Суфизм: его приверженцы совершают путешествия к могилам своих шейхов и их гробницам с целью посещения их и считают подобные действия достойным делом, приближающим их к Аллаhу, и тратят для осуществления этого огромные суммы денег, и совершают поездки на расстояния в тысячи километров, считая при этом, что чем больше расстояние, тем большая награда от Аллаhа их ожидает. И многие из них проходят большие расстояния пешком, отвергая поездки на автобусе или машине, будучи убежденными, что перенесение трудностей в пути лишь увеличивают их награду.
И я, проезжая на машине по дорогам Чечни, видел идущие по ним группы молодых людей, возраст которых не превышал 25 лет. Они шли пешком, держа в руках сумки с необходимыми вещами и провизией, направляясь к могиле Хид, матери Кунта – хаджи, чтобы посетить ее и совершить обход вокруг нее и испросить у нее благословения.
Так они отправляются в путешествия для посещения могил, и молятся около них и испрашивают благословения и касаются земли вокруг них и приносят на них жертвы, и обращаются к тем, кто покоится в них, с мольбой помимо Аллаhа. И просят у них того, в чем нуждаются и что желают в обоих Мирах, вроде пропитания, детей, исцеления от болезней, успеха в работе и прибыли в торговле, и берут землю с этих могил и приносят к себе домой, используя ее для исцеления и испрашивания благословения…
Последователи суфизма превратили могилы своих шейхов в Ка’абу – обращаются в их сторону и совершают паломничество к ним.
Говорит аль-Газали в своей книге «Адабу-с-сафар»: «… то есть путешествие с целью совершения поклонения, хаджа или джихада. Сюда входит посещение могил пророков (мир им), а также посещение могил сподвижников и их последователей (ат-таби’ин) и других ученых и праведников. И те, у кого испрашивают благословения при их жизни, - испрашивают благословения на их могилах после их смерти, и совершение путешествия с этой целью разрешено»[152].
И многие составители биографий суфийских шейхов и праведников описывали позицию суфиев в том, что связано с могилами, повторяя при этом фразу: «Могила – Ка’аба, к которой совершается паломничество».
Абу-ль-Худа – эфенди, последователь тариката ар-Рифа’и, открыто говорят о том, что их хадж – к могиле Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) и могиле ар-Рифа’и, их шейха.
Два дома, к ним хадж совершают знающие:
Дом Пророка и львенка его в саваннах.
Я имею в виду господина Рифа’и, который
Созданы кончики пальцев его из богатств.[153]
И добавляет, указывая на то, что могила ар-Рифа’и является Ка’абой его последователей:
Она - Ка’аба влюбленных – стремись же к ней,
И радуйся свету сердцу и веселью[154].
Зачем нам далеко ходить, чтобы найти примеры этому, когда в наших странах – Дагестане и Чечне, подобных примеров множество, и один из наиболее известных – могила Мухlаммада – эфенди в Астрахани и могила Хид, матери Кунта – хаджи, в Чечне.
Они начали совершать путешествия и к местам гибели шахидов – месту гибели имама Гази Магомедова, первого имама Дагестана, начавшего сражаться с русскими захватчиками, и к горе Ахул-Кух(?), где имело место кровавое сражение между имамом Шамилем и русскими войсками… Есть и другие.
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а:считают совершение путешествий с целью посещения могилы или гробницы или какого-то примечательного места нововведением (бид’а) и дурным делом, независимо от того, является ли тот, кто покоится в этой могиле или гробнице, пророком или сподвижником или ученым или кем-то другим, потому что наши праведные предки никогда не делали ничего подобного и мы не читали ни в одной книге, чтобы кто-то из них отправился в поездку на дальние расстояние с целью посещения могилы, как это делают сегодня представители суфизма с могилами своих предков… И доказательство их утверждения хадис нашего Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Не совершайте путешествия иначе как к трем мечетям: мечети аль-Харам (Запретная мечеть), вот этой моей мечети (мечеть Пророка в Медине) и мечети аль-Акса (Отдаленная мечеть)»[155].
И никто не передает от Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) сообщения о том, что он совершал поездки с целью посещения могилы кого-то из пророков и посланников. И он не приказывал посещать их, и не говорил, где они находятся – а они умерли на земле и в ней похоронены. И если бы поездки с целью посещения могил были полезными и желательными с точки зрения Шариата и средством приближения к Аллаhу, Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) обязательно совершал бы их и не скрывал бы от других места, в которых похоронены пророки. Неужели он скроет от своей общины то, что может принести пользу, тот, кто больше всех стремился принести ей пользу и желал ей блага? И сподвижники не скрывали бы местонахождение этих могил, более того, сам Аллаh не стал бы скрывать их место нахождения от своего Посланника Мухlаммад (да благословит его Аллаh и приветствует).
Поистине, мы в настоящее время не знаем точно местонахождения могил благородных посланников, и Аллаh не сообщил об этом Своему Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует), а он, соответственно, не сообщил нам, из чего мы можем делать вывод, что знание местонахождения могил не такое уж важное дело, и что поездки с целью посещения их не является частью нашей религии.
Далее, эти могилы, которые мы видим в исламских странах – большая часть их не является настоящими, и мы не знаем, кто на самом деле покоится в них, и гробница Хусейна, сына Али (да будет доволен Аллаh ими обоими) в Египте не настоящая, поскольку он погиб в Кербеле в Ираке. И самое важное доказательство этого – то, что его могилы есть в Ираке, Египте, Сирии, а, согласитесь, вряд ли возможно, чтобы у одного и того же человека были могилы в разных местах. Второе же доказательство – то, что сподвижники никогда не хоронили мертвых в мечетях, руководствуюсь словами Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Да погубит Аллаh иудеев и христиан - они превратили могилы своих пророков в мечети!»[156].
Что же касается таких действий суфиев, как прикосновение к могилам своих шейхов и испрашивание у них благословения и целование их поверхности и привязывание к ним лоскутков ткани, рассыпание на них монет и принесение в жертву животных и т. д., - все это – языческие действия и ширк, и совершают их идолопоклонники.
Не стоит понимать наши слова как абсолютное запрещение посещения могил. Мы подтверждаем, что посещение могил - действие разрешенное и даже желательное и Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) делал это после того, как это было запрещено вначале. Сказал он (да благословит его Аллаh и приветствует): «Я запрещал вам посещать могилы… Посещайте же их... Дано было Мухlаммаду позволение посетить могилу его матери; посещайте же их, - поистине, они напоминают вам о Жизни Вечной»[157].
Но то, что мы запрещаем – и запрещает Шариат, – это совершение дальних путешествий с целью посещения могил и совершения действий, ведущих к ширку, а не само по себе посещение могилы, если оно осуществляется в границах, установленных Шариатом. Посещение могилы - это одно, а путешествие с целью ее посещения - это совсем другое, и не стоит смешивать эти два понятия.
И для того, чтобы посещение могилы являлось дозволенным и соответствовало тому, что делал Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует), посещающему необходимо соблюдать несколько условий, названных учеными и зафиксированных в их книгах:
1. Его главной целью должно быть подчинение Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует), который сделал посещение могил желательным для мусульман.
2. Посещение могилы должно осуществляться с намерением прочитать ду’а за мертвого, попросить для него прощения и поприветствовать его, а не обращаться к нему с ду’а и просить у него помощи в исполнении желаний – ведь, поистине, мертвый сам нуждается в том, чтобы за него читали ду’а…
3. У него должно быть намерение путем этого посещения напомнить себе о Мире Вечном и поразмышлять о смерти, и напомнить себе, что и он когда-нибудь умрет и уподобится лежащим в этих могилах.
4. Он не должен совершать путешествия на дальние расстояния с целью посещения могил, - посещения могилы, находящейся недалеко от места его проживания, ему вполне достаточно. Посещение же могил, находящихся далеко от его дома, также разрешается в случае, если посещающий по каким-то причинам оказался в районе, где находятся эти могилы (но не приехал с целью ее посещения).
Шейх ибн Таймиййа (да помилует его Аллаh) сказал: «Дозволенное посещение могил – посещение их теми, кто живет недалеко от них или оказался рядом с ними, точно также как посещение мечети Ка’аба осуществляется только из Медины, и никому не дозволенно совершать к ней путешествия, приезжая из далека, поскольку Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) запретил совершать путешествия, иначе как для посещения трех мечетей»[158].
5. Нельзя взывать к мертвым, и просить у них помощи и защиты, или требовать осуществления желаний, поскольку эти действия являются большим ширком (аш-ширк аль-акбар), который делают совершающего его кяфиром. Сказал Всевышний: «Не взывай вместо Аллаhа к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе несправедливых»(Йунус, 106). А «несправедливые» - это совершающие ширк.
6. Нельзя совершать намаз или другие виды поклонения на могилах, будучи уверенным, что так больше шансов, что это поклонение будет принято Аллаhом, ибо это убеждения ложно и является результатом невежества в религии, а также дорога, ведущая к излишнему возвеличиванию мертвого, а затем и к ширку.
7. Не следует прикасаться к земле могил и стенам гробницы и испрашивать благословения у всего того, что связано с умершим, веря при этом, что это приносит пользу в Этом и Вечном Мире, ибо, поистине, настоящим благословением является только следование по пути Господина Пророков (да благословит его Аллаh и приветствует).
8. Нельзя привязывать на могилу лоскутки ткани и рассыпать монеты на них, ибо это языческие действия и уподобление неверным в их действиях.
9. Необходимо читать специальные ду’а, которые передают от Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), во время посещения могил, а не заниматься чтением Корана на них, поскольку это не имеет никакой шариатской основы, и если бы это было действительно полезным делом, то Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) делал бы это или научил бы этому своих сподвижников.
Сказал шейх аль-Альбани (да помилует его Аллаh): «И к тому, что подтверждает несоответствие Шариату чтения Корана на могилах, относятся слова Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует): «Не превращайте свои дома в могилы - поистине, Шайтан бежит от дома, в котором читают суру «аль-Бакара» («Корова»)». Этот хадис передает Муслим и другие. В нем Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) указывает на то, что могилы не являются местом для чтения Корана, пояснив, что Коран читается в домах – в противоположность кладбищам, и это является самым большим различием между ними. В другом хадисе он (да благословит его Аллаh и приветствует) также указал на то, что могилы не место для этого: «Молитесь в своих домах и не превращайте их в могилы», - его передает Муслим»[159].
Все эти условия необходимо соблюдать при посещении могил, и кто делает это, посещением им могилы является дозволенным и соответствует Сунне Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), кто же нарушает эти правила и посещает могилы по-другому, вроде путешествия с целью посещения могил, или посещение с целью совершения молитвы около них, то это является нововведением (бид’а). Кто же добавляет к этому совершение действий, относящихся к ширку, вроде взывания к мертвым с просьбой об исполнении желаний, посещение им могил является ширком… Из всего вышеупомянутого следует, что посещение могил делится на три вида.
1. Соответствующее Сунне Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) и без совершения путешествия с целью этого посещения.
2. Являющееся нововведением - когда осуществляется способом, противоречащим Сунне Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует).
3. Являющееся ширком – если во время его осуществления совершаются действия, которые относятся к ширку и выводят человека из Ислама.