Организация на диспетчерском участке оптимального для данного АРМ информационного, эргономического и технологического обеспечения позволяет поездному диспетчеру:
• автоматизировать ведение графика исполненного движения (ГИД), приложений к ГИД, выдачу и регистрацию диспетчерских приказов;
• иметь реальный подход поездов к стыковым пунктам и техническим станциям;
• получать информацию в масштабе реального времени о составах поездов, локомотивах, бригадах и т.п.;
• делать в режиме текущего времени сравнение достигнутых показателей работы с нормативными;
• регулировать движение поездов на участке на базе автоматически разрабатываемого прогнозного графика, с использованием результатов сравнительного анализа графика исполненного движения и нормативного и др.
Экономию эксплуатационных расходов Э от внедрения АРМ ДНЦ возможно получить за счет следующих факторов:
• повышения эффективности управления поездной работой в связи с реализацией предупредительного регулирования за счет увеличения полигонов управления и сокращения задержек поездов в пути следования;
• сокращения потребного парка вагонов за счет повышения участковой скорости, сокращения простоя вагонов на станциях, сокращения задержек поездов перед сигналами, сокращения порожнего пробега вагонов;
• уменьшения потребного парка локомотивов за счет удлинения тяговых плеч, роста участковой скорости грузовых поездов, сокращения простоя локомотивов в пунктах оборота и приписки, сокращения резервного пробега локомотивов, сокращения задержек поездов перед сигналами;
• сокращения затрат на ремонт вагонов и локомотивов в связи с сокращением их парков;
• сокращения потерь из-за нарушения сроков доставки и сохранности грузов;
• повышения уровня безопасности движения и сокращения потерь от браков, аварий и крушений в поездной и маневровой работе;
• сокращения потерь в использовании перевозочных средств за счет повышения оперативности устранения последствий отказов технических средств;
• снижения топливно-энергетических затрат за счет сокращения времени пробега локомотивов во главе поездов в связи с ростом участковой скорости, сокращения резервного пробега локомотивов, времени их непроизводительного простоя в пунктах оборота и приписки, сокращения задержек поездов перед сигналами;
• сокращения штата диспетчерского персонала в связи с реорганизацией структуры и автоматизацией оперативного управления перевозками.
Исследованиями установлено, что совершенствование текущего планирования и регулирования движения поездов на диспетчерских участках может обеспечить повышение участковой скорости от 2,5—3,5 до 8 % на перегруженных участках.
1. Экономия эксплуатационных расходов от повышения участковой скорости может быть определена по формуле
fNL^ NLvp ^
^CK
|еп_ч.365-1(Г3 тыс. руб., (13.15)
где V — участковая скорость движения грузовых поездов, км/ч;
iVLpp — поездо-километры грузового движения в среднем в сутки;
А — коэффициент повышения участковой скорости движения грузовых поездов за счет улучшения диспетчерского регулирования;
еп-ч ~~ Расх°Дная ставка 1 поездо-часа, руб.
2. Экономия от сокращения простоя на станциях диспетчерского участка местных вагонов составит
'пр.в
= VmPm> (13Л6)
> пм— среднесуточное количество местных вагонов; tM— среднесуточный простой местных вагонов; Рм — коэффициент, учитывающий сокращение простоя местных вагонов
3. Экономия от сокращения непроизводительного простоя поезд ных локомотивов на станциях диспетчерского участка определится по формуле
Эпр^г=(^эел-ч+Мтел-ч)Л-Зб5-10-3ТЬ1С.руб., (13.17)
где М1Э, Mtm— локомотиво-часы уменьшения простоя по обороту и в пунктах приписки соответственно электровозов и тепловозов в среднем в сутки,
ел_ч, ел-ч — расходная ставка 1 локомотиво-часа соответственно электровоза и тепловоза, руб.,
Л — коэффициент, учитывающий долю поездов, по которым сокращается время нахождения локомотивов в пунктах приписки и оборота.
При непосредственном расчете величины сокращения простоя локомотивов в пунктах оборота и приписки понижающий коэффициент л не применяется.
При определении экономии от сокращения непроизводительного простоя поездных локомотивов с использованием отчетных данных о простоях и экспертного коэффициента снижения, расчет выполняется по формуле:
Эпр.л=(^эел-ч+^ел-ч)аПрл-365-10-3тыс.руб, (13.18)
где апл -- коэффициент сокращения простоя локомотивов в пунктах оборота и на станциях депо приписки.
4. Внедрение на диспетчерских участках и в узлах АРМ ДНЦ, а также дежурных электромехаников на базе съема информации с устройств СЦБ станций и перегонов с автоматическим ведением протоколов ра боты технических устройств резко повышает объективность контроля за различными нарушениями, в том числе за задержками (остановками) поездов перед сигналами и их причинами. Как показала практика, при внедрении АРМ обеспечивается значительное (не менее 30 %) снижение данного вида потерь, которое можно определить по формуле
Эзд.сиг =*зРсн.з£ос1 -365-КГ3 ТЫС.руб., (13.19)
где К3— количество задержек поездов перед сигналами на участке за год; Р з ~~~ ^оля сокращения числа задержек поездов перед сигналами; £ — расходная ставка одной остановки поезда в течение трех минут, руб.
5. Экономия расходов на ремонте грузовых вагонов. Высвобождение вагонного парка грузовых вагонов в связи с сокращением различного вида потерь в сто использовании позволяет сократить расходы на ремонт вагонов.
Эта экономия определяется по формуле
ЭР.в = Е^Цв^р.в -10"3 тыс. руб., (13.20)
П
где ^jit — суммарное сокращение потерь в использовании вагонного парка
1за год, вагоно-час;
24 — количество часов в сутках;
Цв — средняя цена одного вагона рабочего парка, руб.;
z^ B — средняя величина затрат в год на ремонт одного вагона (в долях от
средней цены вагона), руб.
6. Экономия расходов на ремонте поездных локомотивов грузового движения. Сокращение различного вида потерь в использовании ло комотивного парка, занятого в поездной работе грузового движения, позволяет высвободить часть эксплуатационного парка локомотивов (электровозов и тепловозов) и соответственно сократить расходы па их ремонт.
Это сокращение может быть определено по формуле
Эр.л =Х||Чл2р.л-10-3 тыс.руб., (13.21)
П
где V Mt — суммарное сокращение потерь в использовании локомотивного
1парка (отдельно — поездных тепловозов и электровозов) за год, локомотиво-час;
Цл — средняя цена поездного локомотива (отдельно — тепловоза и электровоза), руб.;
z^ л — средняя величина затрат в год на ремонт одного тепловоза или электровоза (в долях от средней цены), руб.
7. Экономия за счет сокращения потерь от выплат штрафов за на рушение сроков доставки и сохранности грузов. На сокращение сроков доставки грузов при автоматизации и концентрации диспетчерского управления на участке могут оказать положительное влияние следующие факторы:
• ускорение продвижения грузовых поездов за счет роста участковой скорости;
• сокращение задержек грузовых поездов перед сигналами;
• ускорение продвижения груженых вагонов за счет сокращения простоя в груженом состоянии на станциях участка.
Исходя из этого, сокращение потерь от выплат штрафов за нарушение сроков доставки и сохранности грузов (на основе экспертных оценок возможного сокращениях этих потерь) можно определить по формулам:
Эштр.уп = Сштраштр.уп -10"3 ™с- РУб-> (13.22)
где С — потери от выплат штрафов за нарушение сроков доставки и сохранности грузов за год, руб.;
аштр уп ~" коэффициент сокращения данного вида потерь за счет перехода к управлению перевозками на основе поотправочной динамической модели.
8. Экономия за счет снижения тошшвно-энергетических затрат. Сни жение топливно-энергетических затрат при автоматизации и концентра ции управления может быть получено за счет следующих факторов:
• сокращения времени пробега локомотивов во главе поездов за счет повышения участковой скорости движения грузовых поездов;
• сокращения числа задержек поездов перед сигналами;
• сокращения времени простоя локомотивов с включенными двигателями при сокращении их непроизводительного простоя в пунктах приписки и оборота на диспетчерском участке.
Снижение топливно-энергетических затрат может быть определено по формуле
Эт_э =Ст_эост_э -10 тыс. руб., (13.23)
где Ст_э — затраты железной дороги на оплату топлива и электроэнергии на тягу поездов за год, руб.;
9. Экономия от сокращения потерь в продвижении поездов за счет повышения оперативности устранения отказов технических средств. При автоматизации диспетчерского управления движением на основе съема информации с устройств СЦБ станций и перегонов у диспетчерского и технического персонала появляется возможность получения объектив ной информации об отказах технических средств в масштабе реального времени с задержкой всего до 2—3 с. Это, безусловно, позволяет более оперативно устранять последствия отказов.
Сокращение этого вида потерь можно определить по формуле
Эотк =Соткаотк * 10~3тыс- РУб-> <13'24)
где Сотк — потери в использовании вагонов и локомотивов из-за отказов технических средств за год, руб.;
аотк ~~ коэффициент снижения данного вида потерь за счет повышения оперативности устранения отказов технических средств.
10. Повышение уровня безопасности движения и связанное с этим сокращение эксплуатационных расходов за счет снижения потерь от браков в поездной и маневровой работе, аварий и крушений в резуль тате сокращения ошибочности действий оперативно-диспетчерского персонала в различных нестандартных экстремальных и аварийных ситуациях:
Эбез =СбрФбРРбр'10"3 тыс. руб., (13.25)
где Сб — величина потерь в эксплуатационной работе участка от браков, аварий и крушений за год, руб.;
Фб — коэффициент, учитывающий долю потерь от браков, происходящих по вине работников хозяйства перевозок;
Рб — коэффициент, учитывающий долю потерь от браков, происшедших по вине оперативно-диспетчерского персонала хозяйства перевозок.
11. Доказано, что оптимальная автоматизация функций и информа ционного обеспечения поездных диспетчеров позволяет повысить про изводительность труда не менее чем в полтора раза и, соответственно, во столько же раз сократить количество диспетчерских кругов за счет увеличения их протяженности:
где N — количество существующих диспетчерских кругов на полигоне дороги; ^пл "~ количество планируемых диспетчерских кругов на полигоне дороги; Кш— коэффициент сменности;
Кси— коэффициент перевода явочной численности в списочную; Зт — средний месячный тарифный заработок, руб.; Щ — доля премий от тарифного заработка; Н2 — доля доплат за работу в ночное время и в праздничные дни; #3 — отчисления в государственные социальные фонды.