Вопрос № 3. Взаимодействие нарядов полиции со специализированными подразделениями полиции по делам несовершеннолетних ОВД. Порядок оформления результатов служебной деятельности.
Одной из ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел, является организация работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Поэтому крайне необходимо всемерно улучшать взаимодействие нарядов полициис иными подразделениями ОВД, занимающимися предупреждением детской безнадзорности и профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Взаимодействие может выражаться в обмене информацией, относящейся к антиобщественному поведению подростков, совместной оценке информации, относящейся к данной сфере, участием нарядов полиции в совместных рейдах с подразделением по делам несовершеннолетних с посещением неблагополучных семей и т.д. Это может быть информация о лицах, совершающих правонарушения, о родителях, негативно влияющих на своих детей, о местах сбора несовершеннолетних правонарушителей, о лидерах в группах, о видах совершаемых правонарушений и т.п.
В соответствии с п. 9.3 Приказа МВД РФ № 19 от 17.01.2006 года«О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» сотрудники ППСП выявляют заблудившихся детей и подростков, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также несовершеннолетних правонарушителей, в том числе, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях доставляют таких лиц в дежурную часть органа внутренних дел или в подразделения по делам несовершеннолетних (если они находятся вне помещения горрайоргана внутренних дел). В соответствии сст. 21 п.2 п.п.1 Федерального закона № 120 –ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние могут содержаться в ОВД не более 3-х часов.
Результаты служебной деятельности патрульного (постового), в том числе и о доставлении несовершеннолетнего в дежурную часть, выявлении неблагополучных семей, имеющих несовершеннолетних детей, о выявленных притонах докладываются в рапорте на имя начальника ОВД.
Патрульный (постовой) может оформить протокол об административном правонарушении, отобрать объяснение свидетеля, потерпевшего, очевидца и других лиц, а при проведении досмотров, изъятии вещей и предметов оформить соответствующие протоколы.
Также полученную информацию патрульный может оформить справкой.
На ЦВСНП (центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) возлагаются задачи по предупреждению правонарушений среди подростков и оказанию необходимого воспитательного воздействия на них.
Правовой основой их деятельности является Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказ МВД России от 02 апреля 2004 года № 215 «О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел».
Согласно требованиям статьи 22 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 года ЦВСНП органов внутренних дел: 1) обеспечивают круглосуточный приём и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; 2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения; 3) доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях. В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние: 1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; 2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; 3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; 4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удалённости места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение трёх часов; 5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удалённости места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение трёх часов; 6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удалённости места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение трёх часов.
Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются:
1) приговор суда или постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, указанных в пункте 1;
2) постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, указанных в пунктах 2 - 6.
Несовершеннолетние, указанные в пунктах 3 - 6, могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления начальника районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте либо его заместителя начальника милиции общественной безопасности или оперативного дежурного соответствующего органа внутренних дел. Материалы на указанных несовершеннолетних представляются судье для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних.
Начальник центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел или его заместитель незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа уведомляет прокурора по месту нахождения этого центра о помещении в него несовершеннолетнего.
Несовершеннолетние могут находиться в ЦВСНП в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток. Ответственность за нарушение срока содержания несовершеннолетних в ЦВСНП органа внутренних дел возлагается на должностных лиц органов и учреждений, по вине которых было допущено указанное нарушение.