Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРЫ ВЕРХНЕГО ПОДНЕПРОВЬЯ И СМЕЖНЫХ ОБЛАСТЕЙ




 


зернотерки), и большое количество обгорелого зерна различных сельскохозяйственных культур (ячмень двурядный и многорядный, мягкая пшеница, рожь, просо, овес, горох, бобы), обнаруженного на городи­щах Бапцеровщина, Демидовка и Близнаки. Господ­ствовало подсечное земледелие. Это подтверждается споро-пыльцевыми исследованиями культурных нап­ластований и грунтов из-под насыпей валов на горо­дищах-убежищах. Имеются основания полагать, что наряду с подсекой в это время распространяется и пашенное земледелие. В пользу этого говорят появ­ление более совершенных по форме серпов и находки жерновов па городище Тушемля. Орудия же обработ-ки земли были, очевидно, деревянными и не дошли до нас.

Несомненно, развитым было в то время и скотовод­ство. На долю костей домашних животных приходится свыше 3/4 остеологического материала, собранно­го на поселениях тушемлинско-банцеровской куль­туры. Разводили все известные в настоящее время виды домашних животных. Среди них на первом мес­те стоят корова (свыше 40%) и свинья (32,7%). По сравнению с предшествующим периодом в Смолен­ском Поднепровье наблюдается заметный рост отно­сительного количества крупного рогатого скота при некотором уменьшении доли лошади и свиньи. По-видимому, увеличение количества крупного рогатого скота было обусловлено улучшением возможностей его содержания в зимнее время, а уменьшение числа лошадей, потреблявшихся в пищу, связано с началом использования коня в качестве рабочего скота и как средства передвижения воинов-всадников.

Охота и рыбная ловля имели второстепенное зна­чение. Основными объектами охоты были лось, ка­бан, медведь, куница, лисица и заяц. О рыболовстве свидетельствуют находки грузил, крючков, острог и блесны.

Тушемлинско-банцеровская культура была мест­ной, развившейся из культур Верхнего Поднепровья и Подвинья периода раннего железного века. На ма­териалах из верховьев Сожа это убедительно показал П. II. Третьяков (Третьяков П. Н., Шмидт Е. А., 1963, с. 3—129). В начальный период существования тушемлинской культуры устанавливается полная преемственность ее с днепро-двинской, распростра­ненной с VII в. до н. э. до IV—V вв. н. э. на той же территории Смоленского Поднепровья и в Полоцко-Витебском Подаянье (Седов В. £., 19706, с. 25-30). Слабопрофилированная тушемлинская керамика эво-люционно развивается из днепро-двинской. На ран­них селищах тушемлинской культуры бытуют пред­меты, идентичные днепро-двинским: посоховидные булавки, пряслица, серпы, грузики «дьякова типа» и т. п. Преемственность между днепро-двинской и ту­шемлинской культурами проявляется и в домострои­тельстве: для той и другой характерны наземные до­ма столбовой конструкции с одинаковыми овальными очагами. Святилища тушемлинского типа, представ­лявшие собой круговые столбовые строения с боль­шим столбом — изображением божества в центре, имеют прямые параллели в культовых постройках днепро-двинских племен. Все это неоспоримо свиде­тельствует о развитии тугаемлинской культуры из днепро-двинской. Можно отметить еще, что культура типа Тушемли-Банцеровщины занимает целиком


территорию расселения днепро-двинских племен, причем северо-западные, северо-восточные и юго-восточные границы их ареалов почти совпадают.

Только на юго-западе ареал тушемлинско-банце-ровских древностей значительно выходит за пределы территории днепро-двинской культуры, охватывая в верховьях Березины, Вилии и в северной части При-пятского бассейна значительную часть, запятую в раннем железном веке племенами культуры штрихо­ванной керамики.

В процессе формирования культуры типа Тушем-ли—Банцеровщины население восточной части ареа­ла культуры штрихованной керамики, как свидетель­ствуют археологические материалы, не покинуло мест обитания. На основе исследований городищ, в част­ности Лабенского, Старорудицкого, Васильковского, А. Г. Митрофанов показал эволюционную смену куль­тур. Период IV—V вв. был переходным, когда на поселениях наряду со штрихованной посудой, про­цент которой постепенно уменьшался, получали рас­пространение гладкостенные сосуды — прототипы банцеровских. Постепенно последние приобретают господствующее положение (Митрофанов А. Г., 1972, с. 155—162). Сходство банцеровских памятников с тушемлинскими позволяет предполагать, что при этом процессе происходили передвижения племен: очевидно, инфильтрация потомков днспро-двинских племен в среду носителей культуры штрихованной керамики. Однако проследить это на конкретных ма­териалах археологии пока не удается.

Племена, оставившие памятники тушемлинско-банцеровского облика, принадлежали к балтской языковой группе. С одной стороны, в пользу этого говорит формирование культуры типа Тушемли— Банцеровщины на основе достоверно балтской днеп­ро-двинской культуры. С другой стороны, что более существенно, отсутствует генетическая преемствен­ность между рассматриваемыми древностями и сле­дующими за ними по времени славянскими. Вопрос о балтоязычности тушемлинско-банцеровских пле­мен подробно анализировался П. Н. Третьяковым, В. В. Седовым и Е. А. Шмидтом (Третьяков П. Я., Шмидт Е. А., 1963, с. 29-32; Третьяков П. Я., 1966, с. 273-279; Седов В. В., 19706, с. 48-53).

В. Б. Перхавко попытался показать неславянский характер памятников типа Тушемли—Банцеровщи­ны—Колочина на основе анализа украшений, орудий труда и предметов вооружения (Перхавко В. £., 19786, с. 59-72; 1979, с. 40-55). Оказалось, что большинство бронзовых изделий, наконечники ко­пий, топоры, серпы и шпоры, найденные при раскоп­ках этих памятников, принадлежат к типам, отлич­ным от славянских и весьма характерным для верх-неднепровских балтских культур раннего железного века, а также для раннссредневековых древностей Латвии и Литвы.

Вместе с тем начиная с VI в. на территории рассе­
ления днепровских балтов, оставивших древности ти­
па Тушемли—Банцеровщины—Колочина, отчетливо
фиксируются славянские культурные элементы, сви­
детельствующие о начале инфильтрации славян в
балтскую среду. Это проявляется прежде всего в рас­
пространении в разных пунктах Верхпего Подне­
провья полуземляночных жилищ с типично славян­
ским интерьером.



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.