Первая:
протяженность – 6-12 км;
скорость течения – 30 км/ч
время прохождения волны – 30 мин.
Вторая:
протяженность – 15-25 км;
скорость течения–15-20 км/ч
время прохождения волны – 50-60 мин.
Третья:
протяженность – 30-50 км;
скорость течения–10-15 км/ч
время прохождения волны – 2-3 часа.
Четвертая:
протяженность – 35-70 км;
скорость течения – 5-10 км/ч
время прохождения волны – более 3 часов.
В среднем общие потери населения при катастрофических затоплениях составляют от 20% днем до 35% ночью, в том числе среди них безвозвратные – 15 и 30% и санитарные – 85 и 70%, соответственно. По зонам затопления аналогичные потери представлены в табл. 12. В холодное время года величина общих потерь может увеличиваться на 10-20%.
Подобное деление на зоны позволяет аварийно-спасательным службам лучше ориентироваться в сложившейся обстановке и повышает качество и эффективность использование сил и средств СМК для оказания медицинской помощи пострадавшему при наводнениях и затоплениях населению.
В первые минуты и часы от развития наводнений ликвидация их последствий осуществляется местным населением и нештатными объектовыми аварийно-спасательными формированиями. Учитывая, что уровень их подготовки и оснащения невысок, работы, как правило, выполняются хаотично и направлены на розыск и спасение пострадавших людей, укрепление (возведение) простейших защитных гидротехнических сооружений и перемещение личного имущества на более высокие места.
При прибытии на место ЧС профессиональных спасателей и проведении ими планомерных спасательных мероприятий, в зависимости от обстановки, используются различные виды плавсредств (надувные лодки, катера, амфибии, плавающие транспортеры и т.п.) и вертолеты.
Медицинская помощь пострадавшему населению включает в себя проведение мероприятий по извлечению пострадавших из воды, их доставку на берег или спасательные суда. Спасательные суда усиливаются медицинским персоналом, обученным методам реанимации, интенсивной терапии проведению противошоковых и реанимационных мероприятий.
На берегу необходимо развертывать временные пункты сбора пострадавших, в составе которых должны быть медицинские бригады (БЭДП, ВСБ). На этих пунктах пострадавшие от наводнения обогреваются, по-возможности, переодеваются в сухую одежду, получают питание и подготавливаются к эвакуации в места расселения, а при необходимости, – в ближайшие ЛПУ.
При оказании медицинской помощи пострадавшим следует учитывать, что определенная их часть, вследствие длительного времени пребывания в воде, обессилена, переохлаждена, лишилась крова, питьевой воды и продуктов питания, находится не только в неблагоприятных метеоусловиях, но и в условиях постоянно ухудшающейся санитарно-эпидемиологической обстановки.
Вслед за развитием наводнения, нередко, увеличивается число простудных заболеваний у людей, возникает вспышечная инфекционная заболеваемость в виде дизентерии, дизбактериоза, других острых кишечных заболеваний и повышается уровень воспалительных процессов во внутренних органах (легкие, печень, почки). Следовательно, районы наводнения должны подвергнуться полномасштабному санитарно-эпидемиологическому надзору и контролю, а их жители – находиться под пристальным медицинским наблюдением.
В преддверии весеннего паводка на затапливаемых территориях органам управления муниципального здравоохранения необходимо провести комплекс превентивных мероприятий с целью снижения безвозвратных и санитарных потерь среди населения. В их числе следует рекомендовать:
- временное отселение местных жителей (особенно детей, беременных женщин, хронических больных и инвалидов) на не затапливаемые территории по принципу интернатского размещения;
- усиление обеспечения фельдшерско-акушерских пунктов и близрасположенных ЛПУ медицинским имуществом и продуктами питания;
- предусмотреть порядок качественного медицинского обеспечения пострадавших на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных весенним паводком, в том числе и в период праздничных дней;
- проверить, а при необходимости откорректировать, действенность схемы оповещения и экстренного сбора руководящего состава ЛПУ.
- проведение инструктажа с дежурным персоналом ЛПУ, обратив при этом особое внимание на:
а) знание им алгоритмов действий при возникновении наводнений и появлении пострадавших;
б) организацию, порядок, пути и способы возможной медицинской эвакуации больных и населения с затапливаемых территорий;
в) организацию взаимодействия здравоохранения с оперативными и аварийно-спасательными службами территории (пожарные, милиция, спасатели, коммунальные службы и др.).