Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 2. Понятие опроса граждан и тактика его проведения.



Среди различных каналов получения оперативно значимой информации полицейскими наиболее важное значение имеет использование возможностей опроса граждан.

Опрос граждан- это специально проводимая сотрудниками полиции беседа с лицом, осведомлённым о фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес, в целях получения сведений, которые могут быть в дальнейшем использованы в интересах борьбы с преступностью. Опрос граждан не является процессуальным действием, его результаты не имеют доказательственного значения.

Опрос граждан необходимо отграничивать от допроса, т.к. между ними имеется определенное различие (допрос - действие процессуальное, является источником доказательств).

Полицейский может проводить опрос любого гражданина. Однако целесообразнее применять этот метод только в отношении тех лиц, о которых известно, что они располагают (или могут располагать) сведениями, представляющими оперативный интерес для полиции. Такие лица (источники информации) могут быть подразделены на две группы:

1) граждане, склонные к совершению преступлений или связанные с преступной средой;

2) граждане, не связанные с преступной средой.

Информация, полученная в результате опроса граждан, используется для предупреждения, предотвращения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников, а также лиц, пропавших без вести.

В результате проведения опроса граждан создаётся реальная возможность:

установления фактов подготовки или совершения преступлений;

выявление лиц, причастных с преступной деятельности;

установление места пребывания разыскиваемых лиц;

получения ориентирующих данных для обнаружения предусмотренных законом доказательств по уголовным делам;

проверки достоверности показаний обвиняемых, подозреваемых, потерпевших и свидетелей;

обнаружения мест укрытия имущества и ценностей, добытых преступным путём;

выявления различных категорий лиц, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел;

выявления причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению.

Опрос граждан имеет весьма важное значение для получения информации о латентных преступлениях, таких, как: изнасилование, мошенничество, вымогательство и т.д. Этому способствуют разные обстоятельства. Во-первых, потерпевшие нередко рассказывают о происшедшем в доверительных беседах своим родным и близким; во-вторых, окружающие тех, кто тщательно скрывает факт совершённого преступления, могут оказаться осведомлёнными о нём по внешним признакам поведения.

Общими условиями успешной тактики проведения опроса граждан являются:

обоснованный выбор намеченного для этой цели лица;

всесторонняя подготовка сотрудника полиции к его проведению;

правильный выбор и планирование тактических приёмов общения сотрудника милиции с опрашиваемым;

соблюдение законности.

Эти условия для тактики проведения опроса граждан сотрудником полиции, по-существу, приемлемы не всегда и зависят от того, имел ли он возможность заранее подготовиться к опросу или в силу внезапно возникших обстоятельств не имел для этого времени.

Перед опросом полицейский не всегда знает, кто конкретно может располагать сведениями, представляющими интерес по факту происшествия. Прежде всего, он должен опрашивать потерпевших (если они присутствуют на месте происшествия) и лиц, являющихся очевидцами. Именно они могут быстрее всего и достаточно подробно сообщить данные, характеризующие лиц, причастных к случившемуся, а также указать направление, в котором они скрылись.

В тех случаях, когда свидетели (очевидцы) неизвестны, полицейским до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы целесообразно опросить лиц, находящихся вблизи места происшествия (работников киосков, дворников и пр.), которые могут быть осведомлены о некоторых обстоятельствах, имеющих отношение к конкретному происшествию.

При таком опросе полицейский должен: сосредоточить свое внимание на получении исходных данных, позволяющих способствовать преследованию подозреваемых; помешать им спрятать незаконно приобретённое имущество; уничтожить следы преступления и т.д.

Важным условием эффективности опроса граждан на месте происшествия служит проведение его в обстановке, исключающей осведомлённость посторонних лиц о содержании полученных полицейским данных. С этой целью полицейский может отойти в сторону, уединиться с источником информации и не осуществлять опрос в близком присутствии окружающих.

Решая задачу проведения опроса, важно одновременно тщательно наблюдать за окружающей обстановкой, стараясь выявлять при этом граждан, пристально наблюдавших за происходящим, отличающихся излишним любопытством, ведущих себя нервозно, предлагающих свои услуги полицейскому и т.п. Практика показывает, что они могут представлять определённый оперативный интерес для сотрудников полиции как по факту конкретного происшествия, так и по другим обстоятельствам.

Кроме того, полицейский должен действовать так, чтобы опрашиваемое лицо не было поставлено под угрозу мести со стороны преступников или их связей, могущих оказаться среди тех, чьё внимание привлекло происшествие.

В общении полицейского с опрашиваемым важно выделить три основные стадии:

1) установление психологического контакта;

2) достижение цели опроса;

3) окончание опроса.

Под психологическим контактом в опросе следует понимать отношения между сотрудником полиции и опрашиваемым, которые характеризуются желанием и готовностью опрашиваемого участвовать в общении с сотрудником милиции.

Установление контакта – необходимое условие эффективного опроса. Однако психологический контакт – не самоцель, на его основе должны быть получены нужные сведения, т.е. достигнута цель опроса.

Процесс достижения цели опроса состоит из этапов:

информирование опрашиваемого о цели опроса;

создание у опрашиваемого желания сообщить необходимые сведения;

переключение разговора на конкретные, интересующие полицейского события;

преодоление, при необходимости, противодействия опрашиваемого.

Завершать разговор по возможности нужно постепенно, тактично. Не рекомендуется резко обрывать разговор, даже если цель его уже достигнута и нужные сведения уже получены. Это может вызвать отрицательное отношение к состоявшейся беседе, что затруднит дальнейшее общение с данным человеком.

Вопрос № 3. Выявление по приметам путём личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста), находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц. Документирование информации, полученной в ходе проведения личного сыска и разведывательного опроса.

Во время проверки документов у граждан, нарушающих общественный порядок, при доставлении правонарушителей и т.д., полицейский должен внимательно пропускать через свой собственный «фильтр» лиц, вызывающих у него подозрения на предмет их причастности к совершению преступления.

Здесь важное значение имеет профессиональная память, объём которой и скорость запоминания необходимо постоянно тренировать.

Умелое использование элементов личного сыска в повседневной деятельности полицейских невозможно без знания тактики распознания лица, причастного к совершению определённого вида преступления, по его поведению.

Для распознания лица, причастного к преступлению, по уловкам, которыми обычно пользуются преступники, полицейскому необходимо:

хорошо знать уловки воров, грабителей, разбойников, мошенников, угонщиков автотранспорта;

знать наиболее вероятные места применения различными преступниками уловок;

уметь безошибочно отличать уловки преступников от похожих действий других лиц;

уметь убедиться в правильности своего подозрения, вызванного замеченной уловкой.

Занимаясь личным сыском в специальных поисковых группах, полицейские при выявлении преступников по их поведению особое внимание обращают на изучение деталей поведения. Это помогает им в принятии правильного решения на задержание конкретного лица, способствует повышению профессионализма.

Если наблюдаемый объект воспользовался транспортом, а сложившиеся обстоятельства не позволяют сотруднику полиции продолжить наблюдение, он должен зафиксировать основные данные использованных транспортных средств (государственный номер, марка, цвет, направление движения). Это позволит установить водителя и опросить по интересующим органы полиции вопросам.

Занимаясь личным сыском, необходимо владеть навыками идентификации человека по признакам внешности с использованием методики словесного портрета, которая подразделяется на тактику выявления и тактику распознания.

Распознание, как правило, начинается с фиксации взгляда полицейского на облике и внешнем виде граждан, находящихся в поле его зрения. Зафиксировав свой взгляд, полицейский начинает мысленно производить сравнение отложившихся в памяти образов разыскиваемых преступников, их отличительных признаков с приметами граждан, находящихся в зоне поиска. Сличение осуществляется по анатомическим и функциональным признакам.

К анатомическим признакамотносятся пол и возраст, рост (низкий, средний, высокий); общее телосложение (плотное, среднее, слабое); голова (волосы, лицо, лоб, брови, глаза, нос, рот, зубы, подбородок, ушные раковины, морщины); спина; конечности.

К функциональнымпризнакам относятся: осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь (использование жаргона, инвективной лексики, характерных выражений, акцент); способы выполнения определённых действий (манера прикуривать; держать и тушить папиросу, поправлять причёску, смеяться, выражать восторг); особые приметы и броские признаки; одежда и личные предметы.

Нередко распознавание лица, представляющего оперативный интерес, происходит по таким признакам, как: неопрятный вид, грязная одежда, стоптанная обувь. Наличие несоответствия в сочетании одежды и другие признаки внешности с определённой достоверностью являются носителями информации, проверка которой зачастую заканчивается выявлением лица, относящегося к категории граждан с противоправным поведением.

Следует также обращать внимание на лиц, у которых одежда явно не соответствует комплекции, сезону и т.п., и проверять их.

Эффективное использование результатов опроса граждан в борьбе с преступностью предполагает их обязательное и правильное документальное оформление.

По окончании беседы от опрошенного может быть отобрано объяснение, с изложением полученной информации. Когда лицо, сообщившее сотруднику полиции представляющие значительный оперативный интерес данные, не желает писать какие-либо объяснения и просит в дальнейшем не упоминать источник получения информации, сотрудник полиции о проведённом опросе пишет рапорт на имя начальника органа. Рапорт пишется в произвольной форме, но с обязательной фиксацией полученной в ходе опроса информации. Могут быть отражены и личные впечатления полицейского о поведении опрашиваемого лица, указаны иные обстоятельства имеющие важный характер.

Результаты опроса могут быть также отражены в справке, составленной сотрудником полиции, проводившим опрос, с приложением объяснения опрошенного (при наличии такового).

Результаты личного сыска отражаются в рапорте на имя начальникаоргана внутренних дел.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.