Физическая сила - не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника полиции, направленные против отдельных лиц либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц или, в случае их противоправного бездействия, самостоятельного исполнения сотрудником полиции своего законного требования.
Статья 20Федерального закона « О полиции» - Применение физической силы.
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Статья 44 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» - Применение физической силы в местах содержания под стражей.
Физическая сила в местах содержания под стражей может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого для пресечения совершаемого им правонарушения или преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей, если ненасильственные способы не обеспечивают прекращения правонарушения либо выполнения законных требований.
Конкретные формы применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты.
Боевые приёмы борьбы, как разновидность физической силы, применяемой сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя – боксу, самбо, дзюдо и т.п., либо не входить ни в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приёмов, была соразмерной характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого противодействия, т.е. не была чрезмерной в конкретной ситуации.
Практические рекомендации по применению сотрудниками полиции физической силы для пресечения преступлений и правонарушений, задержания лиц, их совершивших содержаться в приказе МВД РФ от 13 ноября 2012 года №1025 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в ОВД РФ».
Первое основание применения физической силы - пресечение преступлений и административных правонарушений- не следует трактовать буквально.
Применение физической силы для пресечения преступлений и административных правонарушений, которые совершаются путем невыполнения юридически обязательных для данных субъектов действий (например: уклонение от налогов; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов) недопустимо. Таким образом, применение физической силы правомерно лишь для пресечения преступлений и административных правонарушений, которые совершаются путем действия.
Второе основание (цель) применения физической силы –для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
В этом случае речь идет о фактическом задержании и доставлении в ОВД лиц:
1) застигнутых сотрудником полиции при совершении преступления или административного правонарушения, либо в отношении которых имеются достаточные данные полагать, что они совершили преступление или административное правонарушение;
2) доставляемых в полицию по подозрению в совершении административного правонарушения в целях составления протокола при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным;
3) доставляемых в полицию по подозрению в совершении преступлений при наличии одного из следующих оснований:
а) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
в) когда на подозреваемом или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
г) при наличии иных сведений, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в милицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность;
4) находящихся в розыске в связи с их противоправной деятельностью;
5) подлежащих задержанию в порядке исполнения решений суда, прокурора, следователя или органа дознания;
6) подлежащих приводу в полицию или иные учреждения в порядке производства по уголовным делам или делам об административных правонарушениях.
В случае, когда есть основания опасаться, что задержанный во время доставления в полицию может совершить нападение на сотрудника полиции, причинить вред себе или попытаться скрыться, доставлять такое лицо, пусть и не оказывающее пока противодействия, целесообразно в средствах ограничения подвижности и (или) с использованием специальных способов сопровождения (болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п.) без причинения при этом телесных повреждений.