Эластичность показывает, на сколько процентов изменилась данная величина в ответ на изменение другой на один процент.
Рассмотрим приведенные виды эластичности (рис.2) более подробно.
Эластичность спроса (ED) – это мера чувствительности величины спроса к изменениям какой-либо из детерминант спроса.
Эластичность спроса по цене (ED/P) показывает, насколько изменится объем спроса на товар при изменении цены на этот товар.
,
где DQ – изменение объема спроса; DP – изменение цены на продукции.
Пример. При цене товара, равной 20 тыс. р. за единицу, ежедневный спрос составлял 500 шт., при цене 18 тыс. р. за единицу спрос стал составлять 595 шт. в день.
Рассчитаем коэффициент ценовой эластичности по данному товару:
1. Изменение количества продаж (595:500*100-100 = 19%)
2. Изменение цены (18000:20000*100-100 = -10%)
3. ED/P=19:(-10) = -1,9 (спрос эластичный).
В зависимости от принимаемых значений ED/P спрос бывает (табл. 1):
1) эластичным, если процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса ½ED/P½>1;
2) неэластичным: процентное изменение объема спроса меньше процентного изменения цены 0<½ED/P½<1;