Рассмотрим более детально различные стороны трудовой деятельности человека, разнообразные признаки труда и его сущность с различных точек зрения.
Труд — это особая система, состоящая из трех компонентов: предметы труда, средства труда и люди как субъекты труда, преобразующие в процессе труда предметы в продукты с помощью средств труда.
Средства труда— вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда, и которые служат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ.
К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае отсутствия соответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника и т. д. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, от финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, от инвестиционной активности предприятия.
Рабочее место может быть индивидуальным или коллективным, но в любом случае его размеры, сенсомоторные зоны должны соответствовать известным эргономическим нормативам. Большую роль играют методические рекомендации по рациональной организации рабочего места, оформленные в виде карт организации труда.
Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и, прежде всего, на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.
Условия труда в широком смысле слова — это уровень технического оснащения производства, характер технологических процессов, действующий режим труда и отдыха, социально-психологический климат в трудовом коллективе, эстетическая обстановка на производстве, а также условия труда в традиционном их понимании, т. е. особенности и общее состояние производственных помещений, санитарно-гигиеническая обстановка, профессиональная опасность труда, наличие работ, выполняемых в неблагоприятных условиях.
Различают социально-экономические и производственные условия труда.
Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т. д.).
Производственные условия труда — это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.
В соответствии с классификацией НИИ труда все элементы, составляющие понятие условий труда, объединяются в четыре группы:
• санитарно-гигиенические, в том числе микроклимат, природно-климатические условия, освещение и т. д. Они тесно связаны с особенностями применяемой техники и технологии, с организацией труда;
• психофизиологические элементы, зависящие от особенностей трудового процесса и определяющиеся величиной затрат нервной и мускульной энергии человека;
• эстетические, формирующие у работника отношение к условиям труда, к производственной обстановке и влияющие на энергозатраты в процессе труда;
• социально-психологические, в числе которых социально-психологический климат в коллективе, состояние дисциплины труда, стиль руководства, особенности стимулирования труда.
Орудия труда, рабочее место и условия труда должны быть предметом интереса и исследований менеджеров, специалистов, т. к. от этого зависит успех фирмы, а также состояние (здоровье, квалификация, заинтересованность) работников.
Предмет труда — это вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей. Если они образуют материальную основу продукта, то называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то — вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, то изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т. е. материальные ресурсы, научные знания, человеческое общество и т. д.
В условиях научно-технического прогресса создаются новые, отсутствующие в природе материалы с заранее заданными свойствами. Кроме того, основой эффективности производства может служить снижение материалоемкости продукции.
Требования к предмету труда связаны не только с производственно-техническими характеристиками материалов для недопущения брака, некачественной продукции, но и с необходимостью обеспечения безопасных условий труда для работников, с исключением негативных экологических последствий.
Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.
Огромная роль принадлежит социальным и индивидуально-психологическим особенностям трудового коллектива и его членов. К числу социальных особенностей относятся потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и ожидания, межличностные отношения, в том числе формальные и неформальные, социально-психологический климат в коллективе, уровень профессиональной подготовленности и т. д.
Индивидуально-психологические особенности отдельных работников — это личные потребности, личные мотивы, уровень индивидуальной квалификации, конкретные профессиональные знания и умения, навыки, психологические и физиологические личностные качества. Эти индивидуальные особенности должны обязательно соотноситься с коллективными.
Происходящая в результате научно-технического прогресса автоматизация не подчинила человека технике, не отобрала у него активной роли в современном производстве. Цена работника в прямом и переносном смысле растет быстрее, нежели цена техники. Это объясняется тем, что темпы смены поколений техники сейчас опережают темпы смены поколений работников. Оборудование морально устаревает и заменяется новым, человек остается и должен обладать качествами, необходимыми для освоения нового поколения оборудования. Поэтому затраты на подготовку работника, в том числе на его образование, не только соизмеримы, но на процветающих фирмах западных стран превышают стоимость производственных фондов. Человек труда является богатством общества не только в социальном измерении, но и в экономическом. При этом возрастает необходимость адаптации человека и средств производства