Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принцип установления эмоционального контакта № 1: никакой «темы из “Челюстей”»



 

Если вы видели выступления Дэна, то возможно знакомы с идеей «темы из “Челюстей”» и знаете, как он рассказывает о ней слушателям. Вот как это происходит.

 

Сначала я сообщаю присутствующим, что им будет показано 30-секундное видео, во время которого им предлагается отслеживать свою реакцию. На экране появляется лес, аудитории он кажется сказочно прекрасным. Видеокамера увлекает зрителей по тропке из неотесанных камней к величественному океану. Все это время в качестве сопровождения звучит умиротворяющая фортепианная классическая музыка, создавая ощущение покоя и безмятежности идиллического пейзажа.

Затем я останавливаю видео и предлагаю просмотреть его еще раз. Я подчеркиваю, что покажу то же самое видео, отличаться будет лишь музыкальное сопровождение. Зрители наблюдают те же кадры: лес, каменную тропинку, океан. Но теперь фоном им служит мрачная и грозная музыка, напоминающая знаменитую тему из фильма «Челюсти». Она окрашивает все, что видно на экране, в совершенно иные психологические цвета. Мирная сцена выглядит угрожающей – так и ждешь, что нечто выскочит на тебя из чащи! – а тропинка ведет в какое-то место, куда мы совершенно не хотим попасть. Нет ни намека на то, что поджидает нас в водах океана в конце пути, но судя по саундтреку, это акула. Однако, несмотря на наш страх, камера неодолимо увлекает нас к океану.

Те же самые кадры, но, как убеждаются присутствующие, впечатление от них радикально меняется в зависимости от музыкального сопровождения. Один саундтрек создает впечатление мира и покоя, другой нагоняет страх и ужасные предчувствия.

 

Нечто подобное имеет место, когда мы общаемся с детьми. Нужно следить за «музыкальным сопровождением». Если психологическим фоном нашего общения оказывается «тема из “Челюстей”», мы утрачиваем связь с реальностью и реализуем схемы воспитания, основанного на страхе. Наше внимание целиком поглощается тем, что провоцирует нас на реакцию. Мы беспокоимся о будущем или реагируем на что-то, случившееся в прошлом. В любом случае мы упускаем то, что происходит на самом деле в данный момент, – реальную потребность ребенка и то, что он в действительности хочет сказать нам. В результате мы не делаем для него всего, что могли бы. Иными словами, «тема из “Челюстей”» мешает нам быть родителем именно этого ребенка и именно в настоящий момент.

Представим, например, что ваша пятиклассница принесла домой первые промежуточные оценки, и оказалось, что из-за пары пропусков по болезни она набрала меньше баллов по математике, чем ожидалось. Если не вступит «тема из “Челюстей”», вы объясните это пропусками или тем, что в пятом классе математика стала более сложной. Вы захотите узнать, усвоила ли она в конце концов пропущенный материал, и примете решение, стоит или нет поговорить с учителем. В общем, воспримете ситуацию спокойно и разумно.

Теперь представим, что у девочки есть старший брат, девятиклассник, привыкший относиться к домашним заданиям спустя рукава, из-за чего у него теперь проблемы с алгеброй. Уже имеющийся негативный опыт может сыграть роль «темы из “Челюстей”», которая заиграет у вас в голове, когда дочь покажет оценки. «Ну вот, опять», – зазвучит рефреном внутренний голос. И вместо того чтобы повести себя как обычно – спросить дочь, что она сама об этом думает, и постараться найти наилучший для нее выход из ситуации, – вы увязнете в мыслях о проблемах сына с алгеброй и отреагируете неоправданно остро. Начнете втолковывать дочери, чем это чревато, введете запрет на все внешкольные занятия. Если «Челюсти» разойдутся не на шутку, вы перейдете к рассуждениям о том, как трудно поступить в хороший колледж, и выстроите целую цепочку ужасов: сначала пара неважных оценок по математике в пятом классе, потом проблемы в средних и старших классах, и вот уже все университеты страны отказывают вашей дочери в приеме. Вы и не заметите, как ваша обожаемая пятиклассница превратится в бездомную нищенку, толкающую тележку с пожитками к картонной коробке под мостом, где она ночует. И все это лишь потому, что она перепутала знаки «больше» и «меньше»!

Залог правильной реакции на ситуацию – осознанность. Как только вы поймете , что в голове у вас звучит «тема из “Челюстей”», вы сможете переключиться в другой режим и уйти от воспитания страхом со ссылками на негативный прошлый опыт, ничего общего не имеющий с нынешней ситуацией. Вместо этого вы сумеете установить эмоциональный контакт с ребенком, который наверняка чувствует себя не в своей тарелке. Вы дадите ему именно то, в чем он сейчас нуждается: безусловное внимание и вовлеченность родителя, воспитывающего только его и только в связи с конкретными обстоятельствами текущей ситуации – и никаких прошлых или будущих страхов.

Это не означает, что не нужно обращать внимание на постепенно складывающиеся паттерны поведения. Есть также риск угодить в ловушку отрицания – придавать чрезмерное значение контексту, в котором наблюдается нежелательное поведение ребенка, или выискивать всевозможные оправдания его постоянным проблемам вместо того, чтобы обдумать встречные меры или помочь ребенку выработать необходимые навыки. Вам наверняка знакомы родители, ребенок которых никогда ни в чем не бывает виноват и ни за что не отвечает.

Если поиск оправданий для ребенка становится привычным делом для родителей, значит, они находятся под воздействием другой разновидности «темы из “Челюстей”». Этому особенно подвержены родители детей, которые тяжело болели в раннем детстве. Внутренний «саундтрек» заставляет их чрезмерно опекать ребенка, обращаясь с ним так, будто он до сих пор все та же хрупкая кроха.

 

Вместо того чтобы слушать «Тему из “Челюстей”»…

 

…установите эмоциональный контакт с ребенком – он в вас нуждается!

 

Отрицание ослепляет…

Суть в том, что «тема из “Челюстей”» мешает воспитывать детей осознанно, проявлять себя по отношению к ним так, как им это необходимо в каждый конкретный момент. Она делает нас не восприимчивыми, а реактивными. Временами обстоятельства вынуждают нас скорректировать ожидания и осознать, что детям просто требуется больше времени для личностного развития. В других обстоятельствах нам следует скорректировать ожидания в другую сторону – понять, что дети способны на большее и нам нужно возложить на них больше ответственности за их выбор. А бывают случаи, когда нам необходимо первым делом разобраться с собственными потребностями, мечтами и опытом, поскольку все это может мешать нам совершать верные тактические ходы. Проблема в том, что в реактивном состоянии мы не способны воспринимать сигналы других людей и проявлять гибкость, прокручивая в уме различные варианты отклика. (Если вы хотите изучить эту проблему глубже, советуем почитать книгу «Подход к воспитанию изнутри наружу» (Parenting from the Inside Out ), где Дэн в соавторстве с Мэри Хартцел разбирает ее подробно.)

В конечном счете главное, что он нас требуется, – это безусловная любовь к ребенку и наше умиротворяющее присутствие, даже когда он проявляет себя с наихудшей стороны. Особенно когда он проявляет себя с наихудшей стороны! Таким образом, мы сохраняем восприимчивость вместо того, чтобы перейти в реактивное состояние. Мы можем оценить поведение ребенка с учетом обстоятельств, что неизбежно влияет на наш отклик. Сознавая, что ребенок – развивающаяся незрелая личность с изменчивым, изменяющимся и сложным мозгом, мы скорее сумеем оставаться восприимчивыми в ситуациях, когда он борется с собой или делает что-то нежелательное, – и саундтреком будет спокойная фортепианная музыка. Тогда и взаимодействовать с ребенком мы будем так, чтобы способствовать благополучному разрешению ситуации.

Но стоит зазвучать «теме из “Челюстей”», и мы теряем связь с настоящим моментом, а контроль над ситуацией переходит от высшего мозга к низшему. Она будет подпитывать наш внутренний хаос, заставляя перебирать катастрофические сценарии и приходить в ужас из-за ожиданий, ни одно из которых не имеет ничего общего с реальным положением дел. Нам даже может показаться, что ребенок просто «выделывается» нам назло, поскольку он эгоистичен, ленив, испорчен и т. д. и т. п. Тогда и откликом нашим будут управлять не любовь и осознанность, а реактивность, злость, тревога, взвинченность и страхи.

Итак, в следующий раз, когда нужно будет призвать ребенка к дисциплине, сделайте маленькую паузу и прислушайтесь к тому, что звучит у вас в голове. Если слышите умиротворяющую фортепианную мелодию и чувствуете, что способны отреагировать на ситуацию с любовью, объективно и осмысленно, – вперед! Но если это окажется «тема из “Челюстей”», крайне внимательно следите за тем, что вы говорите и делаете. Дайте себе минуту – если нужно, то и больше, – прежде чем откликнуться. Почувствовали, что вас отпускают страхи, дурные предчувствия и склонность раздувать из мухи слона, – все то, что мешает взглянуть на ситуацию объективно? Тогда и реагируйте. Достаточно обращать внимание на «закадровую музыку», и в моменты, когда надо применить воспитательное воздействие, вам будет гораздо проще отреагировать гибко , а не ригидно или спонтанно , и дать ребенку именно то, в чем он сейчас нуждается. Осознанный отклик вместо автоматической реакции – в этом вся суть.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.