Суфизм: для него характерен культ шейхов, которых последователи суфизма превозносят над остальными людьми, относясь к ним с особым уважением и почитанием, даже если они и не превосходят других в знаниях или чем-то другом и не обладают особыми достоинствами. Это распространено и хорошо известно во всех направлениях суфизма, но особенно в кадиритском тарикате в Дагестане и Чечне. Человека, ведущего свой род от суфийского шейха, знает здесь каждый, и когда он входит, все присутствующие встают в знак уважения к нему, и если происходит спор между людьми, тут же приглашают этого человека, чтобы он рассудил между ними, и подчиняются его решению, никогда не оспаривая его. И даже если он является нечестивым, порочным и грешным человеком, не гнушающимся совершения запретного, о нем говорят: «Это не вредит ему, ведь он потомок такого-то устаза или такого-то вали, и он является его внуком или правнуком, и тот походатайствует за него и избавит его от наказания могилы и от наказания в Огне и обеспечит ему вход в Рай. Ведь те, чьими предками были шейхи или вали, не как все остальные люди».
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а: говорят: «Это убеждение ложное, оно не имеет шариатской основы, и нет никаких доказательств этого убеждения ни в Коране, ни в Сунне. Все люди сыны Адама, а Адам создан из глины…»
Коран подтвердил, что нет превосходства одних людей над другими, кроме как по степени богобоязненности. Сказал Всевышний: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллаhом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллаh – Знающий, Ведающий»(Комнаты, 13).
Так же и наш Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) подтвердил, что не возвышает одних людей над другими ничего, кроме богобоязненности, благих дел, праведности и благочестия, сказав: «Все мусульмане – братья, и нет превосходства одних над другими иначе как в богобоязненности».[87]
И сказал он (да благословит его Аллаh и приветствует): «Все вы – дети Адама, а Адам был создан из глины, так пусть же люди прекратят гордиться своими предками и ведут себя (по отношению к) Аллаhу (так, словно они) ничтожнее, чем жуки.».[88]
И сказал Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует): «Нет превосходства у араба над не арабом, и у не араба над арабом, и у белого над черным и у черного над белым, кроме как в богобоязненности. Все люди (произошли) от Адама, а Адам (был создан) из глины».[89]
Также Аллаh приводит в Коране историю Нуха (мир ему) и его сына – как он ослушался своего отца и не захотел войти вместе с ним в ковчег и заслужил то, что заслужил народ Нуха (мир ему) – то есть, наказание и гибель, - и при этом Нух – посланник Аллаhа и благородный Пророк - не смог избавить своего сына от наказания Аллаhа, так что же можно сказать о шейхе, неизвестно откуда появившемся, судьбу которого никто не знает? Неужели ему дано то, что не было дано Нуху (мир ему), и он способен на то, на что не был способен Нух?!
Поистине, Судный День – великий день, и ужасы его невозможно представить. И каждый человек в этот день будет занят лишь собой, боясь за свою судьбу, как сказал об этом Всевышний: «…ибо у каждого человека своих забот будет сполна»(Нахмурился, 37). И ни один не обращает внимания на другого и не интересуется его положением, даже если он является самым близким ему человеком на свете. Сказал Всевышний: «Ни одна душа не понесет чужого бремени, и если обремененная душа взмолится о том, чтобы ей помогли понести ее ношу, ничто не будет взято у нее, даже если просящий окажется близким родственником.(Творец, 18). И каждый человек побежит в этот день от своих близких, как сказал Всевышний Аллаh: «В тот день человек бросит своего брата, свою мать и своего отца, свою жену и своих сыновей»(Нахмурился, 34-36).
Неужели после этих аятов найдется человек, который посмеет утверждать, что потомки шейхов обладают достоинствами, которых лишены остальные, и что суфийский шейх способен спасти своего сына или внука и избавить их от наказания в Судный День?
Никто не отрицает, что заступничество в будущем мире существует, и что некоторым людям будет дано право заступничества за других, а самое великое заступничество – заступничество Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) за людей во время Предстояния и Расчета… В Коране и Сунне упоминаются подробности, касающиеся этого заступничества: кто будет заступаться, и за кого, и что заступничество принадлежит одному лишь Аллаhу и Он дает право этого заступничества, кому пожелает, но нигде не сказано, что суфийскому шейху будет дано право заступаться за своих детей, внуков или других потомков или мюридов, даже если они были грешниками и нечестивцами, пили вино и прелюбодействовали, и утверждение, подобное этому – ложь, клевета и наговор на Аллаhа без всякого знания, а это является запретным (харам). Сказал Всевышний: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаhу сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаhа то, чего вы не знаете»(Преграды, 33).