Одним этим простым действием он уже начал отводить крохотную лодочку Матиаса от берега хаоса к мирному течению реки благополучия. Далее он его выслушал. Матиасу хватило нескольких слов: «Я разбросал “Лего”». Этого оказалось достаточно, чтобы двигаться дальше. Иногда ребенок испытывает огромную потребность в том, чтобы выговориться и чтобы его выслушали. А иногда вообще не хочет говорить. Но порой все происходит почти мгновенно, как в том случае. Невербальное проявление эмпатии – прикосновение, – плюс вербальное: «Понимаю, дружище!» – и готовность слушать. Вот и все, что нужно было Матиасу, чтобы восстановить равновесие своего незрелого мозга и неуправляемого тела. Как только это произошло, отец мог приступить к уроку, который хотел ему преподать.
Пусть Майкл не формулировал свою задачу именно так, но фактически он, восстанавливая эмоциональную близость и доверие сына, способствовал интеграции его мозга. Высший и низший мозг Матиаса, его правое и левое полушария стали действовать сообща. Когда Матиас взбесился из-за обиды на старших мальчиков, его низший мозг вышел из-под контроля, отключив высший. Инстинктивно реагирующие нижние отделы мозга настолько возбудились, что была потеряна связь с высшим мозгом, способным учитывать последствия собственных действий и чувства других людей. «Базис» и «надстройка» действовали несогласованно. Иначе говоря, в тот момент мозг Матиаса был дезинтегрирован, вследствие чего он и совершил импульсивный поступок. Невербальными средствами обратившись к чувствам ребенка, вместо того чтобы на словах адресоваться к его логическому левому полушарию, Майкл сумел активизировать правое полушарие Матиаса. Правое полушарие больше связано с низшим мозгом и даже получает от него кровоснабжение. Правая и левая, верхняя и нижняя части мозга Матиаса вернули себе способность к координации и сбалансированности, и процесс интеграции был запущен. Эмоциональный контакт с отцом интегрировал ориентированный на эмоции низший мозг и ориентированный на мышление высший мозг мальчика. В результате Майкл достиг краткосрочной цели приучения к дисциплине – добился от сына сотрудничества.
Как объяснялось в предыдущей главе, дисциплина без драм способствует формированию мозга ребенка, развивая у него навыки межличностных отношений, самоконтроля, эмпатии, постижения себя и других и т. д. Мы поговорили о том, как важно установить границы дозволенного, упорядочить жизнь ребенка и помочь ему научиться гасить необузданные порывы и понимать слово «нет». Таким образом, с помощью взаимной привязанности мы помогаем детям развивать исполнительные функции мозга. Мы поговорили и о других способах развить у ребенка навыки общения и принятия решений. Каждое взаимодействие с детьми дает родителю возможность формировать их мозг и растить их настоящими людьми.
Первый шаг ко всему этому всегда один – установить эмоциональный контакт. Помимо сиюминутного выигрыша – переключения ребенка от реактивности к восприимчивости, – эмоциональный контакт оказывает на мозг ребенка воспитательное воздействие, имеющее долгосрочную ценность. Утешить ребенка, когда он расстроен, дать ему выговориться, всеми средствами показать, как сильно мы его любим даже таким, утратившим над собой контроль, – все эти родительские отклики в огромной степени сказываются на том, какое направление примет развитие его мозга, какой он будет личностью и в ближайшее время, и в молодые и зрелые годы.
В последующих главах мы уделим много внимания перенаправлению и расскажем, какие уроки преподаем собственным детям и какое их поведение моделируем. Очевидно, что мозг ребенка как губка впитывает все то, что мы ему транслируем своим откликом на плохое поведение. Он изменяется под влиянием наших действий и реакций. Осознанно или бессознательно, детский мозг усвоит всю информацию, содержащуюся в отклике родителя на любую ситуацию. Но пока мы хотим сосредоточить ваше внимание на необходимости эмоционального контакта и осознания того факта, что родитель перестраивает и даже «выращивает» мозг ребенка с помощью того опыта, который ребенок получает, когда его приучают к дисциплине.
С точки зрения неврологии эмоциональный контакт упрочивает соединительные волокна между высшим и низшим мозгом, что повышает эффективность коммуникации между ними и управления относительно примитивными областями. Мы назвали эти соединительные волокна «междуэтажными лестницами». Лестницы соединяют «верх» и «низ» и создают преимущества для префронтальной коры головного мозга. Эта важнейшая область мозга обеспечивает исполнительные функции, то есть функции регуляции и контроля психических процессов. Она отвечает за эмоциональную уравновешенность, умение сосредотачиваться, контроль импульсивных порывов, эмпатическую связь с другими людьми. По мере развития префронтальной коры ребенку все лучше удается применять навыки общения и проявления эмоций, которые мы стремимся привить ему и помочь развить до совершенства к тому времени, как придет пора выпустить его из семейного гнезда во внешний мир.
Проще говоря, интеграция во взаимоотношениях ведет к интеграции мозга. А интеграция во взаимоотношениях начинается с умения уважать тот факт, что другие люди отличаются от нас, и настраиваться на одну волну с ними. Мы должны научиться сопереживать другому человеку, чувствовать то же, что чувствует он, и понимать его точку зрения. При таком взаимодействии мы уважаем внутренний мир другого человека, оставаясь при этом самими собой. Только так можно находиться в эмоциональной связи друг с другом, не утрачивая собственной индивидуальности. Межличностная интеграция приводит к гармонии в отношениях. Именно на ее основе должны строиться детско-родительские отношения, способствующие интеграции мозга ребенка. Благодаря этому различные зоны мозга – скажем, правое и левое полушария, «верх» и «низ», – сохраняя свою уникальность и специализацию, обретают способность действовать сообща. Регуляция мозга обеспечивается координацией и сбалансированностью разных его частей благодаря интеграции. Описанная нами нервная интеграция служит основой исполнительных функций мозга – способности управлять вниманием, эмоциями, мышлением и поведением. Вот и весь секрет! Межличностная интеграция способствует внутренней интеграции на уровне нервных клеток головного мозга!
Это долгосрочное преимущество установления эмоционального контакта: посредством межличностных отношений создаются нейронные связи и упрочиваются соединительные волокна, что физически перестраивает головной мозг. В результате растет способность ребенка принимать верные решения, поддерживать общение и успешно взаимодействовать с окружающей средой.
Преимущество № 3: эмоциональный контакт углубляет отношения родителя и ребенка
Итак, установив эмоциональный контакт с ребенком, родитель получает краткосрочное преимущество: переключает его из реактивного состояния в восприимчивое, – и долгосрочное: развивает его мозг. Третье преимущество, на которое мы хотим обратить ваше внимание, касается межличностных отношений. Эмоциональный контакт укрепляет связь родителей с детьми.
Конфликтные ситуации – очень трудные и одновременные очень значимые моменты человеческих отношений. Безусловно , дети не сомневаются в нашей любви и близости, когда мы вместе дурачимся, читаем или гордимся их достижениями. Но что происходит, когда между нами возникают разногласия и конфликты? Когда мы расходимся во мнениях или стремлениях? В такие моменты наши отношения проходят проверку на прочность. Как мы ведем себя по отношению к детям, когда не одобряем их выбор? С любовью направляем на путь истинный? Раздражаемся и критикуем? Срываемся в неконтролируемой вспышке ярости? Это влияет на развитие наших взаимоотношений и даже на самоощущение наших детей.
Когда ребенок ведет себя плохо, проявляет самые дурные свои стороны, трудно даже захотеть устанавливать с ним эмоциональный контакт. Это, возможно, последнее, к чему вас потянет, если дети устроят шумную драку в салоне самолета или безобразную сцену с обидами и претензиями в «благодарность» за устроенный вами поход в кино.
Однако установление эмоционального контакта должно стать вашим первым действием почти в любой ситуации, требующей дисциплинарного воздействия. Не только потому, что это поможет быстро разрядить обстановку. И не только из-за долгосрочного благотворного влияния на личность ребенка. Самое главное – это дает вам возможность показать, как высоко вы цените взаимоотношения с детьми. Теперь мы знаем, что мозг ребенка изменчив, изменяем и сложен и что ребенок нуждается в нас в трудной ситуации. Чем чаще мы отвечаем эмпатией, поддержкой и готовностью выслушать, тем лучше для наших отношений.
Недавно Тина водила шестилетнего сына на праздник в дом его приятельницы Сабрины. По окончании праздника родители девочки, Бэзил и Кимберли, вышли проводить гостей, а по возвращении в гостиную их ждал сюрприз. Вот что написала Кимберли в электронном письме Тине:
«После праздника Сабрина зашла в дом и распаковала все подарки одна . Я даже не смогла записать, кто что подарил. Все было свалено в кучу! Большую часть даров мне удалось кое-как рассортировать только благодаря моей дочери Сьерре, видевшей, как она их распаковывала. Сабрина еще не подписала открытки с благодарностью, поэтому я спешу уточнить: это Пи Джи подарил ей набор восковых мелков? Возможно, строгий ревнитель хороших манер меня раскритикует, но, по-моему, лучше спросить прямо, чем отделаться в открытках общими словами!»
В подобной ситуации никто не осудил бы усталую маму, если бы она не сдержалась и сорвалась, застав в гостиной форменный бедлам: разбросанные повсюду игрушки и горы изорванной упаковочной бумаги. В конце концов, Кимберли только что провела веселый, но шумный, замечательный, но и утомительный для хозяйки дома праздник для 15 шестилетних малышей, их родителей, братьев и сестер. Обстоятельства, более чем располагающие обрушить грозу на голову невоспитанной девчонки, которая даже не дотерпела до окончания праздника и набросилась на подарки, будто изголодавшийся хищник на добычу.