предусматривает договорную стоимость как цену пе­редающего продукта (услуги). Использование этого метода в транс­фертном ценообразовании целесообразно в ситуации несовершен­ного рынка, т.е. когда имеют место различные условия реализации одинаковых товаров или услуг. Договорные трансфертные цены яв­ляются наиболее удобными при покупке и реализации структурны­ми подразделениями вторичных ресурсов. Например, при передаче котельной древесных отходов в целях замены традиционного топли­ва, при использовании послеспиртовой барды в гидролизно-спирто-0ОМ производстве и т.д. Важно иметь в виду, что во всех случаях обоснования договорной цены переговорный процесс должен обес­печивать взаимовыгодное решение вопроса об уровне такой цены КАК для покупающего, так и для продающего подразделения. Это, в свою очередь, предполагает достаточно высокую компетентность ру­ководителей подразделений.

 

По мере расширения внутрифирменных связей и совершенство­вания отношений купли-продажи между структурными подразделе­ниями предприятия трансфертное ценообразование будет приобре­тать все большее значение.

 

Литература

 

1. Полещук И.И. Терешина В.В. Ценообразование. Учебник / Под ред. И.И. Полещук. - Мн.: БГЭУ, 2001, с 118-144.

2. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное пособие - М.: 2-е изд. «Фелини», 1998, с. 167-194.

3. Герасименко В.В. Ценообразование: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009 с. 155-166, 285 - 293.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.