Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теории ценообразования



Лекция 1: ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1. Теории ценообразования.

2. Проблемы устойчивости рыночного равновесия.

3. Эластичность спроса и предложения и их определение.

4. Особенности ценообразования на различных типах рынка.

Теории ценообразования

Философов и экономистов всегда интересовал вопрос, что лежит в основе цены товара, который до сих пор вызывает споры у представителей различных теорий ценообразования.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Пети, Адам Смит и Давид Риккардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К.Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной основе стоимости. Согласно марксистской теории: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость – это воплощенные в товаре общественно-необходимые затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости, интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Отношение же стоимостей различных видов товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Согласно другой концепции, воплощенной в западной экономической теории «экономик» цена товара зависит в большей степени не от затрат производителя, а от оценки полезности таких затрат покупателем. Представители австрийской школы, в частности считали, что цена не имеет под собой никакой объективной основы (трудовая теория стоимости полностью отрицалась) и определяется субъективными представлениями потребителей о полезности товара.

В итоге спор сводится к следующему: что определяет цену товара – предложение (стоимость) или спрос (полезность).

Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность).

Так английский экономист Альфред Маршалл объясняя природу рыночных цен, опирался как на теорию трудовой стоимости, так и на положения теории предельной полезности. Рыночная цена по Маршаллу, это та максимальная цена спроса, которую готов уплатить потребитель, исходя из субъективной оценки полезности товара, и одновременно минимальная цена предложения, по которой продавец согласен продать товар, исходя из уровня издержек на его производство и определенной цели прибыли.

В связи с тем, что на отдельных этапах развития, реальные процессы перестали укладываться в концепцию «автоматической» самонастройки экономики, стали появляться и развиваться теории «регулируемого капитализма», «монетаризма». Так автор теории «регулируемого капитализма» ДЖ.М.Кейнс отверг вывод классической теории о свободном ценообразовании как главном инструменте достижения рыночного равновесия. Он утверждал, что равновесный совокупный спрос и равновесное совокупное предложение совместимы с такими негативными явлениями, как инфляция, безработица, падение производства, преодолеть которые можно только в результате целенаправленного государственного регулирования совокупного спроса. Основными способами увеличения спроса он рекомендовал налоговые льготы и субсидии производителям, прямые инвестиции государства и т.д.

Стагинфляционный характер рыночной экономики последних десятилетий послужил причиной появления новой концепции – «монетаризма», автором которой является американский экономист Милтон Фридман. Взамен кейнсианской теории «политики государственной экономики» предложена «политика сдерживания», суть которой заключается в целенаправленном ограничении прироста денежной массы.

М. Фридман утверждает, что главную роль в определении объемов производства товаров, услуг играют деньги, поскольку именно они влияют на уровень цен, ставку процента за кредиты и, в конечном счете, на уровень и темпы роста национального дохода, занятость населения. Политика сдерживания, направленная на уменьшение спроса, вызывает снижение инфляции и рост безработицы. Представление большей свободы повышает рост объемов производства, рост занятости, ослабление инфляционного роста цен.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.