Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутренняя политика Александра I и ее итоги



Основные даты и события: 1801-1825 гг. - царствование Александра I; 1801 г. - образование Негласного комитета; 1802 г. - учреждение министерств; 1803 г. - указ о «вольных хлебопашцах»; 1810 г. - учреждение Государственного совета; 1815 г. - принятие польской Конституции.

Исторические деятели: Александр I; Ф. Лагарп; В.П. Кочубей; Н.Н. Новосильцев; П.А. Строганов; А.А. Чарторыйский; М.М. Сперанский; А.А. Аракчеев.

Основные термины и понятия: конституционная монархия; реформа; Негласный комитет; «вольные хлебопашцы»; министерства; Государственный совет.

План ответа: ]) личность Александра I; 2) характер и основные направления внутренней политики Александра I; 3) Негласный комитет; 4) реформы государственного управления; 5) проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, А.А. Аракчеева; 6) Конституция Польши; 7) отмена крепостного права в Прибалтике; 8) резулылаты, последствия и значение внутренней политики Александра I.

Материал к ответу: После дворцового переворота 11 марта 1801 г. императором стал Александр I. Его воспитателем был известный швейцарский политик, приверженец идей Просвещения Ф. Лагарп. Он не только способствовал получению Александром европейского образования, но и пьпался приобщить будущего монарха к либеральным идеям. Для осуществления реформаторских замыслов молодой император должен был опереться на круг близких соратников. Сподвижниками-реформаторами стали сверстники молодого царя, с которыми он воспитывался и учился. Среди них были граф П.А. Строганов, его двоюродный брат Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторьгйский, граф В.П. Кочубей. Они составили Негласный комитет, заседания которого начались с июня 1801 г. и регулярно проходили вплоть до мая 1802 года. Главным резулылатом работы комитета должно было стать ограничение самодержавия, с чем, казалось, был согласен и сам царь. Но для этого вначале необходимо было провести административную реформу.

В сентябре 1802 г. началась реформа высших органов государственной власти: Сенату были переданы функции высшей судебной инстанции и органа надзора за администрацией. Главными органами государственного управления вместо коллегий стали восемь министерств: военное, морское, иностран­ных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Для обсуждения общих вопросов управления страной учреждался Комитет министров. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства.

Одним из самых важных решений Александра стал указ 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли за выкуп отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами. Царь исходил из того, что этот вопрос должны решать сами дворяне. Однако за все 25 лет цар­ствования Александра I лишь 47 тыс. крестьян (т.е. меньше 0,5% от общего числа крепостных) смогли таким образом купить себе свободу. В 1804 г. был сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. По мнению Александра, реформы в Прибалтике должны были в будущем «показать пример всей России».

В 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в Россию) М.М. Сперанский предложил царю свой первый проект политических преобразований. Он ставил вопрос о необходимости постепенного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Позже царь поручил ему составить проект всеобъемлющего реформирования России. Такой проект - «Введение к уложению государственных законов» - был готов к октябрю 1809 года. Сперанский предлагал ввести в стране разделение властей: законодательная власть должна принадлежать Государственной думе, исполнительная - министерствам, судебная - Сенату. Новое учреждение - Государственный совет ­должен был стать совещательным органом при императоре, рассматривающим все законопроекты до их поступления в Думу. Устанавливалось три основных сословия российского общества: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие). Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий, однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди которых было положение о том, что «никто не может быть наказан без судеб­ного приговора»). Избирательное право могли иметь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. первые два сословия). Предполагалось, что выборы в Государственную думу будут четырехступенчатыми (вначале выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирают членов окружных дум, те, в свою очередь, - депутатов губернских дум, и лишь губернские думы выбирали бы депутатов Государственной думы). Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер. Проект Спе­ранского был компромиссным по характеру. В случае реализации он со временем должен был получить развитие в дру­гих реформах. Конечной же целью Сперанский видел ограничение самодержавной власти императора и ликвидацию крепостного права.

Александр I в целом одобрил планы Сперанского, но не рискнул осуществить их полностью, опасаясь потрясений в обществе. В 1810 г. царь создал Государственный совет (Сперанский стал его секретарем), главной задачей которого становилось участие в подготовке проектов законов. Однако даже эти преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права, вызвало такую бурю негодования среди высших чинов и крупнейших крепостников, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ. Царь принял решение об отставке Сперанского, реформаторские планы которого не были реализованы, но составили основу для последующих проек­тов преобразованиЙ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.