Для того чтобы анализировать структуру конфликта, выделим несколько важнейших его составляющих.
Конфликтующие стороны.В конфликте участвуют как минимум две конфликтующие стороны («конфликтанты») — отдельные индивиды или целые группы (бывают многосторонние конфликты — между тремя и более сторонами, но мы не будем их рассматривать). Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники — сочувствующие (той или другой стороне), провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, невинные жертвы (известно: «когда паны дерутся, у холопов чубы трещат»).
Есть «трудные» люди, «конфликтные» личности, с которыми нелегко найти общий язык, что создает в отношениях с ними напряженность, которая может легко перейти в конфликт.
Зона разногласий.Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий — предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Бывает, им кажется, что «сыр-бор разгорелся» из-за какого-то пустяка и стоит только одному из спорщиков уступить, как конфликт будет исчерпан. На самом деле оказывается, что этот пустяк является лишь внешним выражением или случайным и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликтантов неосознанными.
Дело затрудняется еще и тем, что границы зоны разногласий подвижны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться.
Представления о ситуации.Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления, очевидно, не совпадают. Конфликтанты видят дело по-разному — это, собственно, и создает почву для их столкновения. Конфликт прорастает на этой почве, когда по крайней мере один из двоих воспринимает ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей и действий другого.
Но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, действительно ли ситуация такова, какой ее видят, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга.
Мотивы.Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они в конечном счете ведут к тому, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается; возникают и соответствующие мотивы — стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т.д. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными. Но и в том, и в другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам.
Мотивация определяет процесс, который психологи называют формированием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, которого индивид хотел бы в данной ситуации достичь.
Люди нередко скрывают подлинные мотивы своего поведения, а то и сами их как следует не понимают и искренне заблуждаются относительно них.
Действия. Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно не осуществимые мотивы и цели, то, естественно, эти люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели. Поэтому они оцениваются последней как враждебные или по меньшей мере некорректные. В свою очередь эта другая сторона предпринимает противодействия, которые у первой точно также получают негативную оценку. В таком столкновении направленных друга против друг действий и противодействий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта. Необходимо увидеть за видимыми реальными проявлениями конфликта его невидимые, глубинные корни.
Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:
• создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны;
• невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;
• захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;
• нанесение прямого или косвенного вреда (например, распространение порочащих слухов);
• унижающие человеческое достоинство действия (в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования);
• угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;
• физическое насилие.
В конфликтной ситуации действия одной стороны оказывают существенное влияние на другую сторону.