Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРЫ ВЕРХНЕГО ПОДНЕПРОВЬЯ И СМЕЖНЫХ ОБЛАСТЕЙ




 


Перекрытие постройки двускатное, при этом его наружный скат был более коротким и крутым. На массивные стропила клали толстые прутья и на них насыпали толстый слой земли. По-видимому, эта кровля «сливалась» с земляной насыпью, оконтури-вавшей площадку городища. Вход на площадку был устроен с западной стороны — ворота шириной всего 1,25 м. Отсюда дорожка шла ко второму рву, по дну которого можно было, обогнув городище с севера, выйти за пределы убежища.

Внутренняя, свободная от построек площадка име­ла форму вытянутого овала размерами 20X10 м. В мысовой ее части находилось языческое святилище. Оно представляло собой круглую утрамбованную пло­щадку диаметром 6 м, по краю которой по кругу стоя­ли столбы, возможно, изображавшие языческие бо­жества. В центре площадки находился более высо­кий и массивный столб — скорее всего изображение главного божества.

Такие же святилища открыты еще на двух городи­щах-убежищах — в Городке и Прудках, находящихся в том же районе Смоленщины. Другие городища по­добных культовых сооружений не имели.

По-видимому, аналогичным Тушемлинскому было Банцеровское городище. С. А. Дубинский выявил в верхнем сдое несколько каменных площадок, очевид­но очагов, около которых, как и в Тушемле, находи­лись глиняные сосуды, в том числе с обугленными зернами культурных растений (Митрофанов А. Г., 1967, с. 243-261).

Некоторые городища-убежища имели своеобраз­ную планировку. Так, убежище около д. Акатово состояло из трех площадок, разделенных оборонитель­ными сооружениями. На двух из них располагались столбовые постройки, аналогичные тушемлинским, а третья, где постройки не обнаружены, по-видимому, служила для хозяйственных целей. На городище Де-мидовка столбовая постройка была не замкнутой, а полуовальной в плане (Шмидт Е. А., 19706, с. 63—69). Остатки многокамерной постройки того же типа, что и в Тушемле, были открыты на описанном выше Колочинском городище.

На основной части поселений тушемлинско-банце-ровской культуры, очевидно, были распространены небольшие наземные жилища столбовой, реже сруб-ной конструкции. Отапливались они очагами. Одно из таких жилищ изучено, в частности, на городище Боровно под Лепелем. Оно имело стены столбовой конструкции и очаг, сложенный из камней. Подоб­ные постройки трудно уловимы при раскопках, по­этому пока весьма слабо изучены.

Погребальными памятниками тушемлинско-банце-ровских племен были грунтовые могильники. Безраз­дельно господствовал обряд трупосожжения. Крема­ция умерших совершалась в стороне. Остатки сожже­ния, собранные на погребальном костре (немного кальцинированных костей, зола и угольки), помеща­лись в неглубоких округлых ямках.

Могильники располагались на возвышенных мес­тах, поблизости от поселений (Акатово, Узмень), а иногда непосредственно на краю селищ (Заозерье, Кислая, Шугайлово). В Акатовском могильнике рас­копками вскрыто 20 захоронений. Иногда они были урновыми (есть случаи, когда урны перекрыты пере­вернутыми вверх дном сосудами), а иногда остатки


трупосожжений ссыпали прямо в ямку. Погребаль­ные ямы имели усеченноконическую форму, их диа­метры 0,3—0,5 м, глубина — до 0,6 м. Инвентарь в за­хоронениях почти отсутствует. Лишь в некоторых из них встречены небольшие куски бронзовых сплавов, бронзовые спиральки, трубочка и обломок браслета (Шмидт Е. А., 1962, с. 189-193).

В могильнике Узмень на раскопанной площади 872 кв. м зафиксировано 34 захоронения. Все они со­вершены по обряду трупосожжения на стороне. Ос­татки кремации с углем помещались в овальные или круглые ямки размерами от 10X5 до 50X38 см, глу­биной не менее 25 см (верхние части погребальных ям оказались распаханными). Восемь погребений бы­ли урновыми, в них найдены нижние части глиня­ных сосудов или их фрагменты. В остальных случаях остатки трупосожжений были ссыпаны непосредствен­но в ямки. Кроме того, прослежено еще пять ямок диаметром от 10 до 25 см и глубиной 8—18 см, напол­ненных углем без кальцинированных костей.

Большинство погребений были безынвентарными. Обломки бронзовой проволоки встречены в захороне­ниях 11 и 27, бронзовые проволочки, свернутые в колечки,— в погребениях 16 и 30. В погребении 31 найдены оплавленная синяя стеклянная бусина и витое бронзовое колечко с заходящими концами; в по­гребении 16 — глиняное биконическое пряслице, а в погребении 24 — железная посоховидная булавка (Ми-насян Р. С., 1979, с. 176—180). Могильник и распо­ложенное рядом селище датируются серединой и третьей четвертью I тысячелетия н. э.

Культурные напластования на поселениях тушем-линско-банцеровской культуры бедны находками. Наиболее многочисленны фрагменты керамики, из­готовленной домашним способом без помощи гон­чарного круга. Самыми распространенными были со­суды горшкообразных типов тюльпановидной, бико-нической и усеченноконической форм (табл. XI, 1, 3, 7, 5, 20). Горшки больших размеров (иногда до 40— 45 см в диаметре) предназначались для хранения продуктов, меньших размеров (до 25—30 см в диа­метре) — для приготовления пищи. Эти сосуды ле­пились из глины с примесью дресвы. Часто внешняя поверхность их шероховатая от выступающих зерен дресвы. Цвет поверхности различный: серый, жел­тый темно-серый, грязно-коричневый. Орнамента нет. Вторую, менее многочисленную группу керамики образуют мискообразные горшки и миски (табл. XI, 2, 9}. Они выделяются и по характеру обработки по­верхности—лощеной или подлощенной. Количество лощеной керамики на разных памятниках различ­но. Так, по подсчетам Е. А. Шмидта, на селищах она составляет не более 5% всех фрагментов глиняной посуды. На городищах-убежищах ее доля увеличи­вается, составляя 20—37%. Это различие обусловле­но, очевидно, тем, что в убежища брали с собой наи­более ценные вещи и керамику. Замечено, что лоще­ная керамика чаше встречается на памятниках, расположенных в Днепровском бассейне. В северо­западной части ареала тушемлинско-банцеровских па­мятников такая посуда почти неизвестна.

Керамика тушемлинско-банцеровского облика встречена также в отдельных захоронениях длинных и синхронных с ними полусферических курганов (Старое Село под Витебском, Дорохи, Янкевичи).



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.