Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структурные элементы конфликта



Для того чтобы анализировать структуру конфликта, выделим не­сколько важнейших его составляющих.

Конфликтующие стороны.В конфликте участвуют как минимум две конфликтующие стороны («конфликтанты») — отдельные индивиды или целые группы (бывают многосторонние конфликты — между тремя и более сторонами, но мы не будем их рассматривать). Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники — сочувствующие (той или другой стороне), провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, невинные жертвы (известно: «когда паны дерутся, у хо­лопов чубы трещат»).

Есть «трудные» люди, «конфликтные» личности, с которыми нелегко найти общий язык, что создает в отношениях с ними напряженность, которая может легко перейти в конфликт.

Зона разногласий.Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий — предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Бывает, им кажется, что «сыр-бор разгорелся» из-за какого-то пустяка и стоит только одному из спорщиков уступить, как конфликт будет исчерпан. На самом деле оказывается, что этот пустяк является лишь внешним выражением или случайным и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликтантов неосознанными.

Дело затрудняется еще и тем, что границы зоны разногласий подвиж­ны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться.


Представления о ситуации.Каждый из участников конфликта состав­ляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления, очевидно, не совпадают. Конфликтанты видят дело по-разному — это, собственно, и создает почву для их столкновения. Конфликт прорас­тает на этой почве, когда по крайней мере один из двоих воспринимает ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей и действий другого.

Но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, дей­ствительно ли ситуация такова, какой ее видят, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга.

Мотивы.Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они в конечном счете ведут к тому, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается; возникают и соответствующие мотивы — стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т.д. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными. Но и в том, и в другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам.

Мотивация определяет процесс, который психологи называют форми­рованием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, которого индивид хотел бы в данной ситуации достичь.

Люди нередко скрывают подлинные мотивы своего поведения, а то и сами их как следует не понимают и искренне заблуждаются относи­тельно них.

Действия. Когда у людей есть зона разногласий, есть различные пред­ставления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно не осуществимые мотивы и цели, то, естественно, эти люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели. Поэтому они оцениваются последней как враждебные или по меньшей мере некорректные. В свою очередь эта другая сторона предпри­нимает противодействия, которые у первой точно также получают нега­тивную оценку. В таком столкновении направленных друга против друг действий и противодействий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта. Необходимо увидеть за видимыми реальными проявлениями конфликта его невидимые, глубинные корни.


Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, ко­торые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:

• создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны;

• невыполнение другой стороной своих обязанностей и обяза­тельств;

• захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;

• нанесение прямого или косвенного вреда (например, распростра­нение порочащих слухов);

• унижающие человеческое достоинство действия (в том числе сло­весные оскорбления и оскорбительные требования);

• угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;

• физическое насилие.

В конфликтной ситуации действия одной стороны оказывают суще­ственное влияние на другую сторону.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.