Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предметы и задачи эргономики



Вопросы эргономики в последние годы приобрели большое зна­чение и в некоторой степени стали определяющими в развитии техники и особенно при конструировании, производстве и экс­плуатации машин и сложных систем управления. Это связано с тем, что в условиях бурного развития научно-технического прогресса и появления новой техники трудовая деятельность человека становится все более сложной и напряженной. По дан­ным статистики надежность выполнения человеком-оператором все более усложняющихся функций уменьшается, поэтому уве­личение надежности технической части системы теряет смысл, так как надежность всей системы «человек-машина» лимитиру­ется также надежностью человека.

Изменения условий трудовой деятельности, за которыми не поспевает биологическая перестройка организма человека, обу­словливают возникновение целого ряда негативных явлений. Работая иногда на пределе психофизиологических возможностей и в неблагоприятной производственной среде, человек допускает ошибки, «цена» которых в современном производстве резко воз­росла. В большинстве случаев действия операторов указываются неправильными не из-за низкой их квалификации, а по причи­не несоответствия конструктивных особенностей техники воз­можностям человека.

По имеющимся данным на долю человеческого фактора сей­час приходится от 40 до 70% всех отказов технически сложных систем. В соответствии с мировой статистикой 80% катастроф на автомобильном транспорте происходят в результате оши­бок, называемых логическими и моральными. О высоких на­грузках на психику и общее состояние операторов сложных сис­тем свидетельствуют такие данные. При движении в автомобильном потоке с большой интенсивностью движения у водителя большегрузного автомобиля частота переноса взгляда на внешних участников движения, контроля за ними колеблется от 150 до 300 в мин. В эту частоту входит работа с зеркалами заднего вида. Длительность фиксации взгляда на каждом приборе составляет 0,7 с; приходится со­вершать руками около 30-60 движений в мин. В результате — пульс во время движения доходит до 150 ударов в мин, кровяное давление 200 мм рт. ст.

Из приведенных примеров видно, что как бы ни была со­вершенна техника, ее эффективное и безопасное применение в конечном итоге зависит от того, насколько полно согласованы конструктивные параметры с оптимальными условиями работы человека, с его психофизиологическими возможностями и осо­бенностями. Поэтому и возникает необходимость изучения ра­боты машин (систем) и деятельности операторов в едином ком­плексе «человек-техника-среда».

Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой дея­тельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности.Из этого определения видно, что предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а объектом исследования — система «человек-техника-среда».

Для эргономики большое значение имеет проблема взаимо­связи ее со сложными науками. Схематично эти связи можноизобразить следующим образом

Возникновению и развитию эргономики по­служили проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии на современном этапе развития экономики и оказавшиеся неразрешимыми средствами только технических и медицинских наук. Необходимо было согласовать рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, органи­зации труда, дизайна и объединить их в общую систему требо­ваний к содержанию и характеру труда в системе «человек-техника-среда».

Первой проблемой является недостаточная эффективность системы, которая часто оказывается ниже расчетной, ожидаемой. Это связано со многими причинами, например, с несогла­сованностью параметров оборудования и возможностей человека работать в условиях дефицита времени и информации, мощного воздействия внешних факторов и др.

Второй проблемой является факт роста травматизма лю­дей, взаимодействующих с техническими системами на произ­водстве, транспорте и в быту. Анализ причин травматизма пока­зывает, что он часто обусловлен ошибочными действиями лю­дей, вызванными недостатками в конструкции техники, средств отображения информации, органов управления машин и меха­низмов.

Третья проблема связана с текучестью кадров.

Четвертая проблема связана с ростом числа нервно-психических заболеваний, вызванных так называемым «индустриальным стрес­сом». Значительная часть этих заболеваний обусловлена темпами и особенностями организации современного производства.

Совершенно очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек-техника-среда» должны учиты­ваться реальные возможности человека, которому предстоит ра­ботать в системе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.