Выше коротко были освещены элементарные процессы, из которых складывается работа человека, обслуживающего машины. В рамках системы «человек — машина» работа человека представляется как упорядоченная во времени и пространстве система движений, являющихся реакциями на сигналы машины и одновременно сигналами, предназначенными для этой машины.
Учитывая, что даже элементарные процессы у человека носят специфический, присущий только людям характер, следует помнить, что попытки такого рода описания деятельности человека являются упрощенными. Основной особенностью трудовой деятельности человека является то, что человек выполняет определенное задание. Это задание придает действиям человека целенаправленность. Реагирование на сигналы машины имеет значение только как способ выполнения этого задания. Конечно, работник входит в систему «человек — машина», но вместе с этой машиной оказывается включенным в более широкую систему коллективной организованной деятельности. Собственно говоря, задачей человека является вовсе не обслуживание машины, а создание определенного продукта; обслуживание же машины является лишь средством достижения этой цели. В системе «человек — машина» человек является не рядовым, а главным звеном, выполняющим вполне определенную функцию. Он является элементом, ответственным за правильное протекание процессов, а не одним из элементов этого процесса. Истинной задачей рабочего, обслуживающего даже наиболее автоматизированный металлообрабатывающий станок, является производство определенных деталей, а не обслуживание станка. Именно поэтому довольно часто применяемый термин «человеческий фактор» (human factor) является ошибочным.
Мотивация.На протекание и структуру деятельности человека весьма существенно влияет мотивация, т. е. стимулы, побуждающие человека к деятельности. Главным мотивирующим фактором в трудовом процессе является выполнение трудового задания. Основное направление деятельности человека определяется поставленной перед ним задачей: человек стремится к получению определяемого заданием продукта. Для этого в его распоряжении имеется машина, приспособленная для достижения поставленной цели. На достижение той же цели направлены и другие факторы: обучение, которое работник проходит, перед тем как приступить к работе, система контроля и надзора, принятая на данном предприятии, а также общественное мнение и принципы общественной морали. Система организации трудового процесса, в которую работник оказался включенным при выполнении работы, имеет ту же цель, поскольку от результатов его работы зависят результаты труда других связанных с ним работников. Ожидая поступления продукта, вырабатываемого одним из работников, все взаимосвязанные с ним работники оказывают на него определенное давление в направлении выполнения задания. В том же направлении действует и система оплаты, поощрений и наказаний.
Выгода.Человек, выполняющий производственное задание, заинтересован не только в достижении оптимальных результатов, но и в получении связанного с этим вознаграждения. Стремясь, прежде всего к выполнению задания, человек одновременно стремится и к получению определенной выгоды. При этом под термином «выгода» понимаются как материальная, так и социальная выгода.
Материальная выгода — это прежде всего заработная плата. Заработная плата связана с каждой работой и представляет собой социально-организованную форму удовлетворения материальных потребностей человека. Заработная плата — это, прежде всего денежное вознаграждение, но также и жилище и удовлетворение других потребностей человека. Социальная выгода — это, прежде всего престиж. Человек считается с мнением других людей, а результаты его труда являются важным фактором для получения признания с их стороны. Большую роль в мотивации играет так называемая «профессиональная гордость», связанная с сознанием своей высокой квалификации, ощущением себя мастером своего дела, имеющим «золотые руки», и т. д. Одним из следствий «профессиональной гордости» или «чувства квалификации» является нежелание выполнять работу, не соответствующую квалификации работника, заниматься «не своим делом», особенно если работник чувствует, что данная работа ниже его квалификации, и, выполняя ее, он деквалифицируется как специалист. В этом одна из скрытых причин сопротивления автоматизации в промышленности, ликвидирующей узкую ремесленную специализацию.
Безопасность.Человек, выполняющий те или другие операции, заинтересован в том, чтобы избежать опасностей, связанных как с процессом самой работы, так и с произведенным продуктом. Возможные опасности, с которыми работник сталкивается при выполнении работы, можно разделить на три группы:
1) физическая опасность, угрожающая здоровью или жизни работника;
2) материальная опасность, связанная с возможным денежным ущербом, вычетами, лишением премии, понижением разряда и т. п.;
3) угроза общественных мер воздействия, в результате которых может пострадать общественное положение работника или его профессиональных престиж, когда он может быть скомпрометирован, осмеян, может потерять уважение товарищей, иметь неприятности дома и т. п.
Удобство.У человека имеется естественное стремление выбирать среди доступных ему способов выполнения какого-либо задания самый простой, требующий минимального физического или умственного напряжения. Это, однако, не означает, что люди всегда предпочитают лишь самую простую работу и стремятся получить такое задание, которое не требовало бы от них никаких особых усилий. Наиболее любимой работой является та, степень трудности которой соответствует индивидуальным возможностям работника. Однако в границах этих возможностей человек стремится избежать приложения ненужных усилий.
Удовлетворенность.Выполнение некоторых видов работ уже само по себе доставляет человеку удовлетворение. Это удовлетворение от работы типично, например, для действий, выполняемых ради забавы. Человек «любит» выполнять одни операции и не любит выполнять другие. Соответственно он и выполняет их по-разному. Фактор удовлетворения уже давно считается весьма важным при выполнении работы. Выражением такого удовлетворения является традиционное понятие «склонности» к определенным видам работ. При рекомендациях по выбору профессии это обстоятельство непременно должно учитываться. Известно, что люди выполняют многие работы или берутся за выполнение тех или иных заданий только потому, что сам процесс их выполнения приносит им удовлетворение. Большое удовлетворение некоторым людям дает, например, уже само управление механизмами, их сборка и разборка, наладка и т. д. Сейчас мы уже знаем, что такая «склонность», или «любовь», может быть изменена, что люди приобретают или теряют ее при выполнении определенных действий. Весьма важно отдавать себе отчет в том, что каждая профессия состоит не только из операций, приносящих удовлетворение, но включает в себя и много скучных, а иногда даже неприятных операций. Именно поэтому разные люди, работающие в одной и той же области, выполняют различные необходимые операции с неодинаковой старательностью.