Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Три режима движения жидкости - турбулентный, ламинарный и кавитация



09.01.2010 12:51 | Автор: Александр |

(Краткий вариант опубликован в сборнике: 2-ая Международная научная конференция студентов и молодых учёных «Актуальные проблемы современной науки». Самара, 2001, с. 200). Полный вариант опубликован в брошюре "Ноты открытий" . Сборник статей по открывательству за 1997-2003 годы.

В этой статье мы пытаемся найти ответы на вопросы:

«Почему существуют два режима движения жидкости?»

«Сколько существует режимов движения жидкости?»

«В чём причина существования режимов движения жидкости?»

Окончательных ответов на эти и подобные вопросы в современной науке нет. После опытов Рейнольдса в трубе критерием существования ламинарного и турбулентного режимов является число Рейнольдса Re=vh/υ, где v – скорость, h – некий линейный размер (это не глубина), υ – кинематическая вязкость. Пограничное (критическое) значение числа Рейнольдса по данным разных исследователей изменяется от 300 до 3000. Почему она так разнится?

Характерно различие между ламинарным (параллельно струйным) и турбулентным (извилистым) режимами течения жидкостей. Интересно, что тут мы видим аналогию с прямыми и извилистыми руслами.

Причиной образования любой извилистости вообще является разность между тем, что может делать предмет, и тем, что заставляют его делать [1]. В русловедении именно разность между транспортирующей способностью потока (тем, что может транспортировать река) и поступлением наносов в реку (тем, что приходится транспортировать реке) является причиной образования различных типов русел. При относительно малом поступлении наносов образуется извилистость, а при относительно большом поступлении наносов – русловая мнгогорукавность [1]. Подробное описание разности, диссимметрии, неравенства как причины физических явлений и процессов можно найти в книге В.В. Митрофанова [2].

Аналогично критерием ламинарного и турбулентного режимов движения жидкостей должна быть такая же разность. Как раз именно так интерпретируют число Рейнольдса Т. Карман на страницах 249-251 и сам Рейнольдс на страницах 185-227 в статьях, опубликованных в сборнике «Проблемы турбулентности» [3]: , где с – скорость молекул, λ – средний путь пробега молекул. Тогда становится ясным физический смысл числа Re. Числитель представляет собой интенсивность движения всего объёма жидкости (что он «может сделать» под действием силы тяжести), а знаменатель – темп теплового движения (чем выше скорость молекул и чем меньше пробег молекул, тем чаще их «тепловые» соударения). Всё укладывается в нашу концепцию образования извилистости.

Число, характеризующее режим движения жидкости, является отношением скорости движения молекул рассматриваемого объёма жидкости к скорости движения самого объёма жидкости в целом. При равенстве скоростей наблюдается ламинарное движение жидкости, а при превышении местных скоростей по сравнению с переносной стройность рядов нарушается, задние обгоняют передних, получается много лишней суеты, а жидкость двигается турбулентным режимом.

В русловедении [1] было два коренным образом отличающихся варианта типов русел с промежуточным средним: в одну сторону от прямых русел у нас были извилистые русла, а в другую – русловая многорукавность. Там наблюдались две противоположности: и превышение транспортирующей способностью над поступлением наносов, что приводило к образованию извилистости, и, наоборот, превышение поступления наносов над транспортирующей способностью, что приводит к образованию русловой многорукавности.

А режимы движения жидкости признаются только прямые и извилистые:

  Вид процесса Внешнее проявление и внутренняя сущность процесса
Извилистое (сжатое) Прямое (ровное) Разветвлённое (разорванное)
Типы русел Меандрирование Ленточногрядовый тип Русловая многорукавность
Режимы движения жидкости Турбулентный режим Ламинарный режим ? режим

Почему нет обратного эксперимента – некоего разрежённого потока при противоположном от турбулентного режима значении числа Рейнольдса? На самом деле такое обратное явление есть.

Обратный эффект к турбулентности называется кавитация. При кавитации в толще жидкости появляются пустоты. Это поток, который ещё «ламинарнее» ламинарного потока! Другое дело, что для нас кавитация ассоциируется с нестационарностями и даже разрушениями гидротехнических конструкций. Дело в том, что в тот момент, когда жидкость находится в состоянии кавитации, – она действительно «ламинарнее» ламинарного, а когда далее она выходит из того места, где были условия для такого режима движения жидкости, она уже в другом месте и производит разрушения при переходе к другим режимам жидкости, схлопывая пузырьки. Виновата не сама кавитация, а процесс перехода от кавитации к другим режимам движения жидкости.

Итак, существуют три режима движения жидкости: турбулентный, ламинарный и кавитация.

Качественное различие между этими режимами заключается в отношении скорости движения молекул жидкости к скорости движения всего объёма жидкости.

При равенстве этих скоростей (то есть когда скорость движения каждого солдата равна скорости движения всей колонны) имеем ламинарный режим движения жидкости.

В случае если скорость движения молекул больше, чем скорость движения всего объёма жидкости (то есть Моськи понапрасну и много бегают вокруг Слона) имеем турбулентный режим жидкости.

В обратном случае, когда скорость движения молекул меньше, чем скорость движения всего объёма жидкости (передовые колонны устремились вперёд, а остальные тянутся позади), жидкости приходится разрывать межмолекулярные связи, образуются внутриводные полости-разрывы, имеем кавитационный режим движения жидкости.

А почему же критические значения числа Re (соответствующие переходу между ламинарным и турбулентным режимами жидкости) приводятся разные?

Надо отметить 3 факта: 1) эксперименты по его выявлению проводятся в трубах (а, не, например, в лотках); 2) вместо характерного расстояния h вводят диаметр трубы d, это неправомерно, но 3) связь с диаметром вместо h в числителе действительно прослеживается.

Эксперименты в трубах наводят на мысль об ограничивающих условиях (аналогично ограничивающей сущности относительной ширины поймы для формирования русел рек). То есть в одном числе Re скрыты на самом деле 2 фактора: первый – активный. И второй – относительная теснота трубы, что-то типа d/h, но он проявляется только тогда, когда диаметр трубы d меньше характерного линейного размера h, то есть он пассивный. Его проявление заключается в том, что в тесных трубах, когда, судя по «настоящему» активному фактору (где h, а не диаметр d), уже вроде бы должен быть турбулентный режим, но h

Пусть с·λ=const, тогда можно построить такой график, представляющий собой гиперболу в поле скорости потока (v) и характерной длины (h). Эта кривая разграничивает ламинарный и турбулентный режимы движения. Всё было бы хорошо, если бы не было ограничивающего условия (относительная теснота трубы). Пусть имеем состояние со скоростью v1 и характерной длиной h1. (Оно показано на рис. в виде точки 1). Но если всё это происходит в трубе диаметром d, то такое ограничивающее условие заставляет режим быть ламинарным (точка 2).

 

Рис. Области ламинарного и турбулентного режима движения жидкостей и влияние диаметра трубы (ограничивающего условия) на изменение режима.

 

Отсюда можно сделать вывод, что формальное использование числа Рейнольдса не правомерно. В трубах имеется выраженная связь режима движения жидкости с диаметром трубы из-за ограничивающей сущности размера поперечного сечения трубы. Там правомерно использования стандартной формы числа Рейнольдса с произведением скорости и длины в числителе и в знаменателе.

Для потоков с открытой водной поверхностью ограничивающего фактора нет, введение в числитель и знаменатель линейных величин не требуется. Достаточно лишь отношения скоростей частиц жидкости и всей жидкости в целом.

Литература

1. Кондратьев А.Н. Причина образования извилистости: меандрирование рек и других природных потоков // Известия РАН. Серия географическая, 2000, № 4, с. 42-44.

2. Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия, СПб., Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга. 1998, 395 с.

3. Проблемы турбулентности. Сборник переводных статей под ред. М.А. Великанова и Н.Т. Швейковского. М.-Л., ОНТИ, 1936, 332 с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.