Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРЫ ЮЖНОГО РЕГИОНА




 


Рис. 4. Серебряный сосуд из клада у с. Мартыновна

составе предметы головного убора — налобные венчи­ки, серьги, височные кольца, женские украшения — шейная гривна, браслеты, пальчатая фибула и мно­гочисленные поясные бляшки, накладки и наконеч­ники (табл. VI; VII). Кроме того, в клад входили две чаши с византийскими клеймами (рис. 4; 5), фрагмент блюда, ложка и девять фигурок, изобра­жающих людей и стилизованных животных.

Эти девять фигурок представляют исключительный интерес для характеристики искусства той эпохи. Они рельефны и имеют отверстия для гвоздиков или заклепок. Четыре фигурки изображают «пляшущих» мужчин. Каждый из них стоит подбоченившись, словно готовясь пойти вприсядку, ноги согнуты в коленях, руки — в локтях и упираются в колени. Го­ловы мужчин увеличены несколько несоразмерно с остальными частями тела, геометричны и обрамлены «златыми власами». На груди выгравированы узо­ры, по-видимому передающие вышивку на рубахах.

Фигурки животных изображают скорее всего ко­ней, но они фантастичны и напоминают хищных зве­рей. Они бегут с оскаленными пастями, из которых высунуты языки. Широкие лунообразные гривы ук­рашены геометрическим узором л позолочены.

Клады, состоящие из украшений тех же типов, что и в Мартыновском, найдены у сел Малый Ржавец, Хацки (Бобринский А. А., 1901, с. 147, 148, табл. LXI; Рыбаков В. Л., 1953а, с. 73-76), Харивка (Бе-резовецъ Д. Т., 19526, с. 109—118), на Пастырском городище и в других местах.

Головные венчики из этих кладов сделаны из се­ребряных пластин, завернутых на концах. Серьги па­стырского типа образованы проволочными кольцевы­ми дужками, к которым снизу прикреплялись разно­типные привески, главным образом дисковидные с пятью-семью лопастями и дисковидные ажурные с дополнениями из зерни. Височные кольца — прово­лочные со спиральным завитком. Шейные гривны де­лались из массивного дрота, иногда перекрученного, с петлеобразно загнутыми концами. Встречены и ожерелья из стеклянных и пастовых бус разного цвета. Форма их цилиндрическая, кольцевая, бочон-кообразная, иногда они украшались волнистым узо­ром или глазками. В состав ожерелий входили также металлические привески и трубочки-пронизки. Браслеты были массивными или полыми, концы их обычно утолщены.

Богато представлен поясной убор. Пояса снабжа­лись многочисленными накладками — круглыми, пря­моугольными, зооморфными, крестовидными, а также фигурками, орнаментированными бляшками, обойма­ми, украшенными стилизованным растительным узо­ром, кольцами и наконечниками разных форм.

Наиболее интересную и многочисленную катего­рию находок в кладах и на пеньковских поселениях составляют фибулы. Они принадлежат к нескольким типам. Щитковые фибулы образованы из двух щит­ков, соединенных загнутой полукруглой дужкой. Ли­цевые стороны их орнаментированы обычно концен­трическими кругами и спиралями. Пальчатые фибу­лы имели полукруглый щиток с пятью-семью высту­пами. Лицевые стороны их часто орнаментированы. Щитки антропоморфных и зооморфных фибул прорез­ные. Многочисленны широкопластинчатые фибулы. Они бронзовые, шарнирные с прогнутой пластинча-


Рис. 5. Серебряный сосуд из клада у с. Мартыновна

той спинкой и ромбической ножкой, чуть выступаю­щей вперед. Орнамент — из точечных и прочерченных линий. Эти фибулы сложились в Среднем Поднеп-ровье под сильным культурным влиянием Византии и Дунайского региона, датируются они VII—VIII вв. (Горюнов Е. А., Казанский М. Ж., 19786, с. 25-31).

Пальчатые и антропозооморфные фибулы, поясные принадлежности и браслеты из кладов имеют анало­гии в крымских и северокавказских материалах, где они иногда встречаются с византийскими монетами. На этом основании клады в целом датируются VI— VIII вв. (Амброз А. К., 1971а, с. 96-123). Некоторые из них, в том числе Мартыновский, Хацковский, Ма-лоржавский, относятся к VI—VII вв., другие, как Пастырские, Харивский,— более поздние (вторая половина VII—VIII в.).

В конце XIX и начале XX в. исследователи полага­ли, что комплексы украшений с пальчатыми и антро-позооморфными фибулами оставлены готами. Однако в 20-х годах А. А. Спицын высказал мысль о принад-



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.