Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как сохранить эмоциональный контакт, требуя соблюдения границ



 

Итак, призывая ребенка к дисциплине, мы хотим сохранять с ним эмоциональный контракт и подкреплять его уверенность в том, что мы поддержим его, что бы ни случилось. Значит ли это, что мы должны все ему прощать? Никоим образом! Если чадо закатывает истерику в магазине игрушек, оглушительно вопя и разбрасывая все, до чего может дотянуться, а родитель стоит и смотрит, то это не просто попустительство – это самая настоящая безответственность.

Устранив из жизни ребенка всякие ограничения, вы окажете ему медвежью услугу. Право вести себя как угодно идет во вред и ребенку, и вам, и всем окружающим (тем же работникам и посетителям магазина игрушек). Призывая установить эмоциональный контакт с ребенком, когда он пытается сладить с вырывающимися из-под контроля переживаниями, мы совершенно не имеем в виду, что вы должны наблюдать, как он творит все, что захочет. Вы же не ограничитесь сочувственной фразой: «Понимаю, как ты расстроен!» – видя, что ребенок собирается запустить увесистую фигурку Барта Симпсона в хрупкий будильник «Хэлло, Китти»! Гораздо правильнее будет сказать нечто вроде: «Ты так расстроен, что не можешь с собой справиться, поэтому я тебе помогу», – и мягко взять ребенка за руку, возможно, даже увести его из магазина, не прерывая эмоционального контакта, с эмпатией и физической лаской, ни на миг не забывая, как вы ему нужны. И так, пока он не успокоится. Когда же он вновь будет способен себя контролировать, а состояние его ума позволит воспринимать ваши слова, можно обсудить с ним, что произошло.

Обратите внимание, как отличаются два подхода. В одном случае («Да, ты расстроен!») вы позволяете ребенку досаждать окружающим своими импульсивными проявлениями, не говорите ему о пределах допустимого и не помогаете научиться брать себя в руки, когда его желания загоняют его в клинч. Другой подход помогает ему понять, что можно делать, а чего нельзя. Детям необходимо чувствовать, что нам не наплевать на их переживания, но ничуть не меньше они нуждаются в том, чтобы мы выработали для них четкие правила и провели границы, благодаря которым они всегда знали бы, какого поведения от них ждут в каждой конкретной ситуации.

Как-то раз, когда дети Дэна были еще маленькими, он повел их гулять в парк и там наблюдал поведение мальчишки лет четырех-пяти, который всем распоряжался и третировал других ребятишек, в том числе тех, что помладше. Мама мальчика предпочитала не вмешиваться, вероятно потому, что «не считала нужным решать его проблемы за него». В конце концов другая мама указала ей на то, что ребенок ведет себя грубо и не дает другим детям кататься с горки, вслед за чем последовал резкий громкий окрик: «Брайан! Дай детям прокатиться, или мы немедленно уходим!» Сын в ответ обозвал ее дурой и начал бросаться песком. «Ну что ж, идем домой!» – распорядилась она и стала собирать их вещи, но ребенок и ухом не повел. Мама продолжала сыпать угрозами, не подкрепляя их действиями. Через десять минут Дэн с детьми ушли с площадки, а та мама с сыном так там и остались.

 

Вместо попустительства…

 

…мягко установите границы

Эта история позволяет прояснить, что мы имеем в виду, говоря об эмоциональном контакте. В данном случае проблема заключалась не в том, что ребенок сильно расстроился и плакал. Ему точно так же сложно было управлять своими побуждениями и эмоциями, но проявлялось это в упрямстве и враждебности. Тем не менее, прежде чем пытаться перенаправить ребенка, его мать все равно должна была сначала установить с ним эмоциональный контакт. Когда ребенок не тонет в пучине сильных чувств, а просто принимает не самые лучшие решения, для установления контакта достаточно показать, что понимаешь, как он себя сейчас чувствует. Мама того мальчика могла бы подойти и сказать: «Похоже, ты развлекаешься, решая, кто достоин скатиться с горки? Расскажи-ка мне, что тут у тебя с друзьями происходит».

Эта простая фраза, произнесенная с любопытством и заинтересованностью, а не с осуждением и злостью, установила бы между матерью и сыном эмоциональный контакт. Тогда наверняка сработало бы и перенаправление, которое могло быть выражено в том же предупреждении, но высказанном совершенно иным тоном. В зависимости от собственного характера и темперамента сына она могла бы сказать что-то вроде: «Знаешь, я только что узнала от другой мамы, что другие дети тоже хотят кататься и им не нравится, что ты их не пускаешь. Горка в парке общая. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы вы все могли кататься?»

В минуту просветления ребенок, пожалуй, ответил бы: «Знаю! Я скачусь, а пока буду обегать горку и забираться на лесенку, скатятся другие дети». Если бы приступа великодушия не случилось, он бы заупрямился, и тогда маме пришлось бы ответить: «Что ж, раз ты не можешь кататься с горки так, чтобы ею могли пользоваться и ты, и твои друзья, значит, нам придется заняться чем-то другим. Пойдем покидаем фрисби».

Таким образом мама сохранила бы настрой на эмоциональную волну ребенка и в то же время установила границы и показала, что нужно считаться с окружающими. При необходимости она даже могла бы дать ему второй шанс. Но если бы он и в этом случае не пошел ей навстречу и ответил новыми оскорблениями и порциями песка, ей пришлось бы провести перенаправление в соответствии с собственным предупреждением: «Вижу, ты разозлился не на шутку и ужасно жалеешь, что приходится уходить из парка. Но мы не можем остаться, потому что сейчас у тебя не получается вести себя хорошо. Ты хочешь сам дойди до машины? Или чтобы я тебя отнесла? Выбирай!» А дальше необходимо сделать то, что было обещано.

Итак, мы всегда должны сохранять эмоциональный контакт с детьми.

Но наряду с ощущением эмоциональной близости дети должны получать от нас помощь в том, чтобы вести себя правильно и соблюдать границы допустимого, которые мы должны четко определить. Дети в этом нуждаются, а в конечном счете и хотят этого. Ведь им вовсе не доставляет удовольствия, когда буря их эмоций терзает их самих и окружающих. Быстрое течение прибивает их к берегу хаоса, они чувствуют, что не управляют ситуацией. Помогите их мозгу вернуться в состояние интегрированности, а им самим – в мирное русло реки благополучия, объяснив им правила, по которым строятся отношения с людьми и вообще все в этом мире. Когда родитель упорядочивает эмоциональную жизнь ребенка, тот чувствует себя защищенным и не боится испытывать чувства.

Мы хотим внушить детям, что взаимоотношениям способствуют уважение, взаимная забота, теплота, предупредительность, взаимопомощь и умение идти на компромисс. А значит, и наше взаимодействие с ними должно строиться на основе как эмоционального контакта, так и необходимости соблюдать границы. Иными словами, постоянно проявляя внимание к их внутреннему миру и не отступаясь при этом от установленных требований к их поведению, мы преподаем им именно этот важный урок. Из родительской чуткости и верности принципам рождаются гибкость, жизнестойкость и общительность ребенка.

 

Вместо того чтобы командовать и требовать…

 

…установите эмоциональный контакт и границы

Дети нуждаются в том, чтобы мы устанавливали для них границы и сообщали, какого поведения от них ждем. Однако важно, чтобы любое воспитательное воздействие начиналось с заботы о ребенке и настраивания на его эмоциональную волну, со знаков, сигнализирующих ему, что родители его видят, слышат и любят – даже когда он поступает плохо. Ребенок, чувствующий внимание родителей, защищенность и заботу, не боится мира и развивается оптимально. Именно так можно правильно формировать его мозг и в то же время помочь ему научиться вести себя правильно. Мы можем направить в нужную сторону эволюцию его поведенческих схем, развить новые навыки, показать, как нужно решать проблемы, – и все это благодаря подходам к дисциплине, которые ставят развитие мозга ребенка выше сиюминутной задачи добиться хорошего поведения. Так мы приучаем детей к дисциплине и учим их, одновременно укрепляя в них чувство собственного «Я» и узы нашей взаимной привязанности. И тогда они взаимодействуют с окружающим миром, исходя из привитых нами убеждений и пользуясь развитыми социальными и эмоциональными навыками. Ведь нейронные связи у них в мозге сформированы убеждением, что их нужды будут удовлетворены и что родители любят их безо всяких оговорок и условий.

Поэтому в следующий раз, когда кто-то из ваших детей выйдет из себя или сотворит что-то такое, что выведет вас из себя, вспомните, что ребенок острее всего нуждается в эмоциональном контакте на пике сильных эмоций. Разумеется, нужно разобраться с плохим поведением, перенаправить ребенка и научить его важным вещам. Но первое, что необходимо сделать, – переосмыслить его чувства и увидеть в них то, чем они и являются, – мольбу об эмоциональном контакте. Чем хуже ведет себя ребенок, тем сильнее он в вас нуждается . Установить эмоциональный контакт – значит разделить переживания своего ребенка, не покинуть его в трудную минуту, вместе пройти через все испытания. Так вы создадите условия для интеграции его мозга и сыграете роль эмоционального регулятора, который у него самого пока недостаточно развит. Тогда он сможет вернуться в спокойное течение реки благополучия. Поздравляем! Вы помогли ему перейти от реактивности к восприимчивости, содействовали развитию его мозга, а также углубили и упрочили ваши взаимоотношения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.