Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Профессиональные признаки трудовой деятельности



Все многообразия трудовой деятельности человека носят разный характер, который обусловлен специфическими для ка­ждой профессии предметами и орудиями труда, а также трудо­выми задачами. Среди профессионально важных признаков тру­довой деятельности можно выделить психологические особенно­сти сенсорной, мыслительной, сенсомоторной деятельности, внимание, память, эмоционально-волевую сферу, особенности личности.

Сенсорная деятельностьв разных видах труда может отли­чаться по нагрузке на тот или иной анализатор: зрительный, слуховой, кожный, мышечно-суставный и другие, а также на комплекс анализаторов. Есть профессии, где ведущим является слуховой анализатор, осязание. Есть виды труда, в которых до­вольно большую роль играют обоняние и вкус. Кроме анализа­тора, следует иметь в виду особенности характера самого вос­приятия.

Профессиональные особенности мыслительной деятельности являются обязательными компонентами любого труда. Мышле­ниекак профессионально важный признак выделяют в тех про­фессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от обстановки. Научно-технический прогресс, автоматизация и ме­ханизация все время повышают требования к мышлению. Во многих видах деятельности трудно отделить физический и умст­венный труд. Так, в целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место так называемое наглядно-действенное мышление, но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается.Сенсорномоторная деятельностьвызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется также этим компонентом. По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в кото­рых моторный компонент действия носит очень простои харак­тер, а именно: в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести простые ручные действия — поворот рычажка, нажатие на кнопку и др. В ряде профессий важную роль играет скорость реакции, т. е. действие само по себе простое, но все должно реализоваться достаточно быстро.

Внимание,которое осуществляет функцию контроля деятель­ности, неотделимо от восприятия и от мышления, оно обяза­тельно присутствует в любой деятельности. В разных професси­ях отдельные свойства внимания имеют разные значения. Есть профессии, в которых требуется длительное, в течение всего ра­бочего дня, устойчивое внимание на одном или даже на не­скольких объектах и периодическая его концентрация. Есть профессии, которые требуют исключительно широкого распре­деления внимания и его переключения, или поочередного концентрирования и распределения внимания.

Памятьнужна всегда, независимо от видов труда. Речь идет о профессионально важном признаке памяти для всех видов труда. Суть заключается в том, что большая нагрузка на память требу­ется при обучении данному виду труда, когда еще не сформиро­вались профессиональные навыки, но после сформирования ос­новных навыков нагрузка на память снижается. Есть профессии, где кратковременная или оперативная память являются наибо­лее важными в профессиональном признаке.

Эмоционально-волевая сфераприсутствует в любой трудовой деятельности.

Любая трудовая деятельность вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. Это связано с мотива­ми, потребностями человека, с интересами к работе. Это так называемые общие эмоции в труде. Они могут быть и положи­тельными, и отрицательными. Положительные эмоции — это, например, удовлетворение своим трудом, чувство выполненного долга. Отрицательные эмоции возникают, прежде всего, в тех случаях, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Также следует учитывать и специфические эмоции, кото­рые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятель­ностью. Эти эмоции вызываются в первую очередь как профес­сионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Пер­вая подгруппа — это те эмоции, которые связывают взаимоот­ношения людей с коллективом в процессе данного коллектив­ного вида труда. Вторая подгруппа профессиональных эмоций — это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Эмоции второй подгруппы связаны, прежде всего, с теми профессиями, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии. В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требования к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительно­сти и др.

Наряду с профессионально важными признаками обращают внимание на индивидуальные особенности человека, на индиви­дуальный стиль его работы как один из способов адаптации че­ловека к профессии.

Настоящая компетентность вырабатывается лишь спустя го­ды практического опыта. Посещение кратких курсов, цеховых сборов, симпозиумов и профессиональных собраний, а также самообразование — все это помогает профессионалу повышать уровень знаний, поддерживать хорошее владение навыками, ко­торыми он уже обладает.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.