В предыдущей главе мы сошлись на том, что установление эмоционального контакта – это первый этап приучения к дисциплине. Теперь посмотрим, как это выглядит на практике, и обсудим принципы и приемы, которые помогут вам, когда ваш ребенок не в настроении или ведет себя плохо. Иногда установить эмоциональный контакт бывает очень просто, как в случае, описанном Тиной. Но зачастую это оказывается трудной задачей.
Изучая наши рекомендации, не старайтесь найти среди них универсальный рецепт – панацею от всех бед. Принципы и приемы, с которыми мы вас познакомим, в большинстве случаев оказываются невероятно эффективными, но применять их нужно с учетом собственного стиля воспитания, конкретной ситуации и характера ребенка. Иными словами, действуйте гибко.
Гибкость родительской реакции означает умение приспособиться к каждой конкретной ситуации. Для этого нужно уметь остановиться и подумать, чтобы выбрать оптимальный образ действий. Отделяйте стимулы к хорошему поведению от отклика на плохое – ваша реакция не должна быть незамедлительным (и неосознанным) следствием поведения ребенка или вашего всплеска эмоций. То есть если случается ситуация А, это не должно автоматически повлечь за собой последствие В. Нет, мы должны учесть факторы С, D и даже сочетание E и F. Благодаря гибкому отклику возникает временной лаг, в течение которого ваш мозг может перебрать великое множество вариантов. В результате удается просто «свидетельствовать» происходящее, пусть лишь несколько секунд, но этого достаточно, чтобы проанализировать ситуацию, прежде чем перейти к активной фазе и запустить причинно-следственную цепочку действий.
Благодаря гибкости реакции вы можете в конфликтной ситуации проявить себя перед ребенком с самой лучшей стороны и таким образом достичь эмоционального контакта. Это полная противоположность приучению к дисциплине на автопилоте, когда один и тот же алгоритм применяется при любом развитии событий. Гибко откликаясь на внутреннее состояние детей, мы сами получаем возможность действовать осознанно и целенаправленно, выбирая наилучший путь и давая каждому ребенку именно то, в чем он в данный момент нуждается.
Иногда для этого нужно прежде всего уcпокоиться самому. Самое простое и надежное средство – не реагировать сразу, как только вы заметите, что ребенок сделал что-то не то. Безусловно, в тот миг, когда вы кричите дочери, столкнувшей брата в бассейн, что она лишается купания на весь остаток лета, вы твердо уверены в том, что говорите все правильно. (Согласитесь, мы, взрослые, иногда делаем такие глупости!) Но если потратить несколько секунд на то, чтобы прийти в себя, вместо того чтобы устраивать сцену у общественного бассейна и грозить заведомо неисполнимыми карами, то у вашего лучшего, более мудрого «Я» будет больше шансов осмысленно адресовать ребенку именно тот отклик, в котором он сейчас нуждается. (В качестве бонуса: вы не станете звездой вечерних ток-шоу по всему району на тему: «Видели ту ненормальную дамочку у бассейна?»)
В иных случаях от вас потребуется отреагировать жестче , чем обычно. Заметив, что 11-летний сын становится безынициативным и безответственным в учебе, вы, возможно, откажетесь разворачиваться на полдороге из школы домой, чтобы он мог взять учебник, «непонятно как» (в который раз!) забытый в раздевалке. Вы проявите искреннее сочувствие и не забудете установить эмоциональный контакт: «Дело дрянь! Ты же не сможешь подготовиться к завтрашнему уроку», – но предоставите ему шанс почувствовать на себе последствия своей расхлябанности. А может, вы и заедете за учебником, если особенности личности ребенка или характер ситуации приведут вас к мысли, что так будет лучше. В этом весь смысл. Необходимость реагировать гибко заставляет вас принимать такое решение , которое вы считаете наилучшим в данной ситуации, а не просто действовать, не вникая в детали.
В основе своей гибкая реакция – это проявление осознанного родительства. Нужно всегда иметь в виду задачу удовлетворения потребностей ребенка – именно этого ребенка и именно в этот момент. Если такая задача является для вас главной, то установление эмоционального контакта станет естественной потребностью.
Давайте рассмотрим несколько вариантов гибкой реакции с целью установления эмоционального контакта с детьми, когда им не удается хорошо себя вести или принимать разумные решения. Сначала мы познакомимся с тремя принципами эмоционального контакта без драм, соблюдение которых поможет вам создать благоприятные условия для настройки на эмоциональную волну ребенка. Затем мы перейдем к практическим советам.