Дежурная смена в течение дежурных суток обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные об её изменениях, докладывать о них начальнику ОВД с предложениями о мерах реагирования, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые решения, отдавать соответствующие распоряжения нарядам, с последующим докладом начальнику ОВД.
Дежурная смена обязана:
1. Постоянно поддерживать связь со служебными нарядами и дежурными частями подразделений ОВД.
2. Доводить до них сведения об обстановке, решения начальника ОВД.
3. Осуществлять контроль за выполнением поставленных задач.
4. Обмениваться информацией с дежурными частями других ОВД, аварийными, спасательными, санитарно-эпидемиологическими службами, метеослужбами, диспетчерскими службами транспортных организаций, городской телефонной связи, инкассации, скорой помощи и другими.
5. Наносить данные об обстановке на рабочие карты, схемы, планы.
6. Вести в установленном порядке автоматизированный банк данных об оперативной обстановке.
7. Вести Журнал контроля радиационно-химической, биологической и экологической обстановки на территории, обслуживаемой ОВД.
8. Направлять сведения в розыскные и криминалистические учеты, а при наличии технических средств связи проводить пополнение АБД информационного центра и экспертно-криминалистического подразделения.
9. Использовать оперативно-поисковые картотеки.
В процессе службы оперативный дежурный организует непрерывное управление всеми силами и средствами, задействованными по плану комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка (единой дислокации), своевременно передаёт нарядам полиции сведения о вновь совершённых преступлениях, приметах разыскиваемых преступников и похищенного имущества и другую оперативную информацию, а такжеосуществляетпостоянный контроль за несением ими службы.
Группа немедленного реагирования (далее ГНР) - наряд органов внутренних дел, создаваемый в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принимающий безотлагательные меры для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемый как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке - временно.
По окончании несения службы нарядами, оперативный дежурныйв присутствии командиров строевых подразделений, принимает от сотрудников служебные документы, вооружение, снаряжение, средства связи и индивидуальной защиты, специальные средства, полученные при заступлении на службу, проверяет их комплектность и исправность. При недостаче выданного имущества незамедлительно принимаются меры к их возвращению или розыску, о недостаче имущества оперативный дежурный докладывает начальнику органа внутренних дел и в дальнейшем действует по его указанию.
Если наряд (постовой, патрульный, конвой) по окончании службы не прибыл в дежурную часть органа внутренних дел, оперативный дежурный немедленно докладывает об этом руководителям органа и действует в соответствии с полученными указаниями. В случае их отсутствия, направляет в район несения службы непосредственного начальника (командира) либо лицо, исполняющее его обязанности, для выяснения причин случившегося и организации розыска. При необходимости, оперативный дежурный привлекает к розыску других сотрудников органов внутренних дел. О случившемся, принятых мерах и результатах розыска оперативный дежурный докладывает начальнику органа внутренних дел и в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.
Комплексное использование сил и средств включает в себя рациональную и обоснованную расстановку патрульно – постовых нарядов полиции, нарядов ГИБДД, ОВО при ОВД в соответствии с реально складывающейся оперативной обстановкой в регионе (районе, обслуживаемой территории). С этой целью в каждом органе внутренних дел:
1. Разрабатывается План комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности – Единая дислокация.
2. Для организации работы патрульно – постовых нарядов начальником ОВД принимается решение и оформляется: на текущие сутки – постовой ведомостью; на выполнение конкретной задачи – отдельным планом.
План единой дислокации разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает в себя:
1. Схему района, города, транспортного участка;
2. Оценку оперативной обстановки;
3. Обязательные нормы выставления личного состава и транспортных средств;
4. Перечень постов и маршрутов патрулирования, в том числе дополнительных, подлежащих закрытию в период усиления охраны общественного порядка;
5. Виды нарядов;
6. Порядок взаимодействия и связи между ними.
План комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка на территории города, района – Единая дислокация - разрабатывается не реже двух раз в год с последующей корректировкой по мере необходимости.
Основными документами, необходимыми для обеспечения деятельности дежурной части ОВД являются:
1. Книга приёма и сдачи дежурства.
2. Книга учёта сообщений о происшествиях.
3. Тетрадь для записей оперативного дежурного.
4. Книга учёта выдачи вооружения и боеприпасов.
5. Книга учёта лиц, доставленных в дежурную часть ОВД.
6. Книга учёта выдачи специальных средств, средств связи, оперативной и криминалистической техники.
7. План комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка.
8. Книга постовых ведомостей.
9. Журнал учёта входящих телефонограмм, телеграмм.
10. Журнал учёта исходящих телефонограмм, телеграмм.
11. Журнал учёта принятых и переданных факсограммм.
12. Журнал учёта найденных, изъятых, сданных предметов и вещей (транспортных средств, домашних животных), принадлежность которых не установлена.
13. Книга учёта лиц, содержащихся в ИВС.
14 Типовые оперативные планы на случаи возникновения чрезвычайных ситуаций.
15. Книга замечаний и предложений проверяющих.
Вопрос № 8. Правовые основы и общие положения о порядке приёма, регистрации, учёта и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и правонарушениях. Порядок приёма информации в органах внутренних дел. Порядок и организация приёма граждан в органах внутренних дел.
Порядок приёма, регистрации, учёта и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и правонарушениях регламентирован приказом МВД РФ от 01 марта 2013 г. № 140 «Об утверждении административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приёму, регистрации и разрешению в органах МФД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».
Поступающие сообщения о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел.
Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи.
Для приема сообщений в электронной форме, поступивших по информационным системам общего пользования (далее «Интернет - сообщения»), применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с сообщениями о происшествиях.
Интернет-сообщение распечатывается, дальнейшая работа с ним ведется как с письменным сообщением в порядке, установленном Инструкцией.
Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства и режима (далее «секретариат») органов внутренних дел по почте, нарочным, по телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации.
Сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем.
Вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом Российской Федерации "О полиции" и Административным регламентом, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
Подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее «ГИБДД» или «Госавтоинспекция») передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел поступившие в подразделения Госавтоинспекции сообщения о ДТП с пострадавшими (вне зависимости от степени тяжести причиненного вреда здоровью), сообщения, которые требуют проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, а также информацию о принятых по ним решениях и мерах реагирования.
Подразделения вневедомственной охраны незамедлительно передают в дежурные части соответствующих органов внутренних дел сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации, поступившие с особо важных объектов, объектов повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектов, подлежащих государственной охране. Сообщения о срабатывании сигнализации на иных охраняемых объектах подлежат регистрации в КУСП, если в результате реагирования на сигнал "тревога" выявлены признаки административного либо уголовного правонарушения.
Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с ч. 4 ст.141 уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации (далее «УПК РФ»).
Анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации в КУСП передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.
Поступившие по почте анонимные заявления о признаках совершенного или готовящегося террористического акта регистрируются в КУСП.
При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия (в журнале учета обращений по телефону доверия указываются: номер сообщения, сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество), адрес и контактный телефон абонента, содержание информации, данные сотрудника, получившего сообщение, дата направления рапорта в дежурную часть, дата и номер регистрации в КУСП, результаты рассмотрения), рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП, докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении.