Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы и методы производственного обучения.



Организация обучения нуждается в более подробном рас­смотрении.

Форма обучения— способ организации и проведения заня­тий, в рамках которых протекает учебный процесс, и достигают­ся поставленные цели обучения.

На практике выделяют следующие формы обучения:

• объяснение — лекции, семинары, самостоятельная рабо­та;

• отработка — практические и лабораторные занятия, тренажи, самостоятельная работа;

• контроль — контрольные занятия, зачеты, экзамены. К основным методам объяснения относятся:

1) сообщение готового знания посредством рассказа, показа, демонстрации;

2) сообщение общих знаний и организация самостоятельного выбора конкретных способов работы;

3) организация самостоятельного поиска учащимися знаний об усеваемых действиях при косвенном управлении поиском со стороны преподавателя.

Отработка предусматривает следующие методы:

1) отработку путем произвольного, непосредственного заучи­вания знаний, необходимых для выполнения действий, с после­дующими упражнениями на их выполнение. Это может быть заучивание отличительных признаков объектов управления, сиг­налов, предписаний к действиям и т. п.;

2) отработку в упражнениях без предварительного заучивания;

3) отработку путем опосредованного заучивания знаний, не­обходимых при выполнении действий, с последующими упраж­нениями. Такими средствами могут быть приемы анализа; клас­сификации, систематизации содержания или искусственные мнемотехнические приемы.

Методы контроля обученности умениям и навыкам состоят в предъявлении задания на выполнение действий или приемов операции, фиксацию характеристик этих действий и сопостав­ление их с заданными в цели обучения.

К таким характеристи­кам относятся правильность, скорость, точность, надежность, степень напряженности и др. Контроль обученности проводит­ся для выявления исходного ее уровня у учащихся, присту­пающих к обучению, для слежения за ходом усвоения в про­цессе обучения и для установления запланированного уровня усвоения действий. Результаты контроля уровня овладения действиями должны выражаться показателями, которые заданы в цели обучения.

С психофизиологической точки зрения можно выделить сле­дующие методы обучения:

1) самообучение,когда овладение специальностью достигает­ся путем подражания, преодоления ошибок и удачных проб. Этот метод малоэкономичен, но он побуждает учащихся к твор­ческим исканиям и именно благодаря этому у работника выра­батывается свой «почерк»;

2) предметный метод обучения.Здесь обучение идет путем по­становки перед обучающимися задачи, изготовления какого-либо изделия, сначала простого, а потом все более сложного;

3) комплексный метод обучения.Обучение по этому методу можно разделить на два этапа: 1 этап заключается в усвоении навыков, необходимых для данной профессии и учащиеся здесь выполняют работу для того, чтобы овладеть приемами и опера­циями; 2 этап направлен на постепенное освоение комплексных работ возрастающей сложности с достижением как количествен­ных, так и качественных показателей.

На каждом этапе процесса обучении заранее готовится сис­тема заданий, с помощью которых будут осуществляться указан­ные формы процесса обучения. В качестве таких заданий могут применяться вопросы по содержанию усваиваемых действий, задачи на понимание отличительных признаков особенностей предметов, средств и результатов действия, связей операций в действии и т.п. Задания для отработки действий обеспечивают возможность доведения владения ими до необходимого уровне по всем показателям.

Большая роль при обучении отводится выработке навыка. Овладение навыком и специальностью является сложным про­цессом формирования личности работника, в течение которого возникают новые и получают развитие старые интересы, идеалы, меняются цели его деятельности. Вместе с тем формирование навыков является основой овладения специальностью и мастер­ством.

Как и упражнение, выработка навыков имеет целый ряд эта­пов. Различают навыки двигательные, мыслительные и сенсор­ные. Первоначально идет осмысление навыка, сознательное, но неумелое выполнение операции, затем его автоматизация. В ре­зультате работник показывает точное, экономное и устойчивое выполнение приемов и движений, которые становятся средством выполнения более сложных приемов, выполняемых под контро­лем сознания.

В процессе овладения профессиональным мастерством выра­батываются многие навыки, которые как бы накладываются один на другой, образуя сложное взаимодействие. При этом взаимодействие может быть положительным, когда ранее выра­ботанный навык способствует формированию нового, которое называется переносом навыков. Но это взаимодействие может быть и отрицательным, когда старые навыки мешают формированию новых, или наоборот, когда формирование новых приво­дит к разрушению старых навыков. Это отрицательное взаимо­действие называется интерференцией навыков.

Перенос навыка — явление, свидетельствующее о пластич­ности навыков. Взаимодействие навыков, их пластичность и гибкость являются непременным условием формирования уме­ния, которое опирается не только на навыки, но и на знания. Выработка навыка требует и соответствующей тренировки. Под тренировкой следует понимать процесс функционального со­вершенствования организма человека с целью приспособления его к повышенным требованиям деятельности путем системати­ческого упражнения с возрастающей сложностью выполняемой работы.

К средствам объяснения материала относятся схемы, фото­графии; микрофильмы с проекционной аппаратурой индивиду­ального пользования, диафильмы (плакаты) с озвученным со­провождением, учебные фильмы, телевидеозаписи с индивиду­альным и коллективным экраном, разнообразные модели управ­ляемых технических систем, воспроизводящие и имитирующие с разной степенью приближения их характеристики.

К средствам отработки действий относятся различные моде­ли систем. Чем больше степень приближения модели к реаль­ным условиям выполнения отдельных действий, тем качествен­нее модель технической системы как средства обучения.

К средствам контроля знаний учащихся относятся задания на выполнение усваиваемых действий (сенсомоторных, перцептив­ных, решения задач); регистрация требуемых параметров действий; обработка показателей параметров действий; получение итоговых интегральных данных о качестве выполнения действий на данном этапе отработки. Средства проведения контроля по­зволяют диагностировать причины ошибок и помогают контро­лировать состояние среды и учащихся.

46Охрана труда — это система законодательных актов и соответ­ствующих им социально-экономических, технических, гигиениче­ских и организационных мероприятий, обеспечивающих безопас­ность трудовой деятельности, сохранение здоровья и работоспособ­ности человека. Она исследует влияние окружающей среды и средств производства на организм человека с целью разработки профилактических мероприятий по предупреждению травматиз­ма, профессиональных заболеваний и отравлений.

Охрана труда и эргономика выявляют и изучают возможные при­чины производственных травм, профессиональных заболеваний, ава­рий, взрывов, пожаров и разрабатывают систему мероприятий и тре­бований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий трудовой деятельности.

Главным объектом эргономики и охраны труда является че­ловек в процессе трудовой деятельности, поэтому при разработ­ке мероприятий по учету человеческого фактора в системе «человек-машина-среда», используются результаты исследова­ний множества научных дисциплин.

Обеспечение высокой производительности и безопасных ус­ловий эксплуатации оборудования основано на инженерных ре­шениях технических наук.

Исключение вредного воздействия на организм человека факторов производственной среды достигается на базе исследо­ваний медицинских и биологических наук (гигиена труда, про­мышленная токсикология и так далее).

Рационализация трудовой деятельности, повышение произ­водительности, рост культурного уровня работающих, увеличе­ние работоспособности и общего периода трудовой деятельности основано на результатах научной организации труда.

Создание рациональных условий труда, быта и отдыха обес­печивается достижениями теории и практики художественного конструирования и технической эстетики.

Методологической основой эргономики и охраны труда яв­ляется научный анализ условий труда, технологических и произ­водственных процессов, производственного оборудования, при­меняемых и получаемых материалов и веществ с точки зрения возможного возникновения опасных и вредных производствен­ных факторов, приводящих к травматизму и профессиональным заболеваниям.

Проблему травматизма, аварийности и профессиональных заболеваний невозможно решить только инженерными метода­ми. Часто причиной травматизма служат не сложные условия труда, а опасные действия рабочих и специалистов из-за их низ­кой квалификации, утомления, снижения реакции. В этой си­туации проблемы эргономики и охраны труда объединены и от­сутствуют четкие границы разделения требований по эргономи­ке и охране труда. Анализ причин роста травматизма свидетель­ствует, что развитие научно-технического прогресса и техники опережает разработку психологических мероприятий и предположений по защите человека от опасных и вредных воздействий производственной обстановки.

В этом случае научным методом решения проблем охраны труда и эргономики является системный подход, основанный на системном анализе, представляющем комплекс специальных процедур и методов, позволяющих расчленять сложные пробле­мы на более мелкие задачи, которые легко поддаются решению и решаются с большей легкостью и достоверностью при значи­тельно сниженных затратах. Окончательный вывод при этом подходе принимается после объединения частных решений в единое целое с учетом их взаимосвязи.

Наиболее существенным в системном подходе является воз­можность организовать управление охраной труда на производ­стве аналогично управлению таким же объектом инженерного проектирования, как и технологический процесс, операция, оборудование.

Системный подход позволяет сформулировать конкретные задачи проблемы охраны труда, включающие всю совокупность элементов и факторов, оказывающих существенное влияние на повышение безопасности человека в условиях производства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.