1 – Сказал шейх Мухlаммад аль-Ма’сум: «Я увидел, как великая Ка’аба обнимает меня и целует в страстном стремлении… А когда я закончил совершение обхода посещения (тавафу-з-зийара), ко мне пришел ангел с извещением о принятии хаджа от Господа Мира»[325].
Я говорю, комментируя это: извещение о принятии Аллаhом хаджа или другого вида поклонения – мы никогда не слышали, чтобы его получал кто-либо из людей, будь то пророк, или сподвижник или кто-то другой. Если бы кто-то получил подобное извещение, нам было бы интересно посмотреть, каким чернилами оно написано, и на какой бумаге. Особая ли это райская бумага или же один из видов, существующих на земле? И находится ли этот свиток до сих пор на земле? И где он сейчас? По идее, он должен охраняться как зеница ока, и передаваться из поколения в поколение, чтобы люди видели его своими глазами, и это добавляло им убежденности, сознательности и веры словам Мухlаммада аль-Ма’сума. Что же касается поцелуев и обнимания, то нет ничего удивительного в том, что человек говорит все, что пришло ему в голову, и если бы он поднялся в своей наглости еще на одну ступень, он бы сказал и о чем-то третьем… Продолжение комментария к этой истории оставим читателю.
2 – Сказал шейх Мухlаммад аль-Ма’сум: «Я увидел себя светом, проникающим в каждый атом в этом мире, и весь мир светился, подобно солнцу»[326].
Я говорю: неужели до рождения Мухlаммада аль-Ма’сума все атомы этого мира пребывали во тьме, не зная света? И когда он умрет – останется ли этот свет или исчезнет вместе с ним?
3 – Когда скончался ХабибуЛлаh Джан Джанан аль-Музхир(?), говорили, что половина Корана поднялась на небо, и произошло ослабление религии[327].
Я говорю: сказал Аллаh в Свой Величественной Книге: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегает его»(Аль-Хиджр, 9). По мнению толкователей, это означает, что Аллаh ниспослал Коран, и Он сохраняет от изменений и искажений. Так что же, все они ошибаются в своем толковании этого аята? И если половина Корана поднялась на небо, означает ли это, что исчезнувшая часть была стерта из мусхафов, существовавших во времена ХабибуЛлаhа? Если нет, то что это тогда означает?
4 – Сказал шейх Ахмад аль-Фаруки: «Я много раз был поднят над славным Троном, и однажды, когда я был поднят над ним на высоту, равную расстоянию от центра земли до него, я увидел место пребывания имама Шаха Накшбанда (да будет доволен им Аллаh), И я видел немного повыше места пребывания некоторых других шейхов», - и он упомянул несколько других имен, после чего сказал: «И знай, что каждый раз, когда я пожелаю вознестись над Троном, мне удается это сделать»[328].
Я говорю: я сомневаюсь в том, что этот трон - Славный Трон Аллаhа… Скорее всего, это трон Иблиса. Поразмыслите над этим и проверьте.
5 – Сказал шейх Ахмад аль-Фаруки: «Я видел, как прелестная Ка’аба совершает обход вокруг меня, как проявление уважения Аллаhа ко мне и оказание почета мне»[329].
Я говорю: если возможно такое, что Ка’аба целует и обнимает то, что мешает ей совершать обход, ведь это намного легче?..
6 – Аль-Халлядж издал фетву о том, что если человек захотел отправиться в хадж, но у него это не получилось, то ему следует отправиться в одну из комнат в своем доме, вычистить ее и полить благовониями, и после этого он будет как совершивший хадж[330].
7 – Сказал аль-Халлядж своим последователям: «Кто постился три дня, сделав разговение только на четвертый, это избавляет его от необходимости поститься Рамадан»[331].
Я говорю: этот аль-Халлядж (его имя Хусейн ибн Мансур) был распят и убит, и аш-Шильби послал к нему женщину, являющуюся последовательницей суфизма, чтобы она сказала ему: «Аллаh доверил тебе тайну, а ты раскрыл ее, и Он заставил тебя вкусить железа». Так иногда «разбалтываются» секреты мистического знания некоторых из них, и это и предыдущие высказывание именно такого рода, остальные же можно приравнять к этим.
8 – Сказал Абу Йазид аль-Бастами: «Поистине, Аллаh оказал мне много милостей. Среди них – то, что я согласился быть сожженным вместо всех созданий из жалости к ним»[332].
Я говорю: заклинаю вас Аллаhом, скажите мне, какая разница между этим высказыванием и словами христиан о том, что ‘Иса согласился быть распятым на деревянном кресте, чтобы очистить людей от их грехов? И если собрать вместе эти два высказывания, получается, что у человечества есть уже целых два «спасителя», и нет страха над ними, и не будут они опечалены.
9 – Сказал Абу Йазид аль-Бастами: «Аллаh (Высок Он и Велик) заглянул в сердца своих приближенных и увидел, что некоторые из них недостойны быть носителями знания, и Он занял их поклонением»[333].
Я говорю: их этих слов следует, что познавший Аллаhа не поклоняется Ему, а тот, кто поклоняется, ничего о Нем не знает, и знание и поклонение не могут совмещаться в одном человеке. Правда ли это? Действительно ли это так?
10 – Сказал аль-Бастами: «В поклонении заключены некоторые действия, которые нуждаются в том, чтобы вы совершали ослушания Аллаhа»[334].
Я говорю: если под действиями он подразумевал показуху и самолюбование, то требует ли от нас Шариат, чтобы мы раскрывали это и устраняли с помощью ослушания Аллаhа, или же для этого существует другой способ?