помещать в грунтовые ямы и над ними сооружать насыпи.
Среди волынских курганов с ямными трупополо-жениями различаются два типа. Наиболее распространены курганы с простыми могилами, не имевшими каких-либо деревянных конструкций. Покойников хоронили на дне ямы в деревянных гробах или без них. Реже встречаются курганы со сруб-ными могилами. В прямоугольной яме сооружали сруб из тесаных брусьев или из толстых досок. Из досок или брусьев устраивали также дно, а сверху могилу накрывали деревянным помостом. Средние размеры деревянных камер около 2,6X1 м при высоте I м. Иногда встречаются и более крупные срубы — до 3,6 X 2,6 м, а в одном из курганов в Пересопнице аналогичная погребальная камера была устроена на горизонте и имела размеры 4X3 м. Обычно в сруб-ные гробницы умерших клали в гробах. Курганы со срубными гробницами раскопаны в Басовом Куте, Велеве, Пересопнице, Новоселках, Плиснеске, Гра-бове, Рогачинке, Стыдынке, Мишкове, Палашевке. Они разбросаны на значительной территории и нигде не образуют отдельных могильников. Такие же кур-галты с захоронениями в срубпых гробницах известны и на земле полян.
I [срежитками обряда трупосожжения являются своеобразные присыпки из золы или золы с углями. Они покрывали или самого покойного, или гроб с умершим, или дно могильной ямы. Иногда зола с угольками служит подстилкой для погребенного. Изредка в слое золы присутствуют куски обожженной глины, еще реже вместо золы использованы глина или известь. В основаниях курганов в Живачеве и Жнибродах открыты кольца, сложенные из камней. Похороненные в этих насыпях были осыпаны известью.
Какой-либо закономерности в употреблении разнотипных присыпок установить не удается.
Положение и ориентировка умерших в курганах волынян общеславянские: на спине, в вытянутом положении, головой на запад, с вытянутыми вдоль туловища или полусогнутыми руками. В ориентировке умерших постоянно наблюдаются сезонные отклонения — летом покойника клали в направлении юго-запад — северо-восток, зимой — северо-запад — юго-восток.
Погребенные с противоположной ориентировкой (головой на восток) в курганах волынян принадлежат к редким исключениям. Это единичные курганы в могильниках, расположенных по берегам Стыри близ- сел Боремля, Лыща и Теремно. Сюда же, видимо, относится погребение в кургане 7 в с. Збуж на Горыни, где умерший положен головой к северо-востоку. Кроме того, в последнем могильнике в курганах 1 и 12 открыты трупоположения, направленные головой к югу. В той части Восточной Европы, которую до славянского расселения занимали балты, курганные захоронения с восточной ориентировкой являются реликтом балтского погребального ритуала (Седов В. В., 19616, с. 103-121; 19706, с. 162-171). Не исключено, что и единичные погребенные, направленные головой к востоку, на Волыни обусловлены балтской традицией. Все эти погребения находятся в северной половине ареала волынян, поблизости от древней балтской территории (карта 12).
Как правило, в одном кургане бывает одно трупо-положение. Только изредка встречаются насыпи с двумя и более скелетами. В курганах, где открыто по два скелета (таких раскопано свыше 20), один принадлежал взрослому, а другой — ребенку. Лишь три кургана, раскопанные в некрополе древнерусского города Плиснеска, содержали по два взрослыл захоронения — мужчины и женщины. В пяти волынских курганах открыто по три захоронения — вес детские, а в одном из курганов близ Старого Жукова—пять погребенных: двое взрослых (в том числе один — во впускном захоронении) и трое детей.
Более половины исследованных на Волыни курганных трупоположений оказались безынвентарпьши. В большинстве случаев это захоронения мужчин. Однако и во многих женских погребениях волынян или нет украшений, или встречены лишь единичные предметы. Наиболее характерным височным украшением волынских женщин были персти еобразные колечки диаметром от 1—1,5 до 3—3,5 см, сделанные
Карта 12. Распространение курганных трупоположений, обращенных головой к востоку