Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 4. ПЛЕМЕНА ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ДНЕПРОВСКОГО ПРАВОБЕРЕЖЬЯ




 


дреговичскими курганными древностями ничуть не больше, даже меньше, чем между курганными ма­териалами смоленских кривичей и полочан, являв­шихся ветвью тех же кривичей.

Этнографические особенности одежды волынян, древлян, полян и дреговичей, бесспорно, общие. Для всех этих племен характерны простота и скромность одежды, отсутствие нагрудных привесок, шейных гривн, малочисленность браслетов и распространение однотипных украшений—перстнеобразных височных колец и перстней общеславянских типов. Только крушюзерненые металлические бусы в составе шей­ных ожерелий выделяют дреговичей среди прочих племен юго-западной группы.

Имеется один весьма характерный признак, наибо­лее ярко подчеркивающий этническую близость лето­писных племен юго-западной группы. Наряду с пер-стнеобразными височными кольцами обычного обще­славянского типа в курганах X—XII вв. летописных волынян, древлян, дреговичей и полян получили рас­пространение своеобразные височные кольца, назы­ваемые перстнеобразными полутораоборотными. Это сравнительно небольшие проволочные кольца, концы которых на пол-оборота и более заходят па кольцо, так что получается полутораоборотная спираль. Та­кие височные кольца не встречаются на территории расселения северных восточнославянских племен, не характерны они и для курганов вятичей и днепров­ского левобережья. Ареал их почти исключительно ограничен областью расселения племен юго-западной потви восточного славянства (Седов В. В., 19626, с. 197, 198).

Если каждое из восточнославянских племен лесной зоны —кривичи, словене новгородские, вятичи, ради­мичи, а также северяне—характеризуется своеобраз­ными височными кольцами как этнически определяю­щими украшениями, то на юго-западе восточносла­вянского ареала целая группа племен (волыняне, древляне, поляне и дреговичи) имела однотипные ви­сочные украшения.

Однообразие курганных древностей юго-западной группы восточнославянских племен X—XII вв. нахо­дит объяснение в единстве культуры этой территории в VIII—IX вв. Очевидно, древности волынян, древ­лян, полян и дреговичей X—XII вв. имеют в основе единую культуру типа Луки-Райковецкой.

Начало сложения отдельных славянских племен на исследуемой территории относится, по-видимому, к VIII—IX вв. Как показывает карта 10, поселения и могильники образуют здесь несколько более или ме­нее крупных гнезд, разделенных лесными и болоти­стыми пространствами. Выделяется несколько рай­онов концентрации памятников VIII—IX вв., из ко­торых для рассматриваемой здесь группы представ­ляют интерес четыре: 1) верховья Буга, Стыри и Го-рыни; 2) бассейны Тетерева и Ужа; 3) среднее тече­ние Припяти (в окрестностях Турова); 4) киевское поречье Днепра с Ирпенью и нижней Десной.

Если сопоставить эти районы с ареалами летопис­ных племен, как они обрисовываются по курганным материалам X—-ХПвв., то окажется, что они в общих чертах соответствуют племенным территориям. Так, первый район совпадает с областью волынян. Скоп­ление памятников в верховьях рек Уж и Тетерев со­ответствует местоположению древлян. Группа памят-


ников VI—IX вв., которые сосредоточены в той части Припятского Полесья, где был основан племенной центр дреговичей — Туров, видимо, связана с дрего­вичами. От других групп аналогичных памятников припятская группа отделена значительными болоти­стыми пространствами, которые и позднее, в XI— XII вв., были разделительной полосой между обла­стью дреговичей и древлянской землей. С полянами связывается четвертая группа памятников, располо­женная в Киевском Поднепровье.

Таким образом, нужно полагать, что уже в VIII— IX в;в. в результате гнездообразного расселения об­разовались отдельные территориальные группы сла­вян — носителей культуры типа Луки-Райковецкой. Территориальная изолированность этих групп со временем привела к их некоторому этнографическо­му обособлению. Этнонимы большинства племен юго-западной группы, названных в русских летописях, получены от названий местностей, где они обитали: «...разидошася по земле и прозвашася имены сво­ими, где седше на которомъ месте» (ПВЛ, I, с. И). Летопись отмечает только, что дулебы обитали там, где живут (в летописное время) волыняне. Это объяс­няется, видимо, тем, что к XI—XII вв. память о дуле­бах сохранилась лишь в области расселения волынян, точно так же, как название большой этнической группы восточных славян — кривичи — сохранилось только в Смоленской земле. В Полоцкой земле кри­вичи в летописное время назывались полочанами.

Таким образом, древляне, волыняне, поляне и дре­говичи в третьей четверти I тысячелетия н. э. состав­ляли одну племенную группу славянства — дулебов, поэтому в X—XII вв. они имели и одинаковые височ­ные кольца, и однотипные прочие украшения (табл. XXV; XXVIII).

Предположение, что древнее племенное образова­ние славян, занимавших Волынь и правобережную часть Среднего Поднепровья, называлось дулебами, находит подтверждение в топонимическом материа­ле. Топонимы, производные от племенного названия дулебы, распространены не только на территории ле­тописных волынян, но значительно шире. Они изве­стны в бассейне верхнего течения Буга и верховьях Днестра, на всем пространстве правобережной части Припятского бассейна, в бассейне Ужа и под Киевом. Нанесение этих топонимов па карту наглядно пока­зывает, что все они находятся в пределах ареала ке­рамики типа Луки-Райковецкой, там, где образова­лись волыняне, древляне, поляне и дреговичи (Се­дов В. 5., 19626, с. 202, рис. 3). Исключением можно считать д. Дулебно в б. Бобруйском уезде, д. Дулебы в б. Червенском уезде и реки Дулеба и Дулебка в бассейне нижней Свислочи. Но этот район Белорус­сии был заселен дреговичами — одним из юго-за­падных племен восточного славянства, почему при­сутствие здесь подобных названий вполне объяс­нимо.

В связи с решением вопроса о дулебах как о пле­менной группе VI—VII вв., из которой позднее обра­зовались волыняне, древляне, поляне и дреговичи, стоит вспомнить сведения, содержащиеся в сочине­нии арабского хрониста середины X в. Масуди. Он сообщает, что одно из славянских племен, называ­емое «валинана» (волыняне), в древности господст­вовало над другими племенами, но потом между пле-


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.