Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


менами, входившими в этот союз, пошли раздоры, союз распался, племена разделились, и каждое племя стало выбирать себе предводителя (Гаркави А. Я., 1870, с. 135—138). В. О. Ключевский отождествлял этот союз славянских племен, во главе которого сто­яли волыняне, с дулебским племенным образовани­ем, известным по русской летописи (Ключев­ский В. О., 1956, с. 109, 110), с чем согласились и не­которые другие исследователи. В частности, такой точки зрения придерживался Л. Нидерле (Нидер-ле Л., 1956, с. 155, 156).

Это мнение встретило возражения: во-первых, «валинана» Масуди читается различными исследова­телями по-разному, и некоторые из этих чтений дале­ки от этнонима волынян (Иванов П. А., 1895, с. 32, 33); во-вторых, после описания славянского союза племен под главенством «валинапа» Масуди гово­рит о прибалтийско-полабских племенах, соседящих с польскими волынянами, что позволяет сомневаться в отнесении «валинапа» к славянам Волыни (Рыба­ков В. А., 1959, с. 240). Действительно, среди назван­ных Масуди славянских племен преобладают при-балтийско-полабские, но вместе с тем среди славян­ских племен названы хорваты и дулебы. Ни те, ни другие никогда не были соседями западных (поль­ских) волынян, а наоборот, жили поблизости от вос­точнославянских волынян. Относительно разночте­ний названий племени «валинана» Масуди следует заметить, что большинство специалистов склонны чи­тать именно так. Сомневаться в славянской принад­лежности племени, названного Масуди, оснований нет. Мы не знаем какого-либо иного славянского этнонима, близкого к тем разночтениям «валинана» Масуди, которые предлагаются некоторыми исследо­вателями. Вероятно, остается только признать пра­вильность чтения названия племени «валинана».

Рассмотренные выше археологические материалы как будто подкрепляют точку зрения Л. Нидерле, В. О. Ключевского и других исследователей.

Волыняне

Волыняне — племенная группировка восточного славянства, имевшая второе название — бужане. Ле­топись связывает ее с Бугом: «Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: ...бужане, зане седоша по Бугу, пос-леже же велыняне» (ПВЛ, I, с. 13), и далее: «Дулеби живяху по Бугу, где ныне велыняне» (ПВЛ, I, с. 14). Из этих сообщений летописца следует, что та часть дулебов, которая обитала в бассейне Буга, первона­чально называлась бужанами, а позднее это племен­ное название сменилось новым — волыняне. Так на­зываемый Баварский географ, записи которого отно­сятся к 873 г., приводит этноним busani (бужане) — значит, название волыняне появилось уже после IX столетия.

Этимология этнонимов бужане и волыняне проз­рачна. Название бужане происходит от гидронима Буг (подобно волжане —от Волги). Имя волыняне исследователи выводят от города Велынь (Волынь), откуда и историческая Волынь (Фасмер М., 1964, с. 347). Подобные топонимы известны и в других славянских землях: польский Wolyn, несколько наз-


ваний Voiyne в Чехословакии. Древний город Во­лынь на Буге (современное городище Замчиско в Грудке Надбужском) обследован археологами. Его детинец овальной формы (размеры 80X70 м) распо­ложен на мысе, образованном Бугом и его притоком Гучвой. До 20-х годов XX в. были видны валы околь­ного города. Возникновение поселения на этом месте относится к VIII—IX вв., но существующие ныне ва­лы были сооружены в XI в. (Рорре А., 1958, s. 235 — 269).

Краткость летописных известий о территории во­лынян вызвала расхождения в определении ее гра­ниц. Историки XIX в. отождествляли население1 Во­лынской земли XII в. с волынянами и на этом осно­вании обрисовывали их ареал согласно границам Во­лынского княжества (Андрияшев А. М., 1887; Ива­нов П. А., 1895). Однако исследователи сознавали, что политико-административные территории могли в ряде мест более или менее значительно расходить­ся с племенными. Поэтому для реконструкции пле­менных ареалов еще в конце XIX в. стали привле­кать курганные материалы.

Основные курганные раскопки в земле волынян были произведены во второй половине прошлого сто­летия. Уже в 50-х годах XIX в. раскопками волынских курганов (Басов Кут, Глинск, Красне, Пересошгаца) занимались Н. Веселовскийи Я, Волошинский (Ан­тонович В. Б., 1901а,с.39, 41,42,75). К 60-70-м го­дам относятся исследования курганов в Великом и Глинске на территории Ровенской обл. (Антоно­вич В. Б., 1901а, с. 39, 75). В 1876-1882 гг. в райо­нах Волыни, граничащих с Поднестровьсм, проводил раскопки А. Киркор (ZWAK, 1878, s. 9, 10; 1879, s. 23-32; 1882, s. 26; Janusz В., 1918, s. 129, 130, 227-237, 248, 249). Менее крупные исследования тех же лет принадлежат И. Коперницкому, В. Пшибис-лавскому, А. Шнайдеру, В. Деметрикевичу и дру­гим (ZWAK, 1878, s. 19-72; 1879, с. 70, 73; Janusz В., 1918, s. 94, 248, 249).

В 1895—1898 гг. Е. Н. Мельник раскопала около 250 насыпей, расположенных в 23 могильниках, — Ворохов, Вишков, Горка Полонка, Городище, Крупа, Лыща, Луцк, Поддубцы, Ставок, Теремно, Усичи, Басов Кут, Белев, Вычевка, Колоденка, Корнино, Новоселки, Пересопница, Старый Жуков (Мель­ник Е. Я., 1901, с. 479-510). Работы Е. Н. Мельник охватили значительные пространства Волыни и бы­ли выполнены на высоком уровне. Поэтому они остаются важнейшими в изучении волынян. В 1897—1900 гг. волынские курганы исследовал Ф. Р. Штейнгель, раскопавший более 40 насыпей в девяти могильниках (Белев, Великий Стыдынь, Го-родец, Грабов, Корост, Карпиловка, Рогачев, "Сты-дынка, Теклевка) в современной Ровенской обл. (Штейнгелъ Ф. Р., 1904, с. 136-182). К 90-м годам относятся также раскопки В. Б. Антоновича, Г. Во-лянского, М. Ф. Беляшевского и И. Житинского в Велико, Вербени, Красне, Устилуге (Антонович В. Б., 1901а, с. 66, 72; 19016, с. 134-140).

Первая попытка выделить особенности курганов волынян принадлежит В. Б. Антоновичу (Антонович В. Б., 1901а, с. 38). Она оказалась неудачной, хотя применяемые исследователем термины «курганы во-лынского типа» и «курганы древлянского типа» уко­ренились в археологической литературе. К курганам



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.